![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Оноре Викторьена Домье • Французские художники • Биографии художников
Запрещение политической карикатуры и закрытие "Карикатюр" (1835) вынудили Домье ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий "Парижские типы" (1839-1840), "Супружеские нравы" (1839-1842), "Лучшие дни жизни" (1843-1846), "Люди юстиции" (1845-1848), "Добрые буржуа" (1846-1849) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии "Карикатюрана" (1836-1838), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях "Древняя история" (1841-1843), "Трагико-классические физиономии" (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Домье присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Домье создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-1849 годов. Приветствуя революцию, Домье разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 году Домье выполнил для конкурса живописный эскиз "Республика 1848 года" (вариант в Лувре). С этого времени Домье всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Домье нашли воплощение пафос революционной борьбы ("Восстание", около 1848; "Семья на баррикадах", Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп ("Эмигранты", около 1848-1849, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся ("Прачка", около 1859-1860, Лувр; "Вагон 3-го класса", около 1862-1863, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции ("Защитник", акварель, частное собрание). Особенно увлекала Домье тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Домье - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ("Мелодрама", около 1856-1860, Новая пинакотека, Мюнхен; "Криспен и Скапен", около 1860, Лувр; "Совет молодому художнику", 1860-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ("Дон Кихот", около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Домье особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х годов всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. В конце 1860-х годов бытовая сатира стала уступать место в литографиях Домье новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-1871 годов посвящён последний шедевр Домье - альбом "Осада"; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ("Империя - это мир", 1870; "Потрясённая наследством", 1871). Огромное наследие Домье (около 4 тысяч литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. А. Н. Замятина. Комментарии к статье: Автор: Дополнение к биографии Дата: 2015-12-27 22:49:37 В 1992 году режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар на основе рисунков художника снял короткометражный анимационный фильм «Закон Домье». Идея создания фильма принадлежала другу Данбара, музыканту Полу Маккартни и его жене Линде; Маккартни также написал музыку к фильму. Фильм был удостоен кинопремии BAFTA за лучший анимационный фильм. Добавить комментарий к статье • Французские художники • Биографии художников
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |