Ян Матейко (Matejko) (24.6.1838, Краков, - 1.11.1893, там же), польский
живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852-1858), в
Aкадемии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860). С 1860 года работал в
Кракове, где с 1873 года был директором Школы изящных искусств. Писал главным
образом многофигурные композиции, посвященные ключевым моментам истории Польши
(чаще средневековой), стремясь откликнуться на недавние и современные
политические события. В ранних работах своекорыстной шляхте, предающей
национальные интересы, Матейко противопоставлял трагико-патетические образы
патриотов ("Станьчик", 1862; "Проповедь Скарги", 1864; "Рейтан", 1866), в
аллегорической форме защищал себя от нападок официальной критики ("Приговор
Матейке", 1867; все - в Национальном музее, Варшава). В его огромных, эффектно
срежиссированных батальных и исторических композициях 1870-80-х годов достигнут
впечатляющий драматизм действия, впрочем, нередко переходящий в чрезмерный
пафос и подавляемый обилием мизансцен и историко-бытовых деталей
("Баторий под Псковом", 1871-1872; "Битва под Грюнвальдом", 1878, - обе в
Национальном музее, Варшава; "Прусская дань", 1882; "Костюшко под Рацлавицами",
1888, - обе в Национальном музее, Краков). В замысле некоторых поздних работ
Матейко проявилось некритическое отношение к прошлому страны. Матейко работал
также в жанрах пейзажа и портрета ("Вид Бебека под Константинополем", 1872,
портрет детей художника, 1879, - оба в Львовской картинной галерее), обращался к
монументальной живописи (росписи в краковском костёле Девы Марии, 1889-1891).
Творчество Матейко высоко ценилось такими крупными деятелями русской культуры,
как В. В. Стасов,
И. Е. Репин и другие.
Большая советская энциклопедия.
Ссылки на эту страницу
Ян Матейко - девятый ребёнок в семье, в которой всего было одиннадцать детей.
21 ноября 1864 года вступил в брак с Теодорой Гебултовской, от которой имел двух сыновей — Ежи и Тадеуша, и трех дочерей — Хелену, Беату и Регину (умершую во младенчестве).