Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Влас Михайлович Дорошевич. Герои дня


Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич.

Влас Михайлович Дорошевич.
Герои дня

Герой дня, бесспорно, г. Литвин.


О нем говорит вся русская пресса.


И благодаря нескромности газет, мы знаем имя этой "прелестной маски".


Его зовут...


Тут мне вспоминается эпизод, приключившийся когда-то с петербургским литератором Z, который был не только известен писаньем доносов, но даже служил... "и хорошо служил", как говорит Хлестаков.


В то время петербургские журналисты часто сходились в каком-то ресторанчике, носившем название "литературного".


Там же заседал всегда и один отставной генерал, большой любитель литераторов и литературы.


Однажды вечером генерал сидел в компании с литераторами, а за соседним столиком поместился в одиночестве Дзэт.


Дзэту давно хотелось познакомиться с генералом.


Он улучил минутку, чтобы ввязаться в разговор, и деликатненько вставил замечание:


-- Позвольте сказать, ваше превосходительство, что в данном случае вы не совсем, ваше превосходительство, по моему мнению, правы...


Генерал "воззрился":


-- А с кем имею честь говорить, имени, отчества, фамилии вашей не знаю!


Дзэт вскочил, шаркнул ножкой и поспешил отрекомендоваться:


-- Моя фамилия -- Дзэт!


Генерал отступил на два шага, поднял руки и, трагически потрясая ими, воскликнул с ужасом:


-- Не называйся!


Итак г. Литвина зовут С.К. Эфроном.


-- Не называйся!


"Северо-Западное Слово" сообщает, что этот г. Эфрон давно уже знаменит в Вильне.


Он занимался маклерством, продавал какие-то зверинцы.


Пытался сорвать где-то какой-то куртаж, но, претерпев неудачу, занялся другими делами, -- не лучше.


Он написал пьесу "Сыны Израиля", у которой есть история и даже география.


"Театр и Искусство" вспоминает:


-- В Одессе г-жа Волгина поставила эту пьесу, но спектакля не докончили, потому что пришлось вызвать сотню казаков для полного "ансамбля".


"Будущность" припоминает:


-- В январе этого года актер г. Травинский, игравший в Екатеринбурге, хотел поставить пьесу г. Эфрона в свой бенефис, но начальник губернии не разрешил этого.


Когда ее хотели поставить в Севастополе, актеры отказались играть и возвратили роли.


Когда ее хотели поставить два года тому назад в Петербурге, в пьесе отказался играть г. Далматов, отказался играть г. Бравич. Теперь отказались играть г-жа Яворская, г. Яковлев.


Такова пьеса.


Ее никто не хочет играть.


А когда находятся актеры, готовые сыграть даже эту пьесу, -- ее вышвыривает администрация.


Когда же и администрация оказывает пьесе "терпимость", -- для успеха пьесы приходится вызывать сотню казаков.


И так от Екатеринбурга до Севастополя!


Пьесу вышвырнули с Александринской сцены, несмотря на то, что на ней есть бланк Крылова, -- а с этим бланком на этой сцене пьесы учитываются всегда.


Он имеет кредит в учетном комитете, который называется театрально-литературным.


Когда, наконец, отовсюду изгнанный г-н Эфрон принес подкинуть своих "Сынов" в Малый театр, то даже в Малом театре ему сказали:


-- Вы бы, все-таки, того... Прикрылись... И сами бы прикрылись и пьесу прикроете!


Г-н Эфрон сам прикрылся псевдонимом "Литвин", а пьесу прикрыл названьем "Контрабандисты".


И вот Малый театр переживает теперь последний день приговоренного к смерти.


К артистам являются депутации от публики, -- люди, знакомые только с тем, что лучшего есть в артисте, -- с их талантом, а не с ними лично.


И говорят:


-- Мы любим вас. Мы уважаем вас. Неужели вы будете играть в такой пьесе?


И эти люди -- не евреи, это русские обращаются к артистам.


Растерянные артисты прибегают к знакомым, умоляя прийти на генеральную репетицию:


-- Скажите, что там нужно вычеркнуть! Как "почистить" пьесу?


Опять-таки они обращаются не к евреям. Они обращаются к русским людям, потому что русскому обществу претит эта пьеса.


Русское общество возмущено.


Русское общество протестует:


-- Довольно грязи! Доносов! Клеветы! Мы не хотим, чтобы и сцену превращали в кафедру гнусности.


Даже сцену Малого театра! Потому что и в "бельёрничестве" должны быть границы.


И вот среди этого шума, среди ропота негодования раздается громкий женский голос:


-- Пустите меня! Вперед пустите! Меня вперед! Меня! Меня!


Чей это знакомый голос?


Прислушаемся...


-- Меня вперед! Меня!


Да это г-жа Яворская!


-- Господа, пропустите г-жу Яворскую вперед!.. Ради Бога, что случилось?


-- Я отказалась играть в этой пьесе! -- трагически говорит г-жа Яворская.


-- И были совершенно правы! Не приходите от этого в трагическое настроение! Раз пьеса, по вашему мнению, клевета, -- всякий человек имеет право отказаться повторять клевету. И артист, конечно, в том числе. Успокойтесь! Другие до вас поступали точно так же. Из-за чего же столько волнений? Зачем впадать в трагедию? Успокойтесь! Ей-Богу, вы ничего особенного не сделали!


Но г-жа Яворская взволнована.


-- Я отказалась! Я отказалась! И об этом напечатано в газетах. Вот "Северный Курьер!" Читайте! Читайте! Все, все читайте! Об этом напечатано в газетах.


Остается улыбнуться и сказать:


-- Надо терпеть, г-жа Яворская! Что делать! Ваша судьба!


Когда г-жа Яворская едет на гастроли по провинциальным городкам, -- все телеграфные проволоки звенят.


И даже в Иркутске изумленный редактор местной газеты получает телеграмму "Российского агентства":


Мелитополь. Гастроли г-жи Яворской возбуждают невиданный даже в Париже фурор.


Когда г-жа Яворская читает на пушкинских торжествах, не поймешь:


-- Да при чем же Пушкин в этом чествовании г-жи Яворской? Так много в дружественных газетах пишут о г-же Яворской и так мало о Пушкине.


В г-жу Яворскую влюблены все типографские машины и телеграфные проволоки.


Что делать, сударыня! Надо терпеть! До сих пор писали только тогда, когда вы играли, теперь, оказывается, будут писать даже тогда, когда вы не будете играть! "Шла пьеса такая-то. Г-жа Яворская не играла и была очень хороша". Надо терпеть! Слава!


Тут г-жа Яворская принимает самую трагическую из своих трагических поз, мучительно сжимает свои руки, закатывает глаза. Мертвенная бледность покрывает ее лицо, она говорит сквозь зубы потрясающим голосом, в котором слышно страдание и даже самая смерть:


-- Я пострадала! Поймите вы! Я по-стра-да-ла!!!


Мы все наполняемся ужасом:


-- Как? Когда? Где?


-- Я жертва бесчеловечной мести! -- трагически продолжает г-жа Яворская. -- После того, как я отказалась играть в пьесе Литвина, и об этом появилось в газетах, я играла "Бесправную", и вот вам номер "Нового Времени".


Она с трагическим хохотом подает нам номер газеты:


-- Ни слова о мне! Я жертва мщенья! Я пострадала! Я по-стра-да-ла!!!


Нам снова остается только улыбнуться и начать утешать страдающую женщину.


-- Да полноте, да что вы? Ну, какое же тут страдание? Улыбнитесь над таким мщением! Ну, улыбнитесь! Это удар кинжала, который только заставляет смеяться людей, боящихся щекотки! Ей-Богу, вы напрасно делаете из этого трагедию! Ей-Богу, ничего особенного не случилось!


Сотни раз вы играли плохо, а "Новое Время" писало, что вы играли превосходно.


Театр был пуст, а "Новое Время" уверяло, что он был переполнен.


Шикали, а "Новое Время" писало:


-- Была устроена грандиозная овация!


Публика смеялась, а "Новое Время" говорило:


-- Публика плакала.


Теперь вы играли, а "Новое Время" об этом не сообщило.


Что же случилось особенного?


Оно лишний раз утаило от публики истину относительно вас.


Только и всего!


Наконец, вот вам утешение.


Достаньте вырезку из "Нового Времени" и прочтите знаменитую телеграмму о том, будто в Париже предполагается международный вечер с участием трех звезд: Сарры Бернар, Элеоноры Дузэ и Сарры-Элеоноры Яворской!


Тоже ничего не было, а напечатали, будто было.


Теперь было, а промолчали: словно и не было.


Вот и квиты!


Улыбнитесь же.


-- Я не могу улыбаться! -- говорит г-жа Яворская.


-- Она по-стра-да-ла! -- мрачно вторит "Северный Курьер".


Господа, зачем пугать людей и рассказывать "ужасти". Самый забавный водевиль, -- и только.


Разве до сих пор в "Новом Времени" были рецензии о г-же Яворской?


Это были панегирики, оды, акафисты, но не рецензии. Как бы ни играла г-жа Яворская, писали:


-- Превосходно!


Это было сладкое, которое подносили г-же Яворской.


Ну, вот. Г-жа Яворская рассердила г. Суворина, он и оставил ее без сладкого.


Какая же это трагедия?


Ну, что это будет за трагедия? Судите сами!


