![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Алексея Викторовича Щусева (Alexey Shchusev) • Отец "неорусского стиля" • Биографии архитекторов • Весы (по знаку зодиака) • Архитекторы • Знаменитые Алексеи • Российские архитекторы
Сделал себе имя как мастер церковной архитектуры в "русском стиле": церковь-памятник на Куликовом поле, обитель в Овруче, Троицкий собор в Почаевской лавре, Марфо-Мариинская обитель в Москве, все - 1908-1912; паломническая гостиница в Бари (Италия; 1910-1913) и православный храм св. Николая Угодника и др.; Щусев выступал тут в равной мере и как историк-археолог (в Овруче он отреставрировал также храм св. Василия Великого, восходящий к 12 веку), и как настоящий поэт зодчества. Первоначально ориентируясь на средневековые памятники Новгорода и Пскова, в наиболее масштабной своей ретроспекции - живописном ансамбле Казанского вокзала (строительство которого началось в 1913 году) - использовал мотивы русского барокко 17 века. После Октябрьской революции 1917 года руководил вместе с И. В. Жолтовским проектом "Новая Москва" (1918-1925), предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы города с транспортными коммуникациями. Занимал также должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922-1923) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932-1937). Был директором Третьяковской галереи (1926-1929), а также (с 1946 года) организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. Блестяще усвоил авангардные принципы конструктивизма (Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии в Сочи, 1927-1931; здание Наркомзема в Москве, 1928-1933). Органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности в известнейшей своей работе - Мавзолее В. И. Ленина на Красной площади (1929-1930). В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос "сталинского классицизма" (гостиница "Москва", 1932-1938; Москворецкий мост, 1936-1938; Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, 1940-1947; здание НКВД на Лубянской площади, 1946; и др.). В 1941 году был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро "Комсомольская-кольцевая" (открыта в 1952 году). Важное место в его позднем творчестве заняли проекты восстановления разрушенных войной городов: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945) и Кишинева (1947). Автор большого числа научных работ по истории и современным проблемам архитектуры, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в 1908-1949 годах в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), в Московском архитектурном и других институтах). Лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1946, 1948 и 1952). Алексей Викторович Щусев умер в Москве 24 мая 1949 года. Добавить комментарий к статье • Отец "неорусского стиля" • Биографии архитекторов • Весы (по знаку зодиака) • Архитекторы • Знаменитые Алексеи • Российские архитекторы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |