|
Биография Антуана Жана Гро (Antoine Jean Gros)
• Французские художники
• Биографии художников
Антуан Жан Гро (барон Gros) 1777-1835) - французский живописец,
знаменитейший из учеников Давида. 14-ти лет от
роду он поступил учеником в мастерскую этого художника, в 1794 году получил
первоклассную медаль на конкурсе Парижской академии изящных искусств и
отправился в Италию с целью усовершенствоваться в живописи. Будучи принужден
поступить на военную службу, он попал в армию
генерала Бонапарта и вскоре достиг офицерского
чина. Супруга полководца, Жозефина, находясь в Генуе, обратила внимание на
портреты работы молодого офицера и повезла его в Милан, чтобы он написал портрет
Наполеона. Там был им исполнен прекрасный эскиз, изображающий главнокомандующего
итальянской армии на Аркольском мосту. В награду за этот эскиз Гро был назначен
членом комиссии для собирания в побежденных городах произведений искусства для
Луврского музея. После неудач французской армии в Италии в 1799 году Гро
возвратился во Францию. Первою его исторической картиной была "Чума в Яффе" -
картина, возбудившая всеобщее внимание. Вслед затем им были написаны:
"Абукирское сражение", "Сражение при Эцлау", "Взятие Мадрида", "Пирамиды",
"Ваграм". В 1812 году император поручил Гро написать в куполе Пантеона
колоссальный плафон с фигурами Хлодвига,
Карла Великого, св. Людовика и самого
Наполеона. Возвращение династии Бурбонов, которая была забыта в проекте этого
плафона, изменило его, и художнику было приказано заменить фигуру Наполеона
фигурой Людовика XVIII. Работа была окончена только в 1825 году; за нее Гро
получил 100000 франков и титул барона. Плафон Пантеона останется навсегда
произведением, выходящим из ряда обыкновенных по грандиозности композиции,
замечательной правильности рисунка и прекрасному колориту. Гро был по
преимуществу живописец империи и ее величия, которое и прославлял с
необыкновенным талантом в картинах, блестящих по композиции и драматизму, но
страдающих несколько ходульным, театральным пафосом, свойственным школе Давида.
Позднейшие произведения Гро свидетельствуют об упадке его таланта. Он не понимал
романтической школы, которая начинала тогда поднимать голову, и не мог
примириться с ней. Потерпев в салонах 1831 и 1833 годов сильное поражение, он
попробовал еще раз бороться и выставил в Салоне 1835 года картину "Геркулес и
Диомед", но также безуспешно. Увидев себя окончательно побежденным новой школой,
он закрыл свою мастерскую, говоря: "Я не знаю ничего ужаснее, как пережить
себя", и вскоре затем окончил свою жизнь самоубийством. Кроме вышеупомянутых
картин Антуана Гро, следует указать еще на следующие его произведения: "Свидание
Наполеона с императором австрийским в Моравии", "Франциск I и Карл V перед
королевскими гробницами в соборе Сен-Дени", "Сафо", "Карл Х в Реймском лагере".
Из написанных им портретов особенно замечательны: генерала Лассаля,
императрицы Жозефины, Людовика XVIII, Карла Х, Шапталя. Он несомненно оказал
огромное влияние на французскую живопись последующего периода, и едва ли
кто-либо другой из художников Франции имел стольких, как он, учеников.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.
Антуан Гро (Gros) (16.3.1771, Париж, - 26.6.1835, там же), французский
живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у
Жака Луи Давида (с 1785 года) и в Королевской
академии живописи и скульптуры (1787). В 1793-1801 годах работал в Италии. Духом
патетической героики овеяны изображения
Наполеона в ранних работах Гро и ряд его
батальных картин ("Битва при Назарете", 1801, Музей изящных искусств, Нант;
"Наполеон в госпитале чумных в Яффе", 1803-1804, "Битва при Эйлау", 1808, - обе
в Лувре, Париж), которые поражали современников жизненной выразительностью.
Яркую патетику вносил Гро и в парадный портрет ("Полковник Ф. Фурнье-Сарловез",
1812, Лувр). Эти работы вели к разрушению канонов классицизма и оказали влияние
на романтиков Теодора Жерико и
Эжена Делакруа. Однако положение официального
живописца Наполеона I толкало Антуана Гро на путь ложного пафоса, льстивой идеализации и
беспринципности. В годы Реставрации он перешёл к восхвалению Бурбонов. Писал
также картины на античные и средневековые сюжеты.
Большая советская энциклопедия.
Ссылки на эту страницу
Комментарии к статье:К биографии2016-01-01 16:24:12 В конце жизни Антуан Жан Гро впал в депрессию и покончил с собой, бросившись в Сену.
Добавить комментарий к статье
• Французские художники
• Биографии художников
Ссылка на эту страницу:
|
|