Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Влас Михайлович Дорошевич. A.B. Барцал


Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич.

Влас Михайлович Дорошевич.
A.B. Барцал

или История русской оперы


В Большом театре Марини и Салля чаровали публику в "Трубадуре". Красавец Станио сверкал в "Пророке". Молодой Мазини увлекал каватиною в "Фаусте".


Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим "Пиф-паф" в Марселе и песнью о золотом тельце в Мефистофеле.


Изящнейший в мире Падилла сыпал трелями в "Севильском цирюльнике". А Котоньи поражал своим могуществом в балладе Нелюско.


На гастроли приезжали Нильсон, Патти, Лукка.


Публика была недовольна.


-- В сердце России -- итальянская опера! Почему нет русской?


Тогда упразднили итальянскую оперу и завели русскую.


Публика перестала ходить в театр.


Когда через несколько лет в "Пророке", шедшем на русском языке, певец на маленькие партии старик Финокки, изображая какого-то посла, спел свои три слова по-итальянски, -- дирекция оштрафовала его за эту демонстрацию на 25 рублей, а публика наградила ураганом аплодисментов.


Точка в точку таким же ураганом восторженных аплодисментов, какими она еще через несколько лет наградила г. Фюрера, когда он в возродившейся снова итальянской опере не захотел петь по-итальянски, а спел Мефистофеля по-русски.


Публика всегда остается верна только сама себе.


Когда идет итальянская опера -- она требует русской. Когда идет русская, -- она требует итальянской.


Публика всегда хочет, чтоб в театре давалось не то, что в нем дается.


Это ее специальность.


Первое время возродившейся в Москве русской оперы было тяжелым временем.


При итальянской опере русская "числилась", но числила у себя только две оперы.


По высокоторжественным дням ставили "Жизнь за Царя", на святках и на масленице ставили утром "Аскольдову могилу".


Таганка и Рогожская два раза в год слушали "Аскольдову могилу".


Это была вся русская опера. И все ее значение.


Когда кончилась итальянская опера и, на основании распоряжения дирекции за No 4,876, было предложено немедленно возродиться, -- было шесть певцов.


Одно сопрано -- Люценко. Одно контральто -- Святловская. Два баса -- Фюрер и Абрамов. Последний также "исправлял должность баритона".


И два тенора: Додонов, который пел, главным образом, Торопку, и Барцал.


Вместо Марини пел Барцал. Вместо Мазини -- Барцал. Вместо Станьо -- Барцал.


Это было, как видите, трудно.


Однако, детище, которому сразу пророчили смерть, все-таки выжило.


Стали откуда-то появляться певицы, певцы. Но теноровый репертуар весь нес на своих плечах г. Барцал. Уже потом ему пришел на помощь -- Усатов.


Если вы москвич, если вам лет сорок с небольшим "хвостиком", -- то с Раулем де-Наджи, Фаустом, Сабининым, Манрико, Элеазаром, Робертом-Дьяволом, Финном и Баяном вас познакомил А.И. Барцал.


Сегодня он подбоченивался:



-- Эх, вы, братцы, без похмелья...



Завтра старался "греметь":



-- Вам не удастся подлой изменой...



Послезавтра стоял на коленях перед г-жой Юневич, причем сам ей был только по колено, и томился:



-- Ты мне сказа-а-ала: люблю-ю-ю тебя!



Бойко помахивая ручками, пел:



-- В закон, в закон, в закон себе поставим,


Чтоб ве, чтоб ве, чтоб весело пожить!..



И тосковал:



-- Невольно к этим грустным бе-е-е-ре-гам...



Конечно, не мог он быть во всем одинаково хорош, -- но у него бывали блестящие реванши. Когда он пел:



-- Рахиль, ты мне дана!



От восторга не могли удержаться даже те, кто находил, что "ежедневный Барцал", это -- еще не вполне опера.


А детище все росло и росло.


Опера на одном теноре все-таки удержалась.


Барцал был большим художником пения.


Иначе Сабинину -- Фаусту -- Манрико -- Роберту -- Раулю не удалось бы заинтересовать публику.


И публика заинтересовалась, и дело выросло, стало на ноги и дошло до полного, блестящего расцвета.


"Заслуженный" не только по званию артист уступил место молодежи и превратился в режиссёра.


Он стоит триумфа.


Он был одним из тех, на чьих руках выросла в Москве теперь "блестящая русская опера".


Это была горсточка талантливых и страшно много трудившихся людей.


Работавших при исключительно трудных условиях.


И сделавших дело.


Если бы у нас было побольше благодарности, -- имена этой первой труппы возрожденной русской оперы следовало бы хоть на мраморе, что ли, золотыми буквами увековечить в русском оперном театре.


Но мы баловства не любим. И благодарностью никого не балуем.



А.И. БАРЦАЛ, или ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОПЕРЫ



Впервые -- "Русское слово", 1903, 28 ноября, No 326.


Барцал Антон Иванович (1847--1927) -- русский оперный и камерный певец (тенор), режиссёр и педагог. По национальности чех. Начинал на сценах Вены и Праги, с 1870 г. жил и работал в России, пел в Киевской и Одесской опере, в петербургском Мариинском театре. С 1878 г. был солистом Большого театра в Москве, с 1882 г. -- главным режиссёром.


Марины Игнацио (1811--1873) -- итальянский оперный артист (бас).


Станьо (настоящая фамилия Андриолли) Роберто (1840--1897) -- итальянский оперный артист (тенор).


Дезире Арто потрясала в Валентине. -- Арто Маргерит Жозефин Дезире (1835--1907) -- французская певица (меццо-сопрано). Гастролировала в России с 1868 г. Валентина -- персонаж оперы Дж. Мейербера "Гугеноты".


Падилла, Падилья-и-Рамос Мариано (1842--1906). -- испанский оперный певец (баритон).


Баллада Нелюско -- ария персонажа оперы Дж. Мейербера "Африканка".


Нильсон Кристина (Христине, 1843--1921) -- шведская оперная певица (сопрано). Гастролировала в России в 1872--1885 гг.


Лукка Паолина (1841--1908) -- австрийская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Гастролировала в России в 1868--1869 и 1877 гг.


Тогда упразднили итальянскую оперу и завели русскую. -- Итальянские артисты постоянно выступали в Большом театре с середины 40-х годов ХГХ в.


В 1861 г. дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе во главе с антрепренером Б. Морелли, выступавшей 4--5 раз в неделю. Русская оперная труппа выступала фактически один раз в неделю. В 1864 г. музыкальный и театральный критик Н.М. Пановский (1797--1872) писал в "Русских ведомостях" (No 29): "Москва не может и не должна оставаться без русской оперы... Русская опера необходима как удовлетворение народной любви к музыке и как насущная потребность русской столицы. Национальная опера стоит в ряду необходимых общественных учреждений как школы, музеи, картинные галереи... Пусть итальянская опера как прихоть вкуса, как роскошь общественной жизни остается у нас частным предприятием..." В начале 80-х годов преимущество окончательно было отдано русской опере.


Финокки -- артист итальянской оперной труппы Большого театра, выступал в ней с 1860-х гг.


По высокоторжественным дням ставили "Жизнь за царя", на святках и на масленице ставили утром "Аскольдову могилу". -- Опера М.И. Глинки "Жизнь за царя", поставленная в Большом театре в 1842 г., давалась в дни придворных праздников. Святки -- праздничное время от Рождества до Крещения. Масленица -- праздничная неделя перед Великим постом. "Аскольдова могила" -- опера А.Н. Верстовского была поставлена в Большом театре в 1835 г.


Люценко Любовь Николаевна (1856--?) --русская оперная певица (драматическое сопрано), педагог. В 1876--1880 гг. пела в Большом театре.


Святловская (по мужу Миллер) Александра Владимировна (1860--1923) -- русская оперная певица.


Додонов Александр Михайлович (1837--1914) -- русский оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор). В 1869--1891 гг. пел в Большом театре. В совершенстве владел итальянским языком. Дорошевич опубликовал мемуарный очерк в связи с его смертью ("А.М. Додонов".-- "Русское слово", 1914, 21 января, No 16).


Торопка -- персонаж оперы А.Н. Верстовского "Аскольдова могила".


Рауль де Наджи -- персонаж оперы Дж. Мейербера "Гугеноты".


Сабинин -- персонаж оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя".


Элеазар -- персонаж оперы Ф. Галеви "Жидовка".


Финн -- персонаж оперы A.C. Даргомыжского "Руслан и Людмила", опера впервые была поставлена в Большом театре в 1846 г., возобновлена в 1868 г.


Баян -- персонаж оперы A.C. Даргомыжского "Руслан и Людмила".


"Эх, вы, братцы, без похмелья" -- слова из арии Торопки в опере А.Н. Верстовского "Аскольдова могила".


"Вам не удастся подлой изменой" -- слова из арии Сабинина в опере М.И. Глинки "Жизнь за царя".


Юневич (по мужу Алексеева) Мария Павловна (1850-е --?) -- оперная певица (лирико-драматическое сопрано). С 1877 по 1886 гг. пела в Большом театре.


"Ты мне сказала: люблю тебя!" -- слова из арии Манрико в опере Дж. Верди "Трубадур".


"В закон, в закон себе поставим..." -- слова из арии Роберта в опере Дж. Мейербера "Роберт-Дьявол".


"Невольно к этим грустным берегам..." -- слова из каватины Князя в опере A.C. Даргомыжского "Русалка", опера впервые была поставлена в Большом театре в 1859 г., возобновлена в 1863 г.


Рахиль, ты мне дана! -- слова из арии Элеазара в опере Дж. Мейербера "Жидовка".


"Заслуженный" не только по званию артист... -- В 1903 г. А.И. Барцалу было пожаловано звание "заслуженного артиста императорских театров".



Не пропустите:
Влас Михайлович Дорошевич. Московский Малый театр
Влас Михайлович Дорошевич. Юбилей общества русских драматических писателей
Влас Михайлович Дорошевич. Празднование 75-летия Малого театра
Влас Михайлович Дорошевич. "Не было ни гроша, да вдруг алтын"
Влас Михайлович Дорошевич. Колоннада


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru