![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Ференц Лист - композитор, дирижер, пианист • Биография Листа • Биографии композиторов • Венгерские композиторы • Весы (по знаку зодиака) • Пианисты
Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связи с постановкой оперы Корнелиуса "Багдадский цирюльник" Лист был вынужден оставить театр, а осенью 1861 года покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала то в Риме, в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занимался с учениками. Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865 году. В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада - оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат народные венгерские темы; таковы, например, оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862), "Венгерская коронационная месса" (1867) и др. Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются "Испанская рапсодия", этюды "Шум леса" и "Хоровод гномов" (1863), "Легенды" и другие произведения. Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875 года - с момента ее открытия - был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф. Эркеля, М. Мошоньи, К. Абраньи. Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ - Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с Михаилом Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. Он сделал транскрипцию "Марша Черномора", которую часто исполнял в концертах. Позднее, в Веймаре, он не раз дирижировал симфоническими произведениями Глинки (Лист назвал Глинку "патриархом-пророком музыки в России"). Лист знал также творчество Верстовского, Варламова, Алябьева (сделал транскрипцию "Соловья"), Серова и Даргомыжского. Но особенно близко сошелся он с кучкистами, самобытное творчество которых приводило его в восхищение. В этой "храброй русской музыкальной фаланге" (так называл Лист кучкистов) он видел "крупных мастеров, одаренных редкой жизненной энергией". Многие русские музыканты побывали у Листа. В 1850-е годы у него не раз гостили Антон Рубинштейн и Александр Серов. В 1876 году в Веймаре его посетил Кюи, в 1882 году - Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884 году - Глазунов. Осенью 1886 года Лист намеревался вновь посетить Россию, но летом того же года тяжело заболел и умер во время Вагнеровского фестиваля в Байрёйте. Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля "вербункош", нашли широкое применение в творчестве Листа - в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказались не только в его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые "Венгерские рапсодии") и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса "Погребальное шествие", посвященная памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, симфоническая поэма "Плач о героях" (1850-1854), посвященная памяти борцов за национальное освобождение, симфоническая поэма "Венгрия" (1854), с ее образом героического прошлого и др.), но и в таких его сочинениях, как симфонические поэмы "Битва гуннов" по картине В. Каульбаха (1857) и "Мазепа" по В. Гюго (1851), "Гранская месса" (1855) и др. Ставя перед собой задачу "обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией" и "освобождения художественного содержания от схематизма", Лист пришел к созданию новой музыкальной формы - одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк - от античного мифа об Орфее и бессмертных образов Шекспира и Гёте до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия отчетливо выступает главная тема творчества Лист - жизненный подвиг человека, его борьба за высокие гуманистические идеалы, его извечное стремление к свету, свободе и счастью. В своих произведениях Лист широко и разносторонне использовал средства мелодической выразительности и гармонической красочности, ввел "принцип монотематизма". Он совершил также коренной переворот в пианистической технике, ввел "симфоническую трактовку" фортепиано, основанную на полнозвучии и многокрасочности. Начиная с Листа, по меткому выражению Стасова, "для фортепиано стало возможно все". Творческие достижения Листа во многом послужили основой (для венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и пианистической). Они оказали также глубокое влияние на развитие мировой музыкальной культуры. М. Ю. Миркин. Добавить комментарий к статье • Биография Листа • Биографии композиторов • Венгерские композиторы • Весы (по знаку зодиака) • Пианисты Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |