Елизабет Луиз Лебрен (de Lebrun, 1755-1842, урожденная Виже) -
французская портретистка, дочь незначительного живописца; родилась в Париже; в
раннем детстве начала учиться рисованию у своего отца, а после его смерти, когда
ей еще не минуло девяти лет, брала уроки живописи у Г. Бриара, занималась в
луврской галерее копированием и пользовалась советами Дойена,
Грёза и Ж. Верне. При всем том она не
имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом,
будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и
расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца
картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и
который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее
заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми.
Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу
образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре
приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с
самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены. Она попала в
большую милость к королеве, которая дала ей титул своей первой портретистки,
пела с ней дуэты, брала ее с собой на прогулки, сделалась почти ее другом.
Первые признаки готовившейся вспыхнуть революции побудили Лебрен покинуть
Францию. Она отправилась в Италию, где встречали ее повсюду с триумфом, а
болонская и пармская академии избрали ее в свои члены. Из Италии она перебралась
в Вену и пробыла тут около трех лет, а затем, через Прагу, Дрезден и Берлин,
направилась в Петербург, куда и прибыла летом 1795 года. Везде принимали ее с
таким же энтузиазмом, как и в Италии: государи, члены их фамилий, знать, богатые
любители художеств окружали привлекательную артистку всевозможным вниманием и
спешили заказывать ей портреты, вознаграждая ее за них щедрой рукой, а академии
подносили ей членские дипломы. В Петербурге Лебрен провела 6 лет, отлучившись
отсюда только однажды на полгода в Москву. Следами ее пребывания в России
остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и
аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы
Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны
Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен
Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого и многих
дрих. По случаю принятия своего, в 1800 году, в почетные вольные общники нашей
академии, она принесла ей в дар свой портрет собственной работы, находящийся
доныне в зале заседаний академического совета. В 1801 году Лебрен возвратилась в
Париж, но ненадолго, и, пустившись снова в путешествие, посетила Англию,
Голландию и дважды Швейцарию. Окончательно вернувшись во Францию в 1809 году,
она поселилась в Марли, где, окруженная довольством и почетом, продолжала
заниматься живописью до глубочайшей старости. По списку, составленному ею самой,
из-под ее кисти вышло 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического
содержания и 15 пейзажей. Достоинства ее произведений, в особенности портретных,
составляют изящный и вообще исправный, хотя нестрогий рисунок, несильный, но
приятный и гармоничный колорит и ловкий, свободный прием письма. Чрезвычайно
любопытны ее мемуары, вышедшие впервые в свет в 1835 году под заглавием:
"Souvenirs de ma vie", и перепечатанные потом несколько раз.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А.
Ссылки на эту страницу