![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Юхана Августа Стриндберга (August Strindberg) • Биографии писателей • Шведские писатели • Известные шведы
В 1883-1898 годах Стриндберг, преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В "Рассказах о браке" (1884-1886) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл "Утопии в действительности" (1885) отразились идеи Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Чернышевского "Что делать?". В творчестве Стриндберга конца 1880-х годов заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье "Натуралистическая драма", предпосланной пьесе "Фрекен Юлия" (1888), Стриндберг, выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие "натуралистические" пьесы Стриндберга "Отец" (1887), "Фрекен Юлия", "Товарищи" (1888) и "Кредиторы" (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы. Отдав дань модернистским увлечениям, Стриндберг в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм. В романе "Жители острова Хемсё" (1887) Стриндберг показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе "Сын служанки" (1886-1887) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 году Стриндберг обратился к учению Фридриха Ницще (роман "Исповедь безумца", 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть "Чандала", 1889; роман "На шхерах", 1890), Стриндберг в конечном счёте развенчивал "сверхчеловеческое" как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам "Ад" (1897) и "Легенды" (1898) присущи элементы мистицизма. В конце 19 - начале 20 веков им были созданы "лирические", или "камерные", драмы - трилогия "Путь в Дамаск" (1898-1904), "Пляска смерти" (1901), "Игра грёз" (1902), "Соната призраков" (1907). Мечта Стриндберга об экспериментальной сцене была реализована в 1907 году открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве Стриндберга занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: "Густав Васа" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Энгельбрект" (1901), "Карл XII" (1901), "Кристина" (1903). Проза 1900-х годов пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы "Одинокий" (1903), "Готические комнаты" (1904), "Чёрные знамена" (1905). Его публицистика ("Открытые письма Интимному театру", 1909, 3-томная "Синяя книга", 1907-1908, "Речи к шведской нации", 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения. В начале 20 века Стриндберг наряду с Генриком Ибсеном был "властителем дум" европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества Стриндберга, прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 веков и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии Мориса Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Юджина О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам Стриндберга обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт. В. П. Неустроев. Добавить комментарий к статье • Биографии писателей • Шведские писатели • Известные шведы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |