![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Влас Михайлович Дорошевич. Воскрешение А.К. Толстого • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. Воскрешение А.К. Толстого Один знатный, но образованный иностранец, приехавший в Петербург, говорил одному петербуржцу: -- Конечно, что больше всего меня интересует, -- это ваш драматический театр. Мне будет интересно увидать на вашей образцовой сцене Пушкина. -- Не дают! -- Лермонтова? -- Не дают. -- Алексея Толстого? -- На образцовой сцене не дают. -- Тургенева? -- Так, иногда, кое-как... А вообще не дают! -- Ну, Островского! -- А вы долго здесь проживете? -- Месяца три. -- Вряд ли увидите. В полгода раз! А то не дают! -- Престранный, однако, черт возьми, у вас драматический театр! -- сказал знатный иностранец. Действительно, престранный, черт возьми, у нас драматический театр! Дирекция жалуется на то, что нечего ставить. Актеры на то, что нечего играть. Публика на то, что нечего смотреть. И все лучшие русские писатели исключены из репертуара. Словно правило какое-то: -- Раз великий писатель -- вон его. Это -- сцена для посредственностей. Говорят: -- Ведь театр существует для публики. А публика желает новинок. Извините! Но в хорошем исполнении "Борис Годунов", "Каменный гость", "Маскарад", "Дон Жуан" -- были бы для публики новинками. -- Почему, -- спрашиваете вы, -- не дают исторической трагедии Пушкина? Ведь все исторические трагедии Алексея Толстого имеют же успех, заинтересовали же публику. А ведь тоже не вчера написаны вещи. Не "новинки". -- Да, -- отвечают вам, -- видите, тут разница. Трагедий Толстого публика, по невежеству своему, не знает. Не играли их, ну, и не читал никто. Это для нее новость. А пушкинского "Бориса Годунова" в школах читают. Всякий знает, в чем дело, и чем пьеса кончится. Зачем же он пойдет смотреть? Но, позвольте, нельзя же ведь рассчитывать только на невежество публики и ему одному служить. Ну, делайте опыт. Может быть, это будет иметь успех. Ведь делаете же вы опыты постановки всевозможной трухи всевозможных драмоделов, -- трухи, которая сегодня пройдет, завтра ее отпоют в газетах, а послезавтра она сойдет с репертуара! Почему можно делать опыты постановки пьес Ивановых, Петровых, Сидоровых, -- и нельзя делать опытов постановки пьес Пушкина, Лермонтова, Толстого. -- Позвольте! Чего ж вы кипятитесь не во время? Ведь сегодня же идет толстовский "Дон Жуан"! Сегодняшний день действительно мог бы быть историческим днем. Вынимается из-под спуда произведение дивное, полное глубины мысли и красоты формы. Одно из лучших, из самых художественных произведений в русской литературе. Актер умный, талантливый, образованный, умеющий вдуматься в то, что он говорит, умеющий читать отличные стихи, умеющий создавать поэтические образы, а не просто играть самого себя в пиджаке, -- когда такой артист появится на нашей сцене, -- найдет для себя в роли Дон Жуана материал для тонкой, художественной, философской работы, источник вдохновения, творчества. Будущий историк театра изумится: -- Как это они, имея в своем распоряжении такое превосходное художественное произведение, -- играли какую-то дребедень?! И все-таки никто не назовет 27-е января 1901 года историческим днем для русского театра. Ни дирекции не пришла мысль: -- Надо поставить толстовского "Дон Жуана". Ни одному актеру не пришла мысль поставить в бенефис это замечательное произведение. "Дон Жуан" не соблазнил никого в театре. Его ставит Литературный Фонд. Конечно, совершенно естественно, что литераторы ставят в свой спектакль литературное произведение. Но было бы естественно и актерам, и дирекции тоже не быть совсем чужими литературе. Сегодняшний спектакль -- это только уступка литераторам. Пришла литераторам "фантазия" поставить "Дон Жуана". Дирекция и артисты, скрепя сердце, согласились. Скрепя сердце, -- потому что "Дон Жуан" ставится на один спектакль! В репертуаре следующей недели нет уже "Дон Жуана". До такой степени дирекция, очевидно, уверена в том, что "Дон Жуан" успеха иметь не будет. А между тем она ошибается. У всякой просвещенной публики это произведение будет иметь успех. А у доброй публики Александринского театра, вызывающей даже Шекспира, -- в особенности. Давайте держать пари, что будут вызывать "автора". Тот человек, который бы вскочил сегодня в Александринском театре и крикнул бы: -- Господа! Пошлем приветственную телеграмму в Ясную Поляну! Имел бы у александринской публики сегодня колоссальный успех. Александринская публика будет тронута: -- А Толстой-то! В стихах писать начал! -- Какую новую вещицу написал! -- Не всю дают! -- Ну, еще бы, батенька! Нельзя же Толстого целиком пропускать! Многие с радостью будут говорить: -- Как хорошо, что Лев Николаевич бросил свои философские затеи и снова вернулся к исключительно художественному творчеству! И только какому-нибудь столоначальнику придет в голову: -- Полно, тот ли это Толстой? Уж не бывший ли министр Толстой это написал? ВОСКРЕШЕНИЕ А.К. ТОЛСТОГО
Впервые -- "Россия"; 1901, No 631. Ведь сегодня же идет толстовский "Дон Жуан"! -- Сцены из драматической поэмы А.К. Толстого (1862) были поставлены в спектакле, приуроченном к 25-летию со дня смерти писателя и организованном Литературным фондом в помещении Александринского театра. Литературный Фонд, Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым -- организация, основанная в Петербурге в 1859 г. по инициативе A.B. Дружинина. Литературный фонд осуществлял помощь писателям и их родственникам, организовывал благотворительные спектакли и концерты, выпускал книги. ...не бывший ли министр Толстой... -- Толстой Дмитрий Андреевич (1823--1889) -- в 1865--1880 гг. обер-прокурор Синода, с 1866 г. одновременно министр народного просвещения, с 1882 г. президент Академии наук, в 1882--1889 гг. министр иностранных дел и шеф жандармов. Был поборником классического образования, разрабатывал проекты "контрреформ". Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. A.B. Барцал • Влас Михайлович Дорошевич. Московский Малый театр • Влас Михайлович Дорошевич. Юбилей общества русских драматических писателей • Влас Михайлович Дорошевич. Празднование 75-летия Малого театра • Влас Михайлович Дорошевич. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |