Ульрих Цвингли (Zwingli) - швейцарский реформатор. Родился 1 января 1484
года, несколькими неделями позже Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в
Вильдгаузе, в графстве Тоггенбургском (в Сант-Галленском кантоне).
Первоначальное образование получил в школах Базеля и Берна, высшее - в
университетах венском и базельском; живо интересовался классической литературой
и усердно читал Священное Писание, для лучшего уразумения которого изучил и
еврейский язык. Находясь под влиянием базельского богослова Виттенбаха и
поддерживая деятельные сношения с гуманистами, в том числе и с
Эразмом Роттердамским, Цвингли вступил на путь
свободного исследования Священного Писания. Получив в 1504 году степень
бакалавра, в 1506 году - магистра философии, он сделался приходским священником
в Гларусе и в своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня
о быке и некоторых животных") отзывался на все животрепещущие вопросы
действительности, обнаруживая искреннее религиозное чувство и патриотизм. Одной
из язв общественной жизни Швейцарии была в то время поставка кантонами на службу
иностранным государствам швейцарских военных отрядов, славившихся своей
храбростью. Эта постыдная торговля кровью своих сограждан, служившая средством
наживы для отдельных лиц и групп, получавших пенсии от иностранных государей,
являлась источником глубокой общественной деморализации и вызвала энергичный
протест со стороны Цвингли, особенно после того как он ближе познакомился с этим
злом, сопровождая в 1512 и 1515 годах, в качестве полкового священника, отряд
Гларуса в итальянских походах. В 1516 году Цвингли занял место капеллана в
Эйнзидельне, продолжая выступать с проповедью против различных суеверий и
церковных злоупотреблений. В 1518 году занял должность священника в цюрихском
соборе и здесь в основу своих проповедей положил Евангелие, стремясь к реформе
церкви и государства, вооружаясь против торговли индульгенциями настолько
успешно, что доминиканцу Самсону, торговавшими ими в Швейцарии, закрыт был
доступ в Цюрих. В ряде проповедей, сочинений и религиозных диспутов Цвингли
развил основные положения своего учения. В 1522 году он произнес проповедь
против постов, установленных римскою церковью ("О свободе выбора пищи"), и в
послании к констанцскому епископу высказался против безбрачия священников. 29
января 1523 года в Цюрихе состоялся публичный диспут, основанием для которого
были 67 тезисов учения Цвингли о Священном Писании, как высшем авторитете в
религиозных вопросах, об Иисусе Христе, как о единственном истинном посреднике
между Богом и людьми, о вере, как единственном средстве спасения, о церкви, как
союзе всех верующих, и т. д. Диспут этот, устроенный городским советом Цюриха,
окончился торжеством Цвингли над его противником, Фабером, викарием
констанцского епископа: цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал
самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона, вместо констанцского
епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение
упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами;
монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество
секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 году сам Цвингли
женился на вдове Анне Мейер. В 1525 году он издал свое исповедание веры, под
названием "De vera et falsa religionе", в большей части пунктов сходное с
учением Лютера, за исключением вопроса о причащении. Чуждый мистицизма, Цвингли
смотрел на евхаристию не как на таинство, а как на воспоминание об искупительной
жертве Христа. Кроме того, Лютер сохранял те догматы и обряды, которые не стояли
в противоречии со Священным Писанием, тогда как Цвингли устранял все то, что не
находило в нем прямого подтверждения. Наконец, по вопросу о церковной
организации Цвингли, будучи, как швейцарец, носителем республиканского начала,
проводил начала пресвитерианского управления, а Лютер, как поборник княжеской
власти, установил консисториальную систему управления церковью. Учение Цвингли
и реформация в Швейцарии развивались одновременно с учением Лютера, но
совершенно независимо от него. В 1528 году Цвингли писал: "я узнал слово Божие
не от Лютера, а из учения Христа". По вопросу о причащении между Цвингли и
Лютером происходила полемика, в которой первый обнаружил больше сдержанности и
умеренности, чем последний. Желая примирить оба евангелических учения, ландграф
гессенский Филипп устроил в 1529 году в Марбурге свидание Лютера и Цвингли.
Первый явился туда в сопровождении Меланхтона, Цвингли - со своим другом и
последователем Эколампадием; происшедший между ними диспут не привел к
соглашению по вопросу о причащении, вследствие упорства Лютера. Учение Цвингли
из Цюриха распространилось в Берне, Базеле, Шаффгаузене, Сант-Галлене, Гларусе и
во многих вольных имперских городах Германии. Лесные кантоны - Швиц, Ури,
Унтервальден, Люцерн - остались верны католицизму. Враждебные отношения между
католиками и последователями Цвингли все более обострялись. Обе стороны
готовились к борьбе, заключая внешние союзы. В 1529 году борьба была отсрочена
заключением в Kaппеле договора, по которому каждому кантону предоставлялось
право устраивать церковные дела по своему усмотрению. Однако, вскоре вспыхнула
междоусобная война. 11 октября 1531 года между цюрихцами и отрядами католических
кантонов произошло сражение на Каппельской равнине: цюрихцы были разбиты на
голову, сам Цвингли убит. Дело его продолжил и упрочил его друг Буллингер,
редактировавший в 1536 году первое гельветское исповедание. В 1838 году
Ульриху Цвингли поставлен памятник в Каппеле.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".
Ссылки на эту страницу