Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Павел Лебешев. Кинооператор от Бога


Павел Лебешев - оператор, сын оператор
Оператор Никиты Михалкова, и не только
Биография Лебешева

В воскресенье стало известно о смерти от острой сердечной недостаточности прекрасного русского кинооператора Павла Лебешева. Павел Лебешев начал работать в кино с юности. Его отец, известный советский кинооператор Тимофей Павлович Лебешев, которого зрители помнят по фильму «Девчата», привел сына на «Мосфильм» в конце пятидесятых. Паша работал ассистентом оператора, затем поступил во ВГИК.

Его дебют в кино – художественный фильм «Ангел» с режиссером Андреем Смирновым.Сказался опыт работы ассистента оператора и врожденный талант: фильм был снят вполне профессионально.

Нужно сказать, что в шестидесятых «проявилось» целое созвездие молодых советских кинематографистов, - ярких, талантливых и глубоких, несмотря на молодость, художников. Среди кинооператоров были такие звезды, как С. Урусевский, В. Юсов; уже заявили себя Г. Рерберг, В. Железняков, Алисов… На их фоне трудно было выделиться, но Павел Лебешев уверенно занял место в тройке ведущих кинооператоров Советского Союза.

У нас в стране существовало три школы операторов: московская, ленинградская и грузинская. Каждая из этих школ дала нашему отечественному кино замечательных мастеров, но авторитет Вадима Юсова, Георгия Рерберга и Павла Лебешева непререкаем, - это по праву крупнейшие мастера современного кино.

С самой первой профессиональной работы («Город первой любви», 1968) Павел Тимофеевич «нащупывал» свой собственный стиль. Художнически чуткий, Лебешев вместе с режиссерами искал в каждой новой работе наиболее точную форму. От документально-бытового, нарочито небрежного стиля в фильмах режиссера Андрея Смирнова («Ангел», «Белорусский вокзал») Павел Тимофеевич пришел к «своему» стилю, который сформировался в работе с молодыми тогда режиссером Никитой Михалковым и художником-постановщиком Александром Адабашьяном. Уже в первой своей совместной работе («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1973) они развили новый художественный стиль в кино, заявленный в работах Тарковского и Рерберга.Известный кинокритик Матизен впоследствии назвал его «живописным стилем». Наверное, нет более лестного эпитета для оценки операторской работы, как «живописная».

Совместная работа этих трех художников – Михалкова, Адабашьяна и Лебешева, дала нам такие живописные, эстетские по своей форме фильмы, как «Раба любви» (1975г.), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977г.), «Несколько дней из жизни Обломова» (1979г.), «Родня» (1981г.) «Сибирский цирюльник» (1997г.).

Все помнят фильм «Пять вечеров» Н. Михалкова, который Лебешев снимал «под жизнь», используя в кадре почти исключительно свет от лампы, торшера, люстры.

Кинокритики видели в операторской работе Лебешева «любование предметной средой», а сам Павел Тимофеевич легкомысленно объяснял прелесть своего изображения «тряпошным светом»: пространство теней в его кадрах было наполнено световыми рефлексами, придававшими его работам глубину, объемность и пресловутую живописность.

За свою творческую жизнь Павел Лебешев снял более сорока фильмов, среди них двух- и многосерийные картины. Многие из его работ еще при его жизни стали отечественной киноклассикой.

Как ни странно, Павел Тимофеевич за свое творчество отмечался наградами и призами нечасто, - видимо, не стремился их получить. В 1972 году он стал лауреатом Государственной премии Советского Союза, в 1986-м получил орден «Знак почета», в 1992-м получил звание Народного артиста Российской Федерации, в 1996-м – орден «За заслуги перед Отечеством 4-й степени» и в 2000-м году –«За заслуги перед Отечеством 3-й степени». Вот и все награды.

Впрочем, повторюсь, работал он не ради наград и степеней. Работа, творчество были стилем и смыслом его жизни. Каждый год он снимал по фильму, но были годы, когда он умудрялся снять по три-пять фильмов! И это была работа на высочайшем профессиональном и творческом уровне. Например, в 1993 году он снял фильмы «Тюремный романс» (реж. Е. Татарский), «Анна. От шести до восемнадцати (совместно с операторами В. Юсовым, в. Алисовым и Э. Караваевым) (реж. Н. Михалков), «Грех. История страсти» (реж. В. Сергеев), «Над темною водой» (реж. Д. Месхиев) и «Настя» Георгия Данелии.

Один из величайших американских кинооператоров двадцатого века Грэг Толанд на вопрос, что такое хороший оператор, сказал примерно следующее: «Хороший оператор, это не просто человек, который хорошо умеет снимать, но обязательно человек общительный и имеющий счет в банке». Толанд имел в виду независимость оператора, творческую и финансовую. Павел Тимофеевич Лебешев точно отвечает этому определению, только вместо счета в банке он обладал непререкаемым профессиональным авторитетом художника. Режиссеры всех поколений буквально гонялись за ним, рвали его на части. Может быть, именно поэтому Лебешев никогда не отдыхал, а работал из картины в картину. Если работа была интересной, он не умел отказываться от нее. И, может быть, именно поэтому ушел от нас на пике своей творческой активности, ведь 15 февраля ему исполнилось всего шестьдесят два года.

Для всех нас, работавших с Павлом Лебешевым, или просто знавших его, он останется в памяти очень добрым и отзывчивым, невероятным матершинником, который матом не ругался, а говорил им, был общительным и компанейским человеком, который здорово готовил шашлыки, любил своих друзей и свою работу.

Вечная ему память.


Иван Бирюков, член Союза кинематографистов России
newsinfo.ru 25.02.2003


Добавить комментарий к статье




Павел Лебешев - оператор, сын оператор
Оператор Никиты Михалкова, и не только
Биография Лебешева


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru