| |||
Влас Михайлович Дорошевич. Герои дня • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. Герои дня Герой дня, бесспорно, г. Литвин. О нем говорит вся русская пресса. И благодаря нескромности газет, мы знаем имя этой "прелестной маски". Его зовут... Тут мне вспоминается эпизод, приключившийся когда-то с петербургским литератором Z, который был не только известен писаньем доносов, но даже служил... "и хорошо служил", как говорит Хлестаков. В то время петербургские журналисты часто сходились в каком-то ресторанчике, носившем название "литературного". Там же заседал всегда и один отставной генерал, большой любитель литераторов и литературы. Однажды вечером генерал сидел в компании с литераторами, а за соседним столиком поместился в одиночестве Дзэт. Дзэту давно хотелось познакомиться с генералом. Он улучил минутку, чтобы ввязаться в разговор, и деликатненько вставил замечание: -- Позвольте сказать, ваше превосходительство, что в данном случае вы не совсем, ваше превосходительство, по моему мнению, правы... Генерал "воззрился": -- А с кем имею честь говорить, имени, отчества, фамилии вашей не знаю! Дзэт вскочил, шаркнул ножкой и поспешил отрекомендоваться: -- Моя фамилия -- Дзэт! Генерал отступил на два шага, поднял руки и, трагически потрясая ими, воскликнул с ужасом: -- Не называйся! Итак г. Литвина зовут С.К. Эфроном. -- Не называйся! "Северо-Западное Слово" сообщает, что этот г. Эфрон давно уже знаменит в Вильне. Он занимался маклерством, продавал какие-то зверинцы. Пытался сорвать где-то какой-то куртаж, но, претерпев неудачу, занялся другими делами, -- не лучше. Он написал пьесу "Сыны Израиля", у которой есть история и даже география. "Театр и Искусство" вспоминает: -- В Одессе г-жа Волгина поставила эту пьесу, но спектакля не докончили, потому что пришлось вызвать сотню казаков для полного "ансамбля". "Будущность" припоминает: -- В январе этого года актер г. Травинский, игравший в Екатеринбурге, хотел поставить пьесу г. Эфрона в свой бенефис, но начальник губернии не разрешил этого. Когда ее хотели поставить в Севастополе, актеры отказались играть и возвратили роли. Когда ее хотели поставить два года тому назад в Петербурге, в пьесе отказался играть г. Далматов, отказался играть г. Бравич. Теперь отказались играть г-жа Яворская, г. Яковлев. Такова пьеса. Ее никто не хочет играть. А когда находятся актеры, готовые сыграть даже эту пьесу, -- ее вышвыривает администрация. Когда же и администрация оказывает пьесе "терпимость", -- для успеха пьесы приходится вызывать сотню казаков. И так от Екатеринбурга до Севастополя! Пьесу вышвырнули с Александринской сцены, несмотря на то, что на ней есть бланк Крылова, -- а с этим бланком на этой сцене пьесы учитываются всегда. Он имеет кредит в учетном комитете, который называется театрально-литературным. Когда, наконец, отовсюду изгнанный г-н Эфрон принес подкинуть своих "Сынов" в Малый театр, то даже в Малом театре ему сказали: -- Вы бы, все-таки, того... Прикрылись... И сами бы прикрылись и пьесу прикроете! Г-н Эфрон сам прикрылся псевдонимом "Литвин", а пьесу прикрыл названьем "Контрабандисты". И вот Малый театр переживает теперь последний день приговоренного к смерти. К артистам являются депутации от публики, -- люди, знакомые только с тем, что лучшего есть в артисте, -- с их талантом, а не с ними лично. И говорят: -- Мы любим вас. Мы уважаем вас. Неужели вы будете играть в такой пьесе? И эти люди -- не евреи, это русские обращаются к артистам. Растерянные артисты прибегают к знакомым, умоляя прийти на генеральную репетицию: -- Скажите, что там нужно вычеркнуть! Как "почистить" пьесу? Опять-таки они обращаются не к евреям. Они обращаются к русским людям, потому что русскому обществу претит эта пьеса. Русское общество возмущено. Русское общество протестует: -- Довольно грязи! Доносов! Клеветы! Мы не хотим, чтобы и сцену превращали в кафедру гнусности. Даже сцену Малого театра! Потому что и в "бельёрничестве" должны быть границы. И вот среди этого шума, среди ропота негодования раздается громкий женский голос: -- Пустите меня! Вперед пустите! Меня вперед! Меня! Меня! Чей это знакомый голос? Прислушаемся... -- Меня вперед! Меня! Да это г-жа Яворская! -- Господа, пропустите г-жу Яворскую вперед!.. Ради Бога, что случилось? -- Я отказалась играть в этой пьесе! -- трагически говорит г-жа Яворская. -- И были совершенно правы! Не приходите от этого в трагическое настроение! Раз пьеса, по вашему мнению, клевета, -- всякий человек имеет право отказаться повторять клевету. И артист, конечно, в том числе. Успокойтесь! Другие до вас поступали точно так же. Из-за чего же столько волнений? Зачем впадать в трагедию? Успокойтесь! Ей-Богу, вы ничего особенного не сделали! Но г-жа Яворская взволнована. -- Я отказалась! Я отказалась! И об этом напечатано в газетах. Вот "Северный Курьер!" Читайте! Читайте! Все, все читайте! Об этом напечатано в газетах. Остается улыбнуться и сказать: -- Надо терпеть, г-жа Яворская! Что делать! Ваша судьба! Когда г-жа Яворская едет на гастроли по провинциальным городкам, -- все телеграфные проволоки звенят. И даже в Иркутске изумленный редактор местной газеты получает телеграмму "Российского агентства": Мелитополь. Гастроли г-жи Яворской возбуждают невиданный даже в Париже фурор. Когда г-жа Яворская читает на пушкинских торжествах, не поймешь: -- Да при чем же Пушкин в этом чествовании г-жи Яворской? Так много в дружественных газетах пишут о г-же Яворской и так мало о Пушкине. В г-жу Яворскую влюблены все типографские машины и телеграфные проволоки. Что делать, сударыня! Надо терпеть! До сих пор писали только тогда, когда вы играли, теперь, оказывается, будут писать даже тогда, когда вы не будете играть! "Шла пьеса такая-то. Г-жа Яворская не играла и была очень хороша". Надо терпеть! Слава! Тут г-жа Яворская принимает самую трагическую из своих трагических поз, мучительно сжимает свои руки, закатывает глаза. Мертвенная бледность покрывает ее лицо, она говорит сквозь зубы потрясающим голосом, в котором слышно страдание и даже самая смерть: -- Я пострадала! Поймите вы! Я по-стра-да-ла!!! Мы все наполняемся ужасом: -- Как? Когда? Где? -- Я жертва бесчеловечной мести! -- трагически продолжает г-жа Яворская. -- После того, как я отказалась играть в пьесе Литвина, и об этом появилось в газетах, я играла "Бесправную", и вот вам номер "Нового Времени". Она с трагическим хохотом подает нам номер газеты: -- Ни слова о мне! Я жертва мщенья! Я пострадала! Я по-стра-да-ла!!! Нам снова остается только улыбнуться и начать утешать страдающую женщину. -- Да полноте, да что вы? Ну, какое же тут страдание? Улыбнитесь над таким мщением! Ну, улыбнитесь! Это удар кинжала, который только заставляет смеяться людей, боящихся щекотки! Ей-Богу, вы напрасно делаете из этого трагедию! Ей-Богу, ничего особенного не случилось! Сотни раз вы играли плохо, а "Новое Время" писало, что вы играли превосходно. Театр был пуст, а "Новое Время" уверяло, что он был переполнен. Шикали, а "Новое Время" писало: -- Была устроена грандиозная овация! Публика смеялась, а "Новое Время" говорило: -- Публика плакала. Теперь вы играли, а "Новое Время" об этом не сообщило. Что же случилось особенного? Оно лишний раз утаило от публики истину относительно вас. Только и всего! Наконец, вот вам утешение. Достаньте вырезку из "Нового Времени" и прочтите знаменитую телеграмму о том, будто в Париже предполагается международный вечер с участием трех звезд: Сарры Бернар, Элеоноры Дузэ и Сарры-Элеоноры Яворской! Тоже ничего не было, а напечатали, будто было. Теперь было, а промолчали: словно и не было. Вот и квиты! Улыбнитесь же. -- Я не могу улыбаться! -- говорит г-жа Яворская. -- Она по-стра-да-ла! -- мрачно вторит "Северный Курьер". Господа, зачем пугать людей и рассказывать "ужасти". Самый забавный водевиль, -- и только. Разве до сих пор в "Новом Времени" были рецензии о г-же Яворской? Это были панегирики, оды, акафисты, но не рецензии. Как бы ни играла г-жа Яворская, писали: -- Превосходно! Это было сладкое, которое подносили г-же Яворской. Ну, вот. Г-жа Яворская рассердила г. Суворина, он и оставил ее без сладкого. Какая же это трагедия? Ну, что это будет за трагедия? Судите сами! Сцена представляет какую-то средневековую площадь. Стоны. Толпа. Г-жа Яворская. К столбу меня! К столбу! Горожане. Да зачем? Зачем? Г-жа Яворская. Нет, нет, к столбу! Как мученица, хочу быть у столба! Пусть меня сожгут на костре из пьесы "Контрабандисты"! Похороните меня рядом с Иоанном Гуссом и напишите об этом в газетах. Горожане. Да не умирайте вы, Лидия Борисовна! Ведь это будут слезы! Горькие слезы! Г-жа Яворская. Ах, не просите! Я умру, я непременно умру! Вот еще новости! Я помирать хочу, а они говорят: не помирайте! Хочу страдать, -- и страдаю. Захочу помереть, -- и помру. (В отдалении слышится голос г. Суворина). Голос г. Суворина (поет). Захочу, -- напишу, Захочу, -- промолчу, Мне газета дана-а-а, Вся послушна мне сполна! Г-жа Яворская. Голос Торквемады! Зажигайте костер и напишите в газетах! (Вдохновенным голосом.) Народ, народ, страдавший много! О, Агасфер -- народ! Смотри, как за тебя здесь погибаю я! Я мученица, я жертва! Костер! Огня! 1-й горожанин. Должно быть, сильно мучается барыня! Смерти просит! 2-й горожанин. Пыткам ее подвергали, видно! 3-й горожанин (с увлечением). Жилы тянули-с ! Да как! Медленно! 4-й горожанин (увлекаясь еще сильнее). Колесовали! 5-й горожанин (увлекшись окончательно). Руки, ноги, голову отрубили! 6-й горожанин. Буде врать-то! Хоть бы узнать, в чем дело. У курьера, что ли, спросить! Послушай, любезный, расскажи, в чем дело! Северный Курьер (горячо). В наш век универсального прогресса гуманных и утилитарных идей, когда каждый индивидуум, без всякой санкции импозантных авторитетов, доктринеров дряхлеющей рутины, смело заявляет свои легальные права... Горожане (задумчиво). Тэк-с!.. Вон оно что... Да мучили-то чем? Мучили-то? Г-жа Яворская (умирающим голосом). Меня... меня... меня... Горожане. Да не томи, скажи! Г-жа Яворская. Меня оставили без сладкого! (Народ безмолвствует). Ну, какая же это трагедия? Это водевиль. И там, где поднимается общественное негодование, нет места таким фарсам. Истерические выкрикивания только лишают его серьезности и внушительности. Мне, тем не менее, жаль г-жу Яворскую, попавшую хоть и в водевильную беду. И чтоб утешить ее, я готов ей посвятить одну страничку из моих воспоминаний. Дама в палевом платье. (Посвящается Л.Б. Яворской). Хоронили Жюля Симона. На похоронах был "весь Париж". Процессия входила на Монмартрское кладбище. Впереди несли гроб, покрытый трехцветным знаменем. За гробом шли родные, за ними -- представитель президента, за ним -- правительство, за ним -- сенаторы. За сенаторами -- депутаты. За депутатами -- "бессмертные" в мундирах, вышитых пальмами. За "бессмертными" -- журналисты. А среди журналистов шла дама, которая, уже когда процессия была на кладбище, спросила: -- Кстати, кого хоронят? Журналисты улыбнулись. Не успели они, однако, ответить, как дама была уже среди "бессмертных". Приподняв страшно шумевшее шелком платье, она шагала быстро и энергично. -- Ого! Как скоро прошла в "бессмертные"! -- сказал кто-то. "Бессмертные" с изумлением глядели на шествовавшую среди них даму. Но не прошло и двух минут, как кто-то воскликнул: -- Смотрите, смотрите! Она уже в депутатах! -- Она проходит в сенат! Про Жюля Симона, кажется, все забыли. Все были заняты дамой. -- Держу пари, -- воскликнул кто-то, -- что она пройдет в президенты! А дама уже шла во главе кортежа, рядом с изумленным представителем главы государства. -- Ей остается теперь только одно! -- Что именно? -- Выбросить из гроба Жюля Симона и лечь самой в гроб, чтобы быть первым лицом на похоронах. Но дама, однако, этого не сделала.
Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Дисциплинарный батальон (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Совет Мунэ-Сюлли (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Демон (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. Вий [Петербургское предание (Рассказано пасечником Рудым Панько)] (очерк) • Влас Михайлович Дорошевич. В старое время (очерк) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |