![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Влас Михайлович Дорошевич. A.B. Барцал • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. A.B. Барцал или История русской оперы В Большом театре Марини и Салля чаровали публику в "Трубадуре". Красавец Станио сверкал в "Пророке". Молодой Мазини увлекал каватиною в "Фаусте". Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим "Пиф-паф" в Марселе и песнью о золотом тельце в Мефистофеле. Изящнейший в мире Падилла сыпал трелями в "Севильском цирюльнике". А Котоньи поражал своим могуществом в балладе Нелюско. На гастроли приезжали Нильсон, Патти, Лукка. Публика была недовольна. -- В сердце России -- итальянская опера! Почему нет русской? Тогда упразднили итальянскую оперу и завели русскую. Публика перестала ходить в театр. Когда через несколько лет в "Пророке", шедшем на русском языке, певец на маленькие партии старик Финокки, изображая какого-то посла, спел свои три слова по-итальянски, -- дирекция оштрафовала его за эту демонстрацию на 25 рублей, а публика наградила ураганом аплодисментов. Точка в точку таким же ураганом восторженных аплодисментов, какими она еще через несколько лет наградила г. Фюрера, когда он в возродившейся снова итальянской опере не захотел петь по-итальянски, а спел Мефистофеля по-русски. Публика всегда остается верна только сама себе. Когда идет итальянская опера -- она требует русской. Когда идет русская, -- она требует итальянской. Публика всегда хочет, чтоб в театре давалось не то, что в нем дается. Это ее специальность. Первое время возродившейся в Москве русской оперы было тяжелым временем. При итальянской опере русская "числилась", но числила у себя только две оперы. По высокоторжественным дням ставили "Жизнь за Царя", на святках и на масленице ставили утром "Аскольдову могилу". Таганка и Рогожская два раза в год слушали "Аскольдову могилу". Это была вся русская опера. И все ее значение. Когда кончилась итальянская опера и, на основании распоряжения дирекции за No 4,876, было предложено немедленно возродиться, -- было шесть певцов. Одно сопрано -- Люценко. Одно контральто -- Святловская. Два баса -- Фюрер и Абрамов. Последний также "исправлял должность баритона". И два тенора: Додонов, который пел, главным образом, Торопку, и Барцал. Вместо Марини пел Барцал. Вместо Мазини -- Барцал. Вместо Станьо -- Барцал. Это было, как видите, трудно. Однако, детище, которому сразу пророчили смерть, все-таки выжило. Стали откуда-то появляться певицы, певцы. Но теноровый репертуар весь нес на своих плечах г. Барцал. Уже потом ему пришел на помощь -- Усатов. Если вы москвич, если вам лет сорок с небольшим "хвостиком", -- то с Раулем де-Наджи, Фаустом, Сабининым, Манрико, Элеазаром, Робертом-Дьяволом, Финном и Баяном вас познакомил А.И. Барцал. Сегодня он подбоченивался:
-- Эх, вы, братцы, без похмелья...
Завтра старался "греметь":
-- Вам не удастся подлой изменой...
Послезавтра стоял на коленях перед г-жой Юневич, причем сам ей был только по колено, и томился:
-- Ты мне сказа-а-ала: люблю-ю-ю тебя!
Бойко помахивая ручками, пел:
-- В закон, в закон, в закон себе поставим, Чтоб ве, чтоб ве, чтоб весело пожить!..
И тосковал:
-- Невольно к этим грустным бе-е-е-ре-гам...
Конечно, не мог он быть во всем одинаково хорош, -- но у него бывали блестящие реванши. Когда он пел:
-- Рахиль, ты мне дана!
От восторга не могли удержаться даже те, кто находил, что "ежедневный Барцал", это -- еще не вполне опера. А детище все росло и росло. Опера на одном теноре все-таки удержалась. Барцал был большим художником пения. Иначе Сабинину -- Фаусту -- Манрико -- Роберту -- Раулю не удалось бы заинтересовать публику. И публика заинтересовалась, и дело выросло, стало на ноги и дошло до полного, блестящего расцвета. "Заслуженный" не только по званию артист уступил место молодежи и превратился в режиссёра. Он стоит триумфа. Он был одним из тех, на чьих руках выросла в Москве теперь "блестящая русская опера". Это была горсточка талантливых и страшно много трудившихся людей. Работавших при исключительно трудных условиях. И сделавших дело. Если бы у нас было побольше благодарности, -- имена этой первой труппы возрожденной русской оперы следовало бы хоть на мраморе, что ли, золотыми буквами увековечить в русском оперном театре. Но мы баловства не любим. И благодарностью никого не балуем. А.И. БАРЦАЛ, или ИСТОРИЯ РУССКОЙ ОПЕРЫ
Впервые -- "Русское слово", 1903, 28 ноября, No 326. Барцал Антон Иванович (1847--1927) -- русский оперный и камерный певец (тенор), режиссёр и педагог. По национальности чех. Начинал на сценах Вены и Праги, с 1870 г. жил и работал в России, пел в Киевской и Одесской опере, в петербургском Мариинском театре. С 1878 г. был солистом Большого театра в Москве, с 1882 г. -- главным режиссёром. Марины Игнацио (1811--1873) -- итальянский оперный артист (бас). Станьо (настоящая фамилия Андриолли) Роберто (1840--1897) -- итальянский оперный артист (тенор). Дезире Арто потрясала в Валентине. -- Арто Маргерит Жозефин Дезире (1835--1907) -- французская певица (меццо-сопрано). Гастролировала в России с 1868 г. Валентина -- персонаж оперы Дж. Мейербера "Гугеноты". Падилла, Падилья-и-Рамос Мариано (1842--1906). -- испанский оперный певец (баритон). Баллада Нелюско -- ария персонажа оперы Дж. Мейербера "Африканка". Нильсон Кристина (Христине, 1843--1921) -- шведская оперная певица (сопрано). Гастролировала в России в 1872--1885 гг. Лукка Паолина (1841--1908) -- австрийская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Гастролировала в России в 1868--1869 и 1877 гг. Тогда упразднили итальянскую оперу и завели русскую. -- Итальянские артисты постоянно выступали в Большом театре с середины 40-х годов ХГХ в. В 1861 г. дирекция императорских театров сдала Большой театр в аренду итальянской оперной труппе во главе с антрепренером Б. Морелли, выступавшей 4--5 раз в неделю. Русская оперная труппа выступала фактически один раз в неделю. В 1864 г. музыкальный и театральный критик Н.М. Пановский (1797--1872) писал в "Русских ведомостях" (No 29): "Москва не может и не должна оставаться без русской оперы... Русская опера необходима как удовлетворение народной любви к музыке и как насущная потребность русской столицы. Национальная опера стоит в ряду необходимых общественных учреждений как школы, музеи, картинные галереи... Пусть итальянская опера как прихоть вкуса, как роскошь общественной жизни остается у нас частным предприятием..." В начале 80-х годов преимущество окончательно было отдано русской опере. Финокки -- артист итальянской оперной труппы Большого театра, выступал в ней с 1860-х гг. По высокоторжественным дням ставили "Жизнь за царя", на святках и на масленице ставили утром "Аскольдову могилу". -- Опера М.И. Глинки "Жизнь за царя", поставленная в Большом театре в 1842 г., давалась в дни придворных праздников. Святки -- праздничное время от Рождества до Крещения. Масленица -- праздничная неделя перед Великим постом. "Аскольдова могила" -- опера А.Н. Верстовского была поставлена в Большом театре в 1835 г. Люценко Любовь Николаевна (1856--?) --русская оперная певица (драматическое сопрано), педагог. В 1876--1880 гг. пела в Большом театре. Святловская (по мужу Миллер) Александра Владимировна (1860--1923) -- русская оперная певица. Додонов Александр Михайлович (1837--1914) -- русский оперный и камерный певец (лирико-драматический тенор). В 1869--1891 гг. пел в Большом театре. В совершенстве владел итальянским языком. Дорошевич опубликовал мемуарный очерк в связи с его смертью ("А.М. Додонов".-- "Русское слово", 1914, 21 января, No 16). Торопка -- персонаж оперы А.Н. Верстовского "Аскольдова могила". Рауль де Наджи -- персонаж оперы Дж. Мейербера "Гугеноты". Сабинин -- персонаж оперы М.И. Глинки "Жизнь за царя". Элеазар -- персонаж оперы Ф. Галеви "Жидовка". Финн -- персонаж оперы A.C. Даргомыжского "Руслан и Людмила", опера впервые была поставлена в Большом театре в 1846 г., возобновлена в 1868 г. Баян -- персонаж оперы A.C. Даргомыжского "Руслан и Людмила". "Эх, вы, братцы, без похмелья" -- слова из арии Торопки в опере А.Н. Верстовского "Аскольдова могила". "Вам не удастся подлой изменой" -- слова из арии Сабинина в опере М.И. Глинки "Жизнь за царя". Юневич (по мужу Алексеева) Мария Павловна (1850-е --?) -- оперная певица (лирико-драматическое сопрано). С 1877 по 1886 гг. пела в Большом театре. "Ты мне сказала: люблю тебя!" -- слова из арии Манрико в опере Дж. Верди "Трубадур". "В закон, в закон себе поставим..." -- слова из арии Роберта в опере Дж. Мейербера "Роберт-Дьявол". "Невольно к этим грустным берегам..." -- слова из каватины Князя в опере A.C. Даргомыжского "Русалка", опера впервые была поставлена в Большом театре в 1859 г., возобновлена в 1863 г. Рахиль, ты мне дана! -- слова из арии Элеазара в опере Дж. Мейербера "Жидовка". "Заслуженный" не только по званию артист... -- В 1903 г. А.И. Барцалу было пожаловано звание "заслуженного артиста императорских театров". Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Московский Малый театр • Влас Михайлович Дорошевич. Юбилей общества русских драматических писателей • Влас Михайлович Дорошевич. Празднование 75-летия Малого театра • Влас Михайлович Дорошевич. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" • Влас Михайлович Дорошевич. Колоннада Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |