Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) родился в Москве. Отец его был
землемером, мать, на попечении которой будущий поэт остался с раннего детства,
происходила из духовного рода и своей религиозностью оказала на сына большое
влияние. После гимназии и двух лет обучения на историко-филологическом
факультете Московского университета Вячеслав Иванов уехал в Берлин и занимался
у знаменитого историка Древнего Рима Моммзена. Долго жил на Западе,
преимущественно в Италии, возвратился в Россию лишь в 1905 году. За границей
штудировал сочинения славянофилов, увлекся философией
Ницше и Вл. Соловьева,
предопределивших мотивы его поэзии. По существу дебютировал в литературе
книгой "Кормчие звезды" (1903) в возрасте тридцати шести лет. Быстро стал
виднейшей фигурой в кругу символистов, заняв место рядом с
Александром Блоком,
Андреем Белым и другими поэтами "второй волны"
символизма. Литературные вечера - "среды" Вячеслава Иванова "на Башне", в его
петербургской квартире, в 1905-1907 годах, привлекали многих писателей. Вячеслав
Иванов выступал не только как поэт, но и как теоретик символизма, драматург,
переводчик. Истоки поэзии Вячеслава Иванова - в религиозно-мистических исканиях
"соборности", под которой понималось преодоление людской разобщенности,
"буржуазного индивидуализма" эпохи, в утопических надеждах на некое обновление
религии, на новую эру в судьбах мира и человечества, когда восторжествует
"синтетическое", "всенародное" искусство и красота. Поэт, по утверждению
Вячеслава Иванова, - "религиозный устроитель жизни", а религия - "чувствование
связи всего сущего и смысла всяческой жизни". Истинно научный,
социально-политический подход к истории и обществу Вячеславом Ивановым, как и
другими символистами, отвергался. Многие стихи В. Иванова чрезмерно отягощены
филологической ученостью и трудны для восприятия; поэту присуща пышная,
красочная и по-своему оригинальная архаистическая лексика, сложные инверсии,
тяжелая медлительность и "густота" стиха, в котором как бы воплощена идея
"вечного" русского языка "от Иллариона и Епифания Премудрого до словаря Даля".
Россия появлялась в стихах Вячеслава Иванова изредка, чаще мы видим в них
картины античности, итальянский пейзаж, горы и моря южной Европы - его
творчество давно определяли как "скитания славянина по чужим странам и дальним
векам". Многое в наследии Вячеслава Иванова уже мертво, но роль, которую он
сыграл в литературном движении начала XX века, и такие мастерские его
произведения, как "Зимние сонеты" и "Римские сонеты", заставляют нас изучать его
вклад в поэзию. После Октябрьской революции В. Иванов принимал участие в
культурном строительстве, был профессором филологии в Бакинском университете. В
августе 1924 года покинул родину и поселился в Риме. Перешел в католичество,
чтобы, как он говорил, стать "до конца православным". Читал лекции по русской
литературе и языку в университете города Павии. Скончался в Риме.
"Три века русской поэзии". Составитель Н. В. Банников, Москва, "Просвещение",
1986.
Ссылки на эту страницу