Сцена представляет какую-то средневековую площадь. Стоны. Толпа.


Г-жа Яворская. К столбу меня! К столбу!


Горожане. Да зачем? Зачем?


Г-жа Яворская. Нет, нет, к столбу! Как мученица, хочу быть у столба! Пусть меня сожгут на костре из пьесы "Контрабандисты"! Похороните меня рядом с Иоанном Гуссом и напишите об этом в газетах.


Горожане. Да не умирайте вы, Лидия Борисовна! Ведь это будут слезы! Горькие слезы!


Г-жа Яворская. Ах, не просите! Я умру, я непременно умру! Вот еще новости! Я помирать хочу, а они говорят: не помирайте! Хочу страдать, -- и страдаю. Захочу помереть, -- и помру.


(В отдалении слышится голос г. Суворина).


Голос г. Суворина (поет). Захочу, -- напишу,


Захочу, -- промолчу,


Мне газета дана-а-а,


Вся послушна мне сполна!


Г-жа Яворская. Голос Торквемады! Зажигайте костер и напишите в газетах! (Вдохновенным голосом.) Народ, народ, страдавший много! О, Агасфер -- народ! Смотри, как за тебя здесь погибаю я! Я мученица, я жертва! Костер! Огня!


1-й горожанин. Должно быть, сильно мучается барыня! Смерти просит!


2-й горожанин. Пыткам ее подвергали, видно!


3-й горожанин (с увлечением). Жилы тянули-с ! Да как! Медленно!


4-й горожанин (увлекаясь еще сильнее). Колесовали!


5-й горожанин (увлекшись окончательно). Руки, ноги, голову отрубили!


6-й горожанин. Буде врать-то! Хоть бы узнать, в чем дело. У курьера, что ли, спросить! Послушай, любезный, расскажи, в чем дело!


Северный Курьер (горячо). В наш век универсального прогресса гуманных и утилитарных идей, когда каждый индивидуум, без всякой санкции импозантных авторитетов, доктринеров дряхлеющей рутины, смело заявляет свои легальные права...


Горожане (задумчиво). Тэк-с!.. Вон оно что... Да мучили-то чем? Мучили-то?


Г-жа Яворская (умирающим голосом). Меня... меня... меня...


Горожане. Да не томи, скажи!


Г-жа Яворская. Меня оставили без сладкого!


(Народ безмолвствует).


Ну, какая же это трагедия? Это водевиль.


И там, где поднимается общественное негодование, нет места таким фарсам. Истерические выкрикивания только лишают его серьезности и внушительности.


Мне, тем не менее, жаль г-жу Яворскую, попавшую хоть и в водевильную беду. И чтоб утешить ее, я готов ей посвятить одну страничку из моих воспоминаний.


Дама в палевом платье.


(Посвящается Л.Б. Яворской).



Хоронили Жюля Симона.


На похоронах был "весь Париж".


Процессия входила на Монмартрское кладбище.


Впереди несли гроб, покрытый трехцветным знаменем.


За гробом шли родные, за ними -- представитель президента, за ним -- правительство, за ним -- сенаторы. За сенаторами -- депутаты. За депутатами -- "бессмертные" в мундирах, вышитых пальмами. За "бессмертными" -- журналисты.


А среди журналистов шла дама, которая, уже когда процессия была на кладбище, спросила:


-- Кстати, кого хоронят?


Журналисты улыбнулись.


Не успели они, однако, ответить, как дама была уже среди "бессмертных".


Приподняв страшно шумевшее шелком платье, она шагала быстро и энергично.


-- Ого! Как скоро прошла в "бессмертные"! -- сказал кто-то.


"Бессмертные" с изумлением глядели на шествовавшую среди них даму.


Но не прошло и двух минут, как кто-то воскликнул:


-- Смотрите, смотрите! Она уже в депутатах!


-- Она проходит в сенат!


Про Жюля Симона, кажется, все забыли. Все были заняты дамой.


-- Держу пари, -- воскликнул кто-то, -- что она пройдет в президенты!


А дама уже шла во главе кортежа, рядом с изумленным представителем главы государства.


-- Ей остается теперь только одно!


-- Что именно?


-- Выбросить из гроба Жюля Симона и лечь самой в гроб, чтобы быть первым лицом на похоронах.


Но дама, однако, этого не сделала.




Не пропустите:
Влас Михайлович Дорошевич. Дисциплинарный батальон (очерк)
Влас Михайлович Дорошевич. Совет Мунэ-Сюлли (очерк)
Влас Михайлович Дорошевич. Демон (очерк)
Влас Михайлович Дорошевич. Вий [Петербургское предание (Рассказано пасечником Рудым Панько)] (очерк)
Влас Михайлович Дорошевич. В старое время (очерк)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru