Степан Осипович Макаров [27.12.1848(8.1.1849), Николаев,
— 31.3(13.4).1904, близ Порт-Артура], русский флотоводец, океанограф, полярный
исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896). Родился в семье прапорщика
флота, выслужившегося из солдат. В 1865 окончил морское училище в
Николаевске-на-Амуре, в 1869 произведён в мичманы. Служил на кораблях эскадры
Тихого океана, с 1871 — на Балтийском флоте; во время службы на броненосной
лодке "Русалка" исследовал проблемы непотопляемости кораблей. В 1876 после
перевода на Черноморский флот предложил оборудовать пароход "Великий князь
Константин" для перевозки минных катеров в районы стоянки кораблей противника с
целью их атаки, чем положил начало созданию миноносных кораблей и торпедных
катеров; во время русско-турецкой войны 1877—1878 осуществил эту идею и провёл
ряд успешных атак турецких кораблей шестовыми минами, а также впервые
использовал самодвижущуюся мину-торпеду (Уайтхеда). В 1881, командуя
пароходом-стационаром "Тамань", провёл гидрологические работы в проливе Босфор и
написал труд "Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей" (1885), удостоенный
премии Российской АН. В 1882—1886 служил на Балтийском флоте. В 1886—1889,
командуя корветом "Витязь", совершил кругосветное плавание, во время которого
проводились систематические океанографические работы, особенно подробно — в
северной части Тихого океана. Эти работы были Макарова обобщены в труде
„Витязь” и Тихий океан" (т. 1—2, 1894). В 1890 назначен младшим флагманом
Балтийского флота, а в 1891 главным инспектором морской артиллерии. В 90-х годах
изобрёл бронебойные наконечники (так называемые "наконечники Макарова") к
артиллерийским снарядам, значительно увеличившие пробивную силу снаряда. С конца
1894 — командующий эскадрой Средиземного моря. В 1894—1896 совершил второе
кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море,
в 1895 перешёл с эскадрой, которой он командовал, из Средиземного моря через
Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешёл через Тихий океан в Северную
Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию. В 1896
командовал эскадрой Балтийского флота. Выдвинул идею создания мощного ледокола
для исследования Арктики и руководил постройкой ледокола "Ермак". В 1897
опубликовал капитальный труд "Рассуждения по вопросам морской тактики",
(2 изд., 1943), в котором изложил основы тактики парового броненосного флота,
обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей
в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках
броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной
обороны. В марте 1899 на "Ермаке" Макаров перешёл из Ньюкасла в Кронштадт,
преодолев льды Финского залива, затем совершил поход в Ревель. В июне — августе
того же года совершил на "Ермаке" два пробных арктических рейса, проник к северу
от Шпицбергена до 81°21' с. ш. В 1901 плавал в Баренцевом море в тяжёлых ледовых
условиях, дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и северо-западному берегу Новой
Земли. С 1899 главный командир Кронштадтского порта. В труде "Без парусов"
(1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное
время. После начала русско-японской войны 1904—1905 назначен 1(14) февраля
командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур.
Успешно руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб
на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. В 1913 в Кронштадте
Макарову сооружен памятник (работы Л. В. Шервуда).
Л. М. Еремеев.
Ссылки на эту страницу