Василий Григорьевич Перов - один из лучших русских живописцев новейшего
времени, родился в Тобольске, 23 декабря 1833 года. Окончив курс в арзамасском
уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе.
Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы
в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину "Распятие"
(находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда). В 1853 году поступил
в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками
М. Скотти, А. Мокрицкого и Зарянко. В 1856
году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы
мальчика, получил малую серебренную медаль. За этой наградою последовали другие,
присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебренную медаль, за картину
"Приезд станового на следствие", в 1860 году - малую золотую медаль, за картины
"Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году -
большую золотую медаль, за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения
Перова и написанные им вскоре после того "Проповедь в селе", "Сцена на могиле"
(в Третьяковской галерее, в Москве) и "Чаепитие в Мытищах" (там же), будучи
выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и
показали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником
Федотова, не менее его наделенным тонкой
наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко
выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и
технике, чем автор "Сватовства майора". Получив, вместе с большой золотой
медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в
1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около
полутора года в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько
картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток",
"Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре, "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и
пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не
дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, а потому, с
разрешения академии, в 1864 году возвратился в Россию до окончания срока своего
пенсионерства. Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же
направлении, на которое вступил в начале своей артистической карьеры, и в период
времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во
главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными
живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под его кисти вышли такие
бесподобные картины, как "Очередная у фонтана", "Монастырская трапеза",
"Проводы покойника", "Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник"
(там же), "Приезд гувернантки в купеческий дом" (там же), "Учитель рисования"
(у наследников Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской галерее),
"Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же),
"Рыболов" (там же),
"Охотники на привале (там же) и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих
картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за "Птицелова", в
1870 году, он получил звание профессора. Однако, рядом с такими замечательными
произведениями, порою появляются у Перова картины, странно задуманные и неудачно
исполненные, например "Божия Матерь с Христом у житейского моря" и
"Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он пристращается к портретной
живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и
способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной
палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания.
Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки,
экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь
некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе -
портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского,
А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина,
Ф. М. Достоевского и купца Камынина.
Получив в 1871 году место профессора в московском училище живописи, ваяния и
зодчества и примкнув около того же времени к товариществу передвижных
художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал
писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще
уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее
увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть
живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду",
"Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и др.) и, наконец, пристрастился к темам
из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане",
"Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних
произведениях Перова еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в
былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они
слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании
их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей
жизни Василий Григорьевич Перов пустился в литературу и напечатал в газете
"Пчела" за 1875 год и в
"Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881-1882 годы несколько не
лишенных занимательности рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он
умер от чахотки, в селе Кузьминках, неподалеку от Москвы 29 мая 1882 года.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь"
Ссылки на эту страницу