![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Ивана Сергеевича Аксакова • Русские поэты • Биографии поэтов • Знаменитые Иваны
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь". Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886), русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства. Сын Сергея Тимофеевича Аксакова, брат Константина Аксакова. Родился 26 сентября (8 октября) 1823 года в селе Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. В 1826-1838 годах с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 годах служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 годах его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия "Жизнь чиновника" (1843; опубликована в 1861 году в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губерниях до своего прошения об отставке в феврале 1851 года). В 1852 году в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том "Московского сборника", объединивший "старших" и "младших" славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Гоголя. В марте 1853 года рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской "общине ремесленников" как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 годах, во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне встречался с Герценом (который, позднее разойдясь с Аксаковым из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: "Мы с ним очень, очень сошлись..."), в славянских странах выступил инициатором создания Славянских благотворительных комитетов. По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала "Сельское благоустройство", а в 1858-1859 годах, после снятия запрета на редакторскую деятельность, - фактическим редактором журнала А. И. Кошелева "Русская беседа". С этого времени Аксаков - ведущий славянофильский публицист, принявший тезис К. С. Аксакова о "нравственном равновесии" в Древней Руси и призывавший к формированию в России "общества" - всесословной "среды", одухотворенной внепартийным "народным сознанием", упраздняющей "ненародную" дворянскую интеллигенцию - придаток государственного аппарата - и распространяющей его привилегии "на все сословия". Был издателем-редактором московских газет "Парус" (1859), "День" (1861-1865), "Москва", "Москвич" (обе 1867-1868), "Русь" (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли "страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений". В конце 1850-х годов сблизился с московским купечеством (в т.ч. И. Ф. и Н. Ф. Мамонтовыми и известным издателем К. Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания). В 1857-1878 годах Аксаков - глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 года, согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции, что ущемило, по мнению Аксакова, интересы России после окончания русско-турецкой войны). В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 году - один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита. Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 годах его председатель. Зять (с 1866 года) и почитатель Тютчева, автор биографического очерка "Федор Иванович Тютчев" (1874), где развил полемическую концепцию "пушкинского" периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях ("Москвитянин", "Московский литературный и ученый сборник на 1847 год", "Московский городской листок" и т.п.): "Мы все страдаем и тоскуем", "Странным чувством объята душа", "Русскому поэту", "Клеймо домашнего позора", "Усталых сил я долго не жалел", а также стихотворных рассказов "Зимняя дорога", "Поэтическая вольность" (1845) и неоконченной поэмы "Бродяга" (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 года невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех "искусственных разделений сословий" и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Требуемая либеральным дворянством конституция, по его убеждению, чужда народному духу и ведет к окончательному разрыву между народом и властью. Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: "Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого... государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней". В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею "общества". На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила - "общество", "народ самосознающий" - по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. "Общество, - утверждал Аксаков, - объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая", и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что "общество" оказалось "бессильным", неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, "отрешенное от нравственного начала". Иван Сергеевич Аксаков умер в Москве 27 января (8 февраля) 1886 года. Добавить комментарий к статье • Русские поэты • Биографии поэтов • Знаменитые Иваны
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |