Гротеск (французское grotesque, итальянское grottesco — причудливый, от grotta — грот), 1. Орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы [растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и так далее]. Гротеском были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 веке при раскопках подземных помещений («гротов») «Золотого дома» Нерона (1 век нашей эры) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане — в апартаментах Борджа, 1493—94, художник Пинтуриккьо, и в Лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля).
2. Тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск резко смещает «формы самой жизни», создавая особый гротескный мир, не допускающий ни буквального понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Гротеску свойственно стремление к целостному выражению кардинальных противоречий бытия, что и предопределяет резкое совмещение в нём полярностей. Сама форма Гротеска таит в себе многозначительную содержательность: освящает вольность вымысла, обнаруживает «противоречивое единство» разнородного, разрушает общепринятые предрассудки.
Гротеск — древний тип образности (присущий уже мифологии и архаике всех народов). Приёмы гротеска присущи комедиям Аристофана и Плавта. К гротеску охотно прибегало средневековое искусство (например, фигуры «химер» на соборах, персонажи животного эпоса, образы Дьявола и Порока — в драме). Став характерной формой народной культуры (особенно — карнавалов) европейского средневековья, гротеск выразил стихийно материалистическое и стихийно диалектическое понимание бытия народом. Художественная вершина этого «гротескного реализма» — литература, живопись и театр Ренессанса (например, «Похвала глупости» Эразма Роттердамского, образы шутов, Фальстафа и Калибана в театре Уильяма Шекспира, итальянская комедия дель арте, живопись Иеронима Босха и Питера Брейгеля, графика Жака Калло и особенно — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле). Определяющие структуру образа принципы ренессансного гротеска — отношение к времени, к становлению и связанная с этим амбивалентность (двуединость), целостное и нерасчленённое изображение обоих полюсов становления: и нового и старого, и умирающего и рождающегося. Смех, вызываемый гротескным образом, также двуедин: весёлый, ликующий и — одновременно — насмешливый высмеивающий; он отрицает и утверждает, чем отличается от чисто сатирического смеха нового времени. Ренессансный гротеск выразил смеющуюся вольность народа, ощущение весёлой относительности и вечной «неготовности» бытия, его единства и неисчерпаемости, а также чувство исторических перемен. Он был также проникнут реабилитацией плоти, земной жизни и демонстративным антиаскетизмом.
Просвещение с его культом разума и гармонии создало остро сатирический гротеск, обличающий мир невежества и насилия (Дж. Свифт, Ф. Гойя). Романтический гротеск выразил собой невозможность рационального познания жизни, трагическое ощущение (до ужаса) её противоречий, губительных для личности. Отвергая классицистскую и просветительскую гармонию, романтики, в частности, именно посредством гротеска подчёркивали антиномию эстетического и нравственного (например, у В. Гюго: высокая человечность обезображенного Гуинплена и нравственное уродство прекрасной герцогини Жозианы — «Человек, который смеется»). Немецкие романтики отчётливо различают в гротескном мире «добро» и «зло», разводя их до полного контраста; вместе с этим они ослабили радостную тональность гротеска: смех принял форму иронии и сарказма («Крошка Цахес» и «Повелитель блох» Э. Т. А. Гофмана). Романтики с помощью гротеска совершили художественное открытие — душевную неисчерпаемость субъекта, внутреннюю «бесконечность» личности.
Среди реалистов 19 века гротескная образность характерна для Ч. Диккенса, О. Домье, Н. В. Гоголя — художников с весомым романтическим наследием. Смысл гротеска, однако, обрёл у реалистов большую социально-историческую ориентацию и конкретность. И вместе с тем в нём нарастал пафос обличения и отрицания, достигнув вершины в строго сатирический гротеск — «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, развившего традиции просветительного гротеска.
В 20 веке гротеск становится вновь характерной формой искусства, в том числе ряда направлений, затронутых модернистским умонастроением (экспрессионизм, сюрреализм и другие). В модернистском гротеске (в тенденции) совершается внезапное превращение нашего, привычного мира в чужой и враждебный мир, в котором правит «оно» — непостижимая и бесчеловечная сила, «безусловная необходимость», превращающая человека в марионетку; гротеск пронизан «страхом жизни» и сознанием абсурдности бытия (Эжен Ионеско, Сэмюэл Беккет, Сальвадор Дали). Мотивы модернистского гротеска присутствуют в творчестве многих крупных художников 20 века, гротескный мир которых в целом, однако, включает также идеи, присущие реализму («Превращение» и «Процесс» Франца Кафки, пьесы Луиджи Пиранделло, живопись Марка Шагала, ряд картин Пабло Пикассо). Реалистический гротеск (Ярослав Гашек, Чарли Чаплин, Бертольд Брехт), выражая социальные коллизии 20 века, историческую «стихию» и могущество зла, сохраняет при этом основные мотивы «гротескного реализма» и народной смеховой культуры, двуединую полноту жизни, обновляющий и возрождающий смех. В советском искусстве к целостному наполнению гротескной формы устремлены сатирические комедии Владимира Маяковского («Клоп», «Баня»), пьесы-сказки Евгения Шварца («Дракон», «Голый король»), опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, режиссура Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда.
Как элемент стиля заострённый комический приём гротеск характерен для ряда комический жанров — карикатуры, памфлета, фарса, буффонады, клоунады, эксцентрики и др.
Н. П. Разин.
Гротеск — тип образности, основанный на контрастном, причудливом сочетании фантастики и реальности, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Сфера гротеска в искусстве включает многозначные образы, созданные фантазией художника, в которых жизнь получает сложное и противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают ни их буквального толкования, ни их однозначной расшифровки, сохраняя черты загадочности и непостижимости. Ярчайшее воплощение стихия гротеска получила в искусстве Средних веков (орнаментика звериного стиля, химеры соборов, рисунки на полях рукописей). Мастера эпохи Возрождения, сохранившие средневековое пристрастие к гротеску (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер), сделали гротеск средством выражения моральных и социальных взглядов своего переломного времени. Жак Колло, Франсиско Гойя, Оноре Дамье в XVII—XIX веках использовали гротеск как средство драматического воплощения зловещих символов современных социальных сил. Войны, революции и политические катаклизмы XX века вызвали новую волну гротескной сатиры в обличении "страшного мира" (например, Кукрыниксы в СССР).
Гротеск - типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов.
Гротеск - устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и другой), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв.
Гротеск - Элемент в виде сложного орнамента.
Все словари Общий словарь Словарь по искусству
Смотрите в других словарях: • Гротеск (Народный словарь Помощник кроссвордиста) • Гротеск (Словарь синонимов [В.Н. Тришин, 2013]) • Гротеск (Словарь иностранных слов) • Гротеск (Толковый словарь Ушакова) • Гротеск (Толковый словарь Ожегова и Шведовой) • Гротеск (Словарь склонений слов по падежам)
• Слова из букв слова Гротеск Ссылки по теме:
Аристофан (Aristophanes) (около 445 - о...
Возрождение (Ренессанс) — период в куль...
Гипербола - средство художественного из...
Нерон, Клавдий Цезарь (Claudius Caesar ...
Случайные ссылки:
Выпрядка - То, что выпрядено....
Костливый - 1) То же, что: костистый. 2...
Мечехвост - Морское животное отряда чле...
Незавершенное промышленное производство...
Ноздристый - То же, что: ноздрястый....
Энетофобия (айхмофобия) - боязнь булаво...
Алания, в конце 9 — начале 13 веков гос...
Афина (Афина Паллада), в греческой мифо...
Геллеспонт — древнегреческое название п...
Пистоль (французское pistole, испанское...
Фунабаси, город в Японии, на острове Хо...
Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов • Арбалеты 8 букв • Левые притоки Енисея 3 буквы • Продольные флейты 10 букв • Калимантан 7 букв • Владыка • Гротеск
Список слов на букву Г из 7 букв Список слов из 7 букв, вторая буква р Список слов из 7 букв, третья буква о Список слов из 7 букв, четвертая буква т Список слов из 7 букв, пятая буква е Список слов из 7 букв, шестая буква с Список слов из 7 букв, последняя буква к Список слов из 7 букв, первая Г, последняя к Слова из букв слова Гротеск из 6 букв Слова из букв слова Гротеск из 5 букв Слова начинающиеся на Гро
Добавить комментарий
|