| |||
Влас Михайлович Дорошевич. Опера, или Искусство сделаться в один год знаменитым тенором • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. Опера, или Искусство сделаться в один год знаменитым тенором Посвящается всем, у кого плохи дела Идите в теноры. Лучшая из профессий. Ваш капитал у вас в горле. Тенор напоминает того счастливца из сказок Шехерезады, которого добрый волшебник наградил способностью плевать золотом. Куда ни плюнет, -- золотой. Тенор, это самая выгодная профессия. Если у него один крик и никакого уменья, говорят: -- Но что за богатый материал! Если пропал голос, уверяют: -- Зато уменье! Мы слышали г. Кардинали, довольно безобразного крикуна, и восхищались. -- Теперь он не того... Но что это будет за певец! Какие данные! Учитывали его будущие высокие ноты и выдавали под них аплодисменты, в вид варрантной ссуды. Я слышал старичка Нодэна. Никакого голоса, зато: -- Ах, как он пел раньше! И его награждали аплодисментами в виде пенсии. А он уж переводил их у антрепренера на звонкую монету по существующему курсу на теноров. Тенор -- это человек, который поет голосом, своим прошлым и своим будущим. К тому же ему вечно будут подпевать психопатки. Относительно этих последних он может быть спокоен. Они будут всегда. Точно так же, как луна может быть спокойна, что у нее будут собаки и поэты, которые станут на нее лаять. "Оне" и "они" будут на нее выть совершенно независимо от того, будет она в фазе полнолуния, новолуния или на ущербе. Им все равно, потому что восторгаться их потребность. То же самое и психопатки. Поклоняться -- их потребность, и у вас всегда будет толпа поклонниц, удовлетворяющих этой их потребности. Я не говорю уже об успехах. Тенор в этом отношении вне сравнения и конкуренции. Он имеет успех не потому, что он сам красив, мужествен, храбр, благороден. От каждого из нас потребуют предъявления одного из этих качеств, хотя бы в небольшом размере. -- Есть ли оно у вас? Тенор же имеет успех потому, что Манрико -- благороден, Рауль -- храбр, Эрнани -- мужествен, а Фауст носит голубое трико. Последнее самое главное! Итак, теперь, когда я выяснил вам все выгоды теноровой профессии, мне остается только перейти к главному: -- Как сделаться знаменитым тенором? Очень просто. Поступите в извозчики. -- В извоз... Непременно! Публика ужасно любит, чтоб перед ней пели бывшие сапожники, портные, извозчики, мясники. Она обожает "случайные открытые таланты". И это "открытие" должно произойти по возможности патетически. Знаменитый импрессарио летел к не менее знаменитому тенору, который закапризничал и отказался петь. -- Кем я его заменю? -- с ужасом думал импрессарио и нетерпеливо понукивал извозчика: -- Скорее! Да на беду попался прескверный извозчик, -- импрессарио разозлился и ударил его по шее. Извозчик пронзительно крикнул. -- Да это do-diez! -- воскликнул изумленный импрессарио и заключил извозчика в объятия. Так должен быть найден тенор. Недурно, конечно, если вы при этом возьмете и споете, по просьбе импрессарио, тут же народную песенку, соберете толпу народа, вас отправят в участок, и околоточный (за отсутствием комиссара его может заменить простой городовой), узнав, что перед ним будущее светило, извинится перед вами. Полиция иногда отличается предусмотрительностью! Далее вам следует поступить к какому-нибудь знаменитому учителю пения. Но Боже вас сохрани у него учиться. Публика любит "самородков". Толпа не переносит превосходства и не допускает, чтоб певец понимал больше, чем она, в музыке. Увлеките жену вашего учителя, заведите корреспонденцию с его дочерью и наговорите ему дерзостей, но только сделайте так, чтоб он вас выгнал. Когда вас выгонят таким образом от четырех профессоров и из трех консерваторий, -- ваше музыкальное образование закончено. Подписывайтесь на все итальянские театральные газеты, уезжайте в Кишинев и посылайте телеграммы из Буэнос-Айреса: "Тенор Пшенини имел колоссальный успех. Triomfo completto, successo piramidale. Tutti arie bissati {Полный триумф, громадный успех. Все арии идут на бис (ит.).}. Публика вынесла его на руках". Какое дело редакции, что телеграмма из Кишинева, если в ней рассказывается об интересном происшествии в Буэнос-Айресе? Затем, переехавши в Бендеры, вы можете посылать телеграммы из Рио-де-Жанейро, Вальпараисо, вообще из города, который вам больше нравится. Это называется "путешествием по Америке". Путешествием, которое было сплошным триумфом для молодого артиста! Так это называется на языке итальянских театральных газет и агентов. Кто из теноров в свое время не объехал всей Южной Америки? Когда вы тоже объедете Америку и в ней не останется ни одного города, в котором стоило бы петь, бы берете билет из Бендер в Милан и таким образом переезжаете через Атлантический океан, вовсе не подвергаясь действию морской болезни. Теперь вам остается только ходить по галерее Виктора-Эммануила и ожидать русского импрессарио. Когда вы попадаете в Россию, вам нечего уже думать о том свете: рай не будет для вас новостью. Держитесь только одного правила. Берите дорого. Публика строго судит дешевых певцов и оправдывает дорогих. Это, впрочем, объясняется очень просто. Каждый человек старается чем-нибудь оправдать сделанную глупость. Он заплатил бешеные деньги, чтоб услыхать безголосого певца. Надо же найти какое-нибудь оправдание. -- Да-да... но знаете ли, школа... большой, большой артист... не жалею, что пошел, не жалею! Надо делать хорошую мину в дурной игре. -- Нужен ли при всем этом голос? Отчасти. Если у вас не будет голоса, у вас найдут "школу"; если у вас не будет "школы", отыщут нечто "врожденное"; если не отыщется ничего врожденного, найдут "игру". Да ведь отыщется же у вас хоть "замечательный драматический шепот", черт возьми! -- Ну, а для певиц нужен голос? -- слышу я пискливый дамский голосок. -- Лишнее, сударыня, совершенно лишнее. Чтоб сделаться певицей, голос, пожалуй, еще нужен. Но чтобы сделаться знаменитой певицей, -- вовсе нет. Чтобы сделаться знаменитостью, есть много средств и помимо голоса. Собственно говоря, это средство одно. Но оно универсально. Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Летний тенор (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Сын Сальвини (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Герои дня (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Дисциплинарный батальон (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Совет Мунэ-Сюлли (очерк) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |