Якопо Тинторетто (Tintoretto; собств. Робусти, Robusti)
(29.9.1518, Венеция, - 31.5.1594, там же), итальянский живописец венецианской
школы. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у
Тициана. Испытал влияние А. Скьявоне,
Микеланджело, Тициана,
Пармиджанино, Л. Лотто. С 1539
года работал самостоятельно. В совершенстве владея рисунком,
умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты,
разнообразные мотивы движения, Тинторетто уже в ранних работах
("Рождение Иоанна Крестителя", конец 1540-х годов, Эрмитаж, Петербург) новизной
и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Виртуозно
передающая удивление и восторг толпы картина "Чудо св. Марка" (1548,
Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто вполне сложившимся мастером. В
50-60-х годах 16 века окончательно складывается индивидуальный стиль
Тинторетто. Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на
события, прибегает к головокружительным пространственным построениям.
Тинторетто любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину,
использует мощные световые эффекты; чистые, сияющие краски, характерные для
ранних произведений Тинторетто, всё более утрачивают свою яркость, обретая
большую эмоциональную напряжённость ["Введение Марии во храм", около 1555 года,
церковь Санта-Мария дель Орто, Венеция; "Спасение Арсинои", Картинная галерея,
Дрезден; 3 картины на темы легенды о св. Марке, 1562-1564, Галерея Академии,
Венеция и Галерея Брера, Милан]. Главная его работа - цикл панно для Скуола ди
Сан-Рокко в Венеции (1565-1588), в которой Тинторетто дал глубоко
демократическое истолкование христианской легенды. Особое внимание он уделял
здесь изображению народа ("Поклонение пастухов", "Крещение" и др.), пейзажу,
который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем
тревожных, романтически взволнованных настроений ("Бегство в Египет" и др.).
Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто ("Битва при Заре",
около 1585 года, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми
эффектами "Тайная вечеря" в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-1594).
Особняком в позднем творчестве Тинторетто стоят росписи зала, так называемые
антиколледжо Дворца дожей (1578), полные мягкой музыкальности и грации.
Тинторетто писал также портреты, лучшие из которых предвосхищают своим тонким
психологизмом искусство Рембрандта.
Проникнутое бунтарским духом творчество Тинторетто ярко отражало идейные, в
частности религиозные, брожения 2-й половины 16 века и отвечало запросам
демократических масс) до которых докатились отголоски Реформации. Тинторетто
немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного
движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная
изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и
"бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый
характер реалистического дарования Тинторетто делают его творчество (как и
творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего
Возрождения.
В. Н. Лазарев.
Ссылки на эту страницу