![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Мартина Бубера (Martin Buber) • Афоризмы Бубера • Биографии писателей
Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи "слияния" человека с божественнымп началом к идее "встречи" человека с Богом, предполагающей отдельное существование и "диалог" обеих сторон. Эта отдельность не означает, однако, дистанцирования, отношения к Богу просто как объекту созерцания, размышления и поклонения. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, — это не отношение "Я — Оно", а отношение "Я — Ты". Эта мысль с необычайной глубиной и поэтической силой воплощена в самом знаменитом творении Бубера — "Я и Ты" ("Ich und Du", 1923). Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я — Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я — Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования. В книге "Между человеком и человеком" ("Between Man and Man", 1947) рассматриваются социальные и педагогические аспекты этой философии человеческих взаимоотношений. Принцип Я-Ты, т.н. "диалогический принцип", Бубер использует и в интерпретации Библии. В работах "Учение пророков" ("Торат ха-неви’им", 1942) и "Моисей" ("Моше", 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. "Диалогический дух" библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому "монологизму". Диалогическое отношение в Библии понимается как экзистенциальная встреча человека и Бога. Позднее Бубер обнаружил, что диалогический принцип уже применялся хасидскими мудрецами и входил в традицию позднего иудаизма. Хасиды, как и Библия, подчеркивали момент непосредственности, спонтанности встречи, открытости Богу и говорили о прямом контакте с Ним. Исследования Бубером хасидизма были изложены в целом ряде его произведений. Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. В работах на эту тему, в частности, в книге "Пути в Утопию" ("Нетивот бе-утопия", 1947) он исследовал возможности применения диалогического принципа не только к отношениям индивидов, но и к человеческим общностям и миру в целом. Умер Мартин Бубер в Иерусалиме 13 июня 1965 года. Добавить комментарий к статье • Афоризмы Бубера • Биографии писателей
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |