![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Сильвестра Феодосиевича Щедрина • Биографии художников • Российские художники
Желанное заграничное пенсионерство было отложено на несколько лет - сначала из-за войны с Наполеоном, затем из-за внутренних сложностей в Академии. Наконец, в июле 1818 года трое "достойнейших представлять три знатнейшие художества" - живописец С. Щедрин, скульптор С. Гальберг и архитектор В. Глинка отправились в Италию. Щедрин покидал Петербург уже не начинающим художником, годы после окончания Академии не прошли даром - окрепло его мастерство, обогатился колорит, а главное, в пейзажах, написанных им в то время, появились попытки обобщить увиденное и эмоциональная окраска изображенного, возникшая под воздействием только зарождавшегося романтизма. В Риме, полном памяти о великом прошлом, художник оставался недолго. С переездом в Неаполь для Щедрина началась едва ли не самая светлая полоса его жизни. Он был пленен морем, шумным городом, гомоном уличной жизни, столь непривычным для северянина, живописными окрестностями. Хотя на всех картинах, дошедших до нас от тех лет, виден Неаполитанский залив, главное в них - не природа, а жизнь города, городской толпы. В пейзаж вторгся элемент жанра - рыбаки, торговцы, гуляющие npoхожие (и среди них сам художник) изображены с сочувственной наблюдательностью и вовсе не похожи на стаффажные фигурки ("Неаполь. На набережной. Ривьера ди Кьяйя", 1819, ГТГ). Покинуть Неаполь Щедрина заставили политические события - революция карбонариев, подавление ее и вступление в город австрийских войск. Классические древности Рима оставили художника равнодушным - виды, писанные по канонам академического ремесла ("Колизей", 1822, ГРМ), страдают дробностью композиции, суховатой констатацией и суммарностью деталей. Аналитическая штудия натуры углубилась в серии "Водопадов в Тиволи" - ряде этюдов и картин, писавшихся на протяжении трех лет. От тщательной и несколько робкой проработки отдельных предметов Щедрин пришел в них к новому представлению о цельности пространства, пониманию важности непосредственного видения и работы на пленэре, к утверждению ценности конкретного вида и раскрытию через него образной величественной картины мира. Раскованную свободу живописи он обрел в видах не древнего, а нового Рима - живого и прекрасного города. Восемь раз Щедрин написал "Замок Святого Ангела", почти с одной и той же точки зрения изображая берег Тибра в римском квартале Трастевере, круглую средневековую башню замка Святого Ангела и собор Святого Петра вдали. От варианта к варианту увеличивалась глубина воздушной перспективы, смягчался цвет, исчезала перегруженность деталями, вернее и естественнее становилось освещение - единство изображения соответствовало целостности взгляда, ищущего красоту в повседневности окружающего. Свет и воздух сделались героями живописи Щедрина. Вернувшись в любимый Неаполь, он писал многочисленные морские виды - гавани в Сорренто, Амальфи, Вико, Кастелламаре и Капри. В отличие от первых своих неаполитанских работ, художник не искал теперь прибежища в жанризации пейзажа, напротив, более всего его волновала внутренняя, постоянно меняющаяся жизнь природы. На картинах небо и море предстают в мягком рассеянном свете, порождающем созерцательную гармонию изображения, в богатстве бесконечных вариаций холодных или золотистых и коричневых тонов. Темная сырая глубина прибрежных гротов резко контрастирует с ослепительным солнцем; легкая прозрачная тень увитых виноградом террас сопоставлена с радостной игрой солнечных лучей - природа является перед восхищенным художником в разнообразии и гармонии собственного существования. Давно миновал срок окончания пенсионерства, но Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Его пугали доходящие сведения об изменениях в Академии, рассказы о воцарившейся там формальной чиновничьей атмосфере, о подавленности и страхе, объявшем общество после восстания на Сенатской площади. К тому же он не чувствовал себя оторванным от России не только потому, что наследственно ощущал себя принадлежащим именно русской художественной школе, но и оттого, что Италия занимала тогда особое место в русской культуре. Италия - "земли полуденной волшебные края", по пушкинским словам, - была синонимом страны свободы и искусства. Пушкин, Баратынский и Батюшков, Языков и Вяземский, Гоголь, Кипренский, Брюллов, Иванов - в их творчестве звучит итальянская тема, духовная их связь с Италией несомненна. Вернуться в Россию Щедрину помешала ранняя смерть - он умер, не достигнув и сорока лет, и память о нем, смешавшись с легендами о его жизни, долго была жива среди неаполитанских рыбаков и пастухов. Н. Борисовская Литература. Ацаркина Э. Н. "Сильвестр Щедрин", М., 1978 Добавить комментарий к статье • Биографии художников • Российские художники
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |