Александр Васильевич Сухово-Кобылин, [17(29).9.1817, Москва, -
11(24).3.1903, Болье, Франция] - русский драматург. Выходец из старой дворянской
семьи. Окончил физико-математическое отделение Московского университета (1838).
В 1838-1842 годы занимался в Гейдельбергском и Берлинском университетах, изучал
философию и право. Был дружен с Герценом и
Н. П. Огарёвым. В 1850-е годы
был заподозрен в убийстве своей гражданской жены француженки Л. Симон-Диманш.
Однако многолетний судебный процесс над Сухово-Кобылиным закончился его
оправданием. Испытав на себе во время следствия чиновничий произвол,
бюрократизм, наглое вымогательство, взяточничество, унижение человеческого
достоинства, Сухово-Кобылин отразил это в своих пьесах. Автор трилогии
"Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина". Первая пьеса Сухово-Кобылина
"Свадьба Кречинского" (начата за границей в 1852 году, закончена в 1854 году в
Тульской тюрьме) была поставлена в 1855 году в Малом театре, в 1856 году в
Александрийском театре. В ней показана моральная деградация дворян, стремящихся
любыми средствами сохранить возможность жить в роскоши и безделье. Драма "Дело",
написанная Сухово-Кобылиным в 1861 году (издана в том же году в количестве 25
экземпляров в Лейпциге), была поставлена с большими купюрами под названием
"Отжитое время" лишь в 1882 году (Малый театр). Комедия "Смерть Тарелкина"
(создана в 1869 году) поставлена в 1900 году в театре
Литературно-художественного общества (Петербург). Вся трилогия издана в 1869
году под названием "Картины прошедшего". В пьесах "Дело" и "Смерть Тарелкина"
Сухово-Кобылин с огромной сатирической силой показал коррупцию, взяточничество,
обман, царящие среди чиновников и приводящие к тому, что честный человек,
сталкивающийся с бюрократизмом, канцелярской тупостью, произволом, волокитой,
вымогательством, круговой порукой, обречён на неизбежную гибель.
Писатель-сатирик, Сухово-Кобылин прибегал к гротеску, гиперболе, эксцентрике.
Однако сатирические персонажи в пьесах Сухово-Кобылина, персонифицировавшие
отвратительные пороки, сохраняли в то же время живые черты характера, не
превращались в маски. Пьесы Сухово-Кобылина отмечены глубиной психологического
анализа. Речь персонажей отличается остротой, афористичностью,
Сухово-Кобылин постоянно прибегает к алогизмам, метким эпитетам и метафорам.
В 1902 году Сухово-Кобылин был избран почётным академиком по разряду изящной
словесности.
Ссылки на эту страницу