Никола Пуссен (Poussin) (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, - 19.11.1665,
Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный
представитель классицизма в искусстве 17 века. Изучал античное искусство, а
также произведения Рафаэля, Тициана,
художников маньеризма школы Фонтенбло,
мастеров болонской школы, занимался перспективой, а также анатомией и
математикой. В 1612 году приехал в Париж. Из ранних работ Пуссена достоверны
лишь рисунки на сюжеты из Овидия,
Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу
Дж. Марина (бистр, перо, около 1622-1624, Королевская библиотека, Виндзор). В
конце 1623 года Пуссен - в Венеции, а с весны 1624 года поселился в Риме.
Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй,
Пуссен создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего
классицизма ("Смерть Германика", около 1628, институт искусств, Миннеаполис),
полотна в духе барокко ("Мученичество свыше Эразма", около 1628-1629,
Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и
литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого
традициям венецианской школы. ("Спящая Венера", Картинная галерея, Дрезден;
"Нарцисс и Эхо", Лувр, Париж; "Ринальдо и Армида", Музей изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три - около 1625-1627; "Царство Флоры",
около 1631-1632, Картинная галерея, Дрезден; "Танкред и Эрминия"). Более четко
классицистические принципы Пуссена выявляются в полотнах 2-й половины 30-х
годов. ("Похищение сабинянок", 2-й вариант, около 1635; "Израильтяне,
собирающие манну", около 1637-1639; обе - в Лувре, Париж). Царящий в этих
произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное
отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие
благородным поступкам человека. В 1640-1642 годах Никола Пуссен работает в
Париже при дворе Людовика XIII
("Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора",
около 1641-1642, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во
главе с С. Вуэ побуждают Пуссена вернуться в Рим. Этико-философский пафос его
творчества усиливается в работах 2-го римского периода ("Моисей, иссекающий воду
из скалы", Эрмитаж, Ленинград; "Элиазар и Ревекка", Лувр, Париж; обе - около
1648; "Аркадские пастухи" или "Et in Arcadia ego", 2-й вариант, около 1650,
Лувр, Париж; "Отдых на пути в Египет", около 1658, Эрмитаж, Ленинград).
Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей
героям классической древности, Пуссен строго отбирает художественные средства
для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим
спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский
автопортрет Пуссена (1650, Лувр, Париж). С 1640-х годов Пуссена всё чаще
увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен
представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в
пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии
("Пейзаж с Полифемом", около 1649, Эрмитаж, Ленинград; "Орион", около 1650-1655,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания,
выражая (в духе стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале,
регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира ["Св. Иоанн на Патмосе"
(около 1644-1645, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён
года (около 1660-1665, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне "Зима, или
Потоп" размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой
трагедии]. Классицистическое кредо Пуссена выражено и в его мыслях об искусстве
(например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 века учении о "Модусах",
определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных
произведений).
Большая советская энциклопедия.
Ссылки на эту страницу
.
Мужчина с баллончиком красной краски изрисовал картину Николя Пуссена в лондонской Национальной галерее, пишет The Observer. Вандал напал на картину "Пляски вокруг золотого тельца", написанную в 1634 году.