Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Японии для путешественников
  • Бейрут. Город пяти имен
  • Павел Лебешев - оператор, сын оператора

  • Кинооператор от Бога
  • Оператор Никиты Михалкова, и не только
  • Биография Лебешева


  • Известные операторы умирают по-разному. Как и другие простые смертные. Павел Тимофеевич Лебешев, один из лучших отечественных операторов, в один из дней февраля 2003 года сел за стол и умер, просто и вдруг. Интересно, смог бы он снять выразительно свой такой прозаический уход?

    Павла Лебешева, которому в нынешнем феврале исполнилось бы 65, называли самым-самым, легендарным, первым из… А сам он называл оператора второй женой режиссера или его невестой, которую могут позвать под венец, а могут ведь и не позвать. Павла Лебешева позвал прежде всего Никита Михалков. Уже с багажом знаменитого «Белорусского вокзала» (кстати, свою работу в фильме Андрея Смирнова Лебешев оценивал невысоко) оператор терпеливо ждал, когда начинающий Никита Сергеевич отбарабанит свое в военно-морских силах и вернется в Москву. Вернулся, демобилизовавшись, и мобилизовал на благое дело своих соавторов — трио-содружество Михалков — Адабашьян — Лебешев энергично начало свой славный путь в советском кинематографе.

    «Свой среди чужих, чужой среди своих» сразу же обратил на себя внимание, в том числе и качественной операторской работой. Разве можно забыть эту карету, мчащуюся в никуда с косогора, и этих друзей в их заоблачном счастье, и многое другое, просто-таки кричащее: «Посмотрите, как мы молоды, как талантливы!» Атмосфера картины говорила недвусмысленно: создатели ее понимали друг друга с полуслова, были действительно своими среди своих.

    И «Раба любви» получилась таким изысканным и утонченным фильмом не в последнюю очередь благодаря Лебешеву. Это кино, повествующее о мире кино начала ХХ века — наивном, уходящем, беспомощном и немом в окружении шальных и безжалостных выстрелов, было подано так трогательно и точно! Один из главных героев этой ленты — оператор-подпольщик Потоцкий в исполнении Родиона Нахапетова — погибал здесь очень нелепо и очень красиво. Лебешев постарался, сделав гибель коллеги такой яркой и запоминающейся. Но не всем операторам суждена такая художественно выразительная смерть.

    Александр Адабашьян, работавший на «Рабе любви» художником, вспоминает: «Сцену, когда Ольгу Вознесенскую окружала толпа обезумевших поклонников, снимал второй оператор, а Лебешев потерянно и отрешенно сидел рядом. В тот день ему сообщили, что в Москве скончалась его сестра Марина, скончалась от заражения крови после самого обычного медицинского укола». Марина была первой женой А. Адабашьяна, и с тех пор, когда по ТВ показывали «Рабу любви», Лебешев и Адабашьян не могли смотреть эту сцену.

    А во время съемок «Неоконченной пьесы для механического пианино» в подмосковном Пущино они самозабвенно играли в футбол и вовсю играли в утонченную интеллигентность. «Простите, милейший, не могли бы вы убрать ногу с этого кабеля?» — так или примерно так обращались они друг к другу. И это притом, что Павел Тимофеевич Лебешев имел репутацию мощного матерщинника. Его даже пытались материально наказывать (штрафные деньги надо было бросать в специальную стеклянную банку), но все напрасно.

    На «Обломове», следующей картине Михалкова, было уже не так или не совсем так. Что-то треснуло, но все же главное — профессионализм, который не пропьешь, оставалось. Создателям «Обломова» удивительно удалось передать своеобразие русского духа, русского человека на фоне русской природы, эту звенящую ноту напрасно или, может быть, совсем не напрасно прожитой жизни.

    Конечно, Павел Лебешев быстро рос профессионально и в период своей творческой зрелости был уже совершенно не похож на того Лебешева, который на съемках картины «Молчание доктора Ивенса», проходивших в Судаке, отвечал за подводные съемки и наличие дельфинов. Как смешно: подводные дела — и Лебешев, забегавший при купании в море исключительно на минуточку: фыркнет, пару брызг — и обратно!

    Лебешев работал и отдыхал в Судаке на полную катушку — на набережной покупали его джинсы за 40 рублей, и он, счастливый, снимал и продавал их прямо там. А потом под хмельком с каким-то капитаном выпускал из вольера с таким трудом пойманных для съемок дельфинов с криками: «Они же как дети!»

    В соловьевской «Ассе» он очень красиво снял Крым, Ялту, в том числе и Ялту зимнюю. Он снял все это достаточно холодно, холодно ровно настолько, насколько холоден был бандит с теплой фамилией Крымов в исполнении Станислава Говорухина.

    Это он, Лебешев, придумал в «Родне» стадион и бегуна по жизни и от жизни. Он и сыграл в этой самой «Родне» ресторанного повара — сыграл вместе со своими коллегами, Михалковым и Адабашьяном, изображавшими официантов. Это он блестяще выдержал в «Пяти вечерах» стиль едва ли не документального ретро.

    А в «Сибирском цирюльнике», снятом щедро, с истинно купеческим размахом, именно Лебешев придумал специальную конструкцию, позволявшую снимать дуэль Меньшикова с Башаровым со всех точек при помощи камеры, ездившей по кругу. Изобретение это назвали «пашамобиль».

    И воробей, прыгающий вдоль строя юнкеров в этом же «Цирюльнике», не случаен. Было специально припасено пять воробьев, и Лебешев снимал пять дублей. Паша, достань воробышка!

    Паша со своей камерой творил чудеса в Чечне, где снимал «Кавказского пленника» с Бодровым и Меньшиковым и сумел тонко передать неповторимую горную лермонтовскую синеву, и на Диксоне, где вместе с Денисом Евстигнеевым сочинял «Маму». В «Маме» Лебешев, кстати, сыграл роль морского волка, капитана ледохода. Сыграл он и в фильме «Азазель» по Акунину, где был оператором и актером у режиссера с такой близкой ему фамилией — Адабашьян.

    Что еще? Был лауреатом многих премий: Государственной — за «Кавказского пленника», Оксфордской — за «Обломова», «Ники» — за «Первую любовь». Работал с Рязановым на съемках «Привет, дуралеи!», с Данелией — «Кин-дза-дза», с Филатовым — «Сукины дети».

    Что еще? Был потомственным оператором, сыном отличного оператора Тимофея Лебешева — и, может быть, это самое главное — соответствовал фамилии, не подвел, не подкачал. Снял более 50 фильмов. Очень не любил давать интервью и рассказывать о своем творчестве, поэтому и отказался преподавать во ВГИКе, где когда-то учился заочно. Родился в Баку, как и чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, как легендарный разведчик Рихард Зорге. С Павлом Лебешевым тоже можно было спокойно пойти в разведку.


    АНТОН КОРЗИН
    Первая крымская N 62, 18 ФЕВРАЛЯ/24 ФЕВРАЛЯ 2005


    Добавить комментарий к статье



  • Кинооператор от Бога
  • Оператор Никиты Михалкова, и не только
  • Биография Лебешева



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru