![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Александра Осиповича Орловского • Биографии художников • Российские художники • Польские художники Александр Осипович Орловский (Orlowski) [9.3.1777, Варшава, - 1(13).3.1832, Петербург], польский и русский живописец и график, представитель романтизма. Испытал влияние Я. П. Норблина, у которого учился и работал в Варшаве (около 1793-1802 годов). В польский период творчества исполнил ряд остро-характерных, иногда грубоватых жанровых и юмористических зарисовок и картин ("Сцена в корчме", 1795-1796, Национальный музей, Варшава), портретов, сцен Польского восстания 1794 года, участником которого был ("Битва под Рацлавицами", тушь, кисть, 1798 или около 1801 года, Национальный музей, Краков). В 1802 году переехал в Петербург; с 1809 года - академик петербургской АХ. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, Орловский создал большое число батальных и жанровых сцен, изображений всадников и воинов в латах, пейзажей (с ночным освещением и картинами кораблекрушений), отмеченных патетикой и аффектацией образов, свободой и живописностью исполнения ("Польский всадник", 1809, "Четыре воина, сидящие под утёсом", 1829, оба произведения в Третьяковской галерее). Меткие портреты-шаржи и карикатуры отводят Орловскому место одного из основоположников сатирического жанра в России (портрет-шарж И. С. Брызгалова, сепия, 1820-е годы, Русский музей, Ленинград). Достоверностью и в то же время героической приподнятостью отличаются его образы героев Отечественной войны 1812 (портрет М. И. Платова, акварель, 1812-13, Исторический музей, Москва). Демократизм творчества Орловского, его незаурядная наблюдательность ярко проявились в рисунках и акварелях, гуашах, изображающих сцены народного быта, типы различных общественных слоев и народов России, жизнь Петербурга и русской деревни ("Привал арестантов", карандаш, 1815, Русский музей). Одним из первых (с 1816 года), обратившись к технике литографии, Орловский выполнил в ней ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-1826). Большая советская энциклопедия. Александр Осипович Орловский (1777-1832), русский художник, представитель романтизма в графике и живописи, одна из самых значительных фигур русско-польских культурных связей 19 века. Родился в Варшаве 9 марта 1777 года. Его отец содержал корчму в Седлеце, где рисунки мальчика увидела княгиня И. Чарторижская, около 1793 года отправившая его на обучение в варшавскую мастерскую своего придворного художника Я.-П. Норблина. Романтическая бравура искусства Норблина оказала большое влияние на молодого Орловского. Уже в ранний, польский период он писал иронично-грубоватые бытовые картинки ("Сцена в корчме", 1795-1796, Национальный музей, Варшава), однако - подобно своему учителю - выдвинулся в первую очередь как график, запечатлев, в частности, ряд эпизодов восстания под предводительством Т. Костюшко (1794). Переехав с рекомендациями Чарторижских в Петербург (1802), состоял на службе у великого князя Константина Павловича, создавая эскизы мундиров и зарисовки военных парадов. Получил звание академика за картину "Бивуак казаков" (1809, Русский музей). Но и в России прочную репутацию его "быстрому карандашу" (Пушкин) или "народному карандашу" (Вяземский) принесли в первую очередь рисунки, а также работы, исполненные акварелью, пастелью, гуашью, сепией и в смешанной технике. Здесь он проявил себя как мастер темпераментного портрета ("Автопортрет в красном плаще", 1809, Третьяковская галерея; "Генерал М. И. Платов", 1812-1813, Исторический музей, Москва; и др.), шаржа и карикатуры (Орловский явился одним из основоположников этих двух жанров в России), наконец, как остроумный "очеркист" петербургской жизни. Также одним из первых в России обратился (с 1816 года) к литографии, наряду с отдельными листами создавая и целые альбомы ("Путешествие в Персию" с текстом Г. Друвиля, 1819; "Тетради на тему русского народного быта", 1825-1826). Иллюстрировал своими рисунками басни Крылова (1824). Его работы часто принимали характер легкой импровизации в духе дружеского - хотя порой и весьма язвительного - письма. Лишившись материальной поддержки после кончины Константина Павловича (1831), работал в военно-топографическом депо. Александр Осипович Орловский умер в Петербурге 1 (13) марта 1832 года. Энциклопедия "Кругосвет" Комментарии к статье: Автор: Пушкин о Орловском Дата: 2016-03-04 20:06:37 Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»: У кибиток… пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского. Добавить комментарий к статье • Биографии художников • Российские художники • Польские художники
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |