| ||||
Биография Георга Фридриха Генделя (George Frideric Handel) • Афоризмы Генделя • Творчество Генделя • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Рыбы (по знаку зодиака) • Известные немцы Георг Фридрих Гендель (Händel) [23.2.1685, Галле, - 14.4.1759, Лондон], немецкий композитор. Зрелое творчество Генделя протекало в Англии. Сын придворного цирюльника-хирурга. Как композитор и исполнитель на различных инструментах сформировался под руководством композитора и органиста Ф. Цахау. В 17 лет стал органистом в Галле. В 1703 году переехал в Гамбург, где находился единственный в Германии оперный театр во главе с Р. Кайзером, поставивший первые оперы Генделя "Альмира" и "Нерон". После закрытия театра (1706) жил в Италии, где создал итальянские оперы "Родриго" (1707), "Агриппина" (1709), ораторию "Триумф Времени и Правды" (первоначальную редакцию), пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Гендель завоевал славу выдающегося клавесиниста. В 1710-1716 годы жизнь Генделя была связана попеременно с Ганновером и Лондоном. Большой успех имела в Лондоне его опера "Ринальдо" (1711). С 1720 года возглавил в Лондоне оперный театр, создал оперы "Радамист" (1720), "Отгон" (1723), "Юлий Цезарь" (1724), "Роделинда" (1725) и др. В этих операх Гендель опирался на распространённый в Западной Европе тип итальянской оперы-сериа. Однако положение композитора в Англии было трудным. Английская знать предпочитала произведения композиторов-итальянцев, буржуазно-демократические круги видели в итальянских операх Генделя ущемление национальных интересов. Особенно сильный удар оперной деятельности Генделя нанёс поставленный в 1728 году спектакль "Опера нищих" (текст Дж. Гея, музыка Дж. Пепуша), в котором высмеивалась аристократия и пародировалась итальянская опера (здесь были и цитаты из опер Генделя). Театр Генделя был закрыт, но композитор продолжал писать оперы: "Орландо" (1733), "Альцина" (1735), "Ксеркс" (1738) и др. Новые крушения надежд привели Генделя в 1737 году к параличу. По выздоровлении композитор возвратился к творческой деятельности. В творчестве английского периода Гендель не остался в стороне от английских музыкальных традиций. Он изучал музыку крупнейшего композитора Г. Пёрселла, ещё в 1717-1719 годах им были написаны хоровые произведения в стиле английской культовой музыки "Антемы". Обратившись к популярной в Англии библейской тематике, он создал ораторию "Эсфирь" (1720; 2-я редакция 1732). В 1730-х годах Гендель всё чаще обращается к жанру монументальной оратории ("Дебора", 1733, "Саул", 1739, "Израиль в Египте", 1739, и др.). В 1740-х годах оратория полностью вытеснила оперу в творчестве композитора (последняя опера Генделя - "Деидамия", 1741). В 1742 году в Дублине с большим успехом была исполнена оратория "Мессия", в 1743 году завершена оратория "Самсон". В 1745-1746 годах, во время вооруженной борьбы англичан против попыток реставрации династии Стюартов с помощью шотландской армии, героическое творчество Генделя получило наконец всеобщее признание. Произведения Генделя этих лет - "Гимн добровольцев", оратории "На случай" и "Иуда Маккавей" принимались с энтузиазмом патриотически настроенной аудиторией. До конца жизни Генделю сопутствовала репутация крупнейшего композитора. Неизменным успехом сопровождались выступления Генделя в качестве органиста. Слепота и тяжёлая болезнь, поразившие Генделя в начале 1750-х годов, не дали возможности завершить ораторию "Иевфай". Оперы (свыше 40) и оратории (свыше 30) занимают ведущее место в наследии Генделя. В них выразилось тяготение композитора к драматизму и монументальности. Гендель стремился драматизировать оперу-сериа, усилил роль оркестра и хора, но не смог до конца реформировать этот устаревший к тому времени оперный жанр. Гораздо свободнее проявились важнейшие черты творчества Генделя в жанре оратории. Опираясь на образцы 17 века (Дж. Кариссими, Г. Шюц) и достижения оперного искусства, Гендель создал новый тип оратории, грандиозной по масштабам, демократической по музыкальному языку, повлиявшей на творчество многих западно-европейских и русских композиторов. В своих произведениях Гендель не только раскрывал с большой силой личную драму ("Самсон", "Иевфай"), но и показал страдания и борьбу народных масс. Библейские сюжеты в героико-драматических ораториях Генделя выражали стремления и чаяния широких демократических слоев английского народа. Некоторые оратории написаны на античные сюжеты ("Геркулес", "Альцеста", "Семела"). Оптимистические концепции ораторий "Самсон", "Израиль в Египте", "Иуда Маккавей" и др. во многом предвосхитили симфонические замыслы Л. Бетховена. В ораториях Гендель использует формы арий, ансамблей и речитативов, но особое значение приобретает в них хор. В хорах Гендель выступает, как и И. С. Бах, крупнейшим полифонистом. Значительна в ораториях Генделя и роль оркестра (увертюры, эпизоды изобразительного характера, насыщенный тематическим развитием аккомпанемент в вокальных эпизодах). К вокально-инструментальным жанрам относятся также пассионы, кантаты, различные культовые произведения Генделя. Инструментальное наследие Генделя включает оркестровые концерты. Наиболее популярны 12 кончерто-гроссо, 12 органных концертов в сопровождении оркестра или ансамбля - новый жанр, созданный Генделем, сонаты и трио-сонаты для различных инструментов, клавесинные сочинения. Особо выделяются произведения для большого оркестрового состава с участием духовых инструментов, предназначенные для исполнения на открытом воздухе, - "Музыка на воде" (1716), "Музыка к фейерверку" (1749). Г. В. Крауклис. Комментарии к статье: К биографии 2018-02-18 17:54:34 Происхождение По всей видимости, семья Генделя переместилась в саксонский город в начале XVII века. Дед композитора Валентин Гендель был медником из Бреслау; в Галле он женился на дочери мастера-медника Самуэля Байхлинга. Его сын, Георг был придворным цирюльником—хирургом, служившим в суде Бранденбурга и Саксонии, и почётным гражданином Галле. Когда родился Георг Фридрих, первый ребёнок Георга от второго брака, ему было 63 года. Мать Георга Фридриха Доротея выросла в семье священника. Когда её брат, сестра и отец умирали от чумы, она до конца оставалась рядом с ними и отказывалась их покидать. Георг и Доротея обвенчались в 1683 году в электорате Бранденбурга. Родители Генделя были очень религиозны и являлись типичными представителями буржуазного общества конца XVII века. Добавить комментарий к статье • Афоризмы Генделя • Творчество Генделя • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Рыбы (по знаку зодиака) • Известные немцы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |