![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Влас Михайлович Дорошевич. Забытый драматург • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. Забытый драматург "Городское управление занято в настоящее время вопросом о чествовании памяти A.C. Пушкина". Из газет
Почитайте газеты, и вы прочтете удивительные вещи. Знаменитый итальянский трагик Цаккони с колоссальным успехом играет в Петербурге "Власть тьмы". Другой знаменитый итальянский артист Новелли, с громадным успехом гастролирующий в Париже, производит потрясающее впечатление в тургеневском "Нахлебнике". Не правда ли, какое странное это производит впечатление: итальянский артист, отправляясь завоевывать французскую публику, -- выбирает русскую пьесу. Вспомните, затем, великого из величайших артистов, покойного Эрнеста Росси. В его репертуаре, кроме "Смерти Иоанна Грозного" А. Толстого, -- были "Каменный гость" и "Скупой рыцарь" Пушкина. А у нас... Кто у нас играет тургеневского "Нахлебника"? Кому придет в голову его ставить? -- Устарело! Помилуйте, и крепостное право, давным-давно, ушло в область преданий! И типы эти вымерли! Знаменитый итальянский артист Новелли, если бы ему привести эти возражения, наверное, глаза бы вытаращил от изумления. -- Как "устарело"? Да разве "оскорбленные и униженные" существовали, существуют и будут существовать не во все времена, не у всех народов, не при всех режимах? В "Нахлебнике" тип "униженного и оскорбленного" нарисован сильно, могуче, верно, художественно. Он понятен всякому, -- это тип общечеловеческий. Так полагает знаменитый итальянский артист, и с ним соглашается рукоплещущая ему публика. А у нас "Нахлебника" ставит, кажется, один Соловцов, -- да и то "для детей", на утренних спектаклях: -- Надо же для детей литературное дать! Не "Гувернера" же им, для поучения детской публики, как Дюковская труппа, ставить! "Власть тьмы", разрешения которой к постановке так жаждали и добивались, поиграли один сезон, да и оставили: -- Слишком мрачно! Тяжеловато! А вот итальянский артист, отправляясь завоевывать себе мировую репутацию, избирает себе для этого, наравне с "Гамлетом", "Отелло", "Лиром", и "Власть тьмы". Пушкина играть на сцене совсем уж никому не придет в голову! "A.C. Пушкин" -- такого драматурга в списках русских драматических писателей "не значится". Кого из jeune-premier′ов, по обязанностям своего амплуа соблазняющих разных героинь современных драм и комедий, не соблазняла мысль появиться в образе классического соблазнителя, "короля всех соблазнителей". Кто из jeune-premier′ов не поддавался искушению сыграть "Дон Жуана"? Играют "Дон Жуана" Мольера, играли "Севильского обольстителя" -- г. Бежецкого, -- но никому и в голову не приходит поставить "Каменного гостя". А вот Эрнесто Росси, -- у которого и таланта, и ума, и вкуса, и понимания сцены было, конечно, больше, чем у всех наших jeune-premier′ов, вместе взятых, -- тот, выбирая для себя самые лучшие роли, снимая, так сказать, пенки с литератур всех стран, -- выбрал для себя Дон Жуана в "Каменном госте" Пушкина. А у нас даже удивятся, если посоветовать поставить "Каменного гостя". -- Да разве это играют? Это для чтения! Точно так же, кому из "уважающих себя артистов" придет в голову поставить, например, "Скупого рыцаря"? -- Это не для сцены! А я помню, например, покойного И.В. Самарина, как он исполнял "сцену в подвале". Становилось страшно, когда он среди открытых сундуков, из которых сверкало золото, выпрямлялся, словно вырастал, и говорил: -- Я царствую! Ужас охватывал вас при виде этого могущества. Темной, страшной, стихийной силой, полной зла, веяло со сцены. И никакому Мефистофелю, при помощи музыки Гуно, не удастся произвести такого потрясающего впечатления гимном "золотому тельцу", -- какое производил Самарин одной этой фразой: -- Я царствую! "Великий Эрнесто" играл всего "Скупого рыцаря", и у того, кто видел Росси в роли "старого барона", никогда не изгладится из памяти этот титанический образ, как никогда не изгладятся титанические образы "Макбета", "Лира", "Иоанна Грозного". Барон стоял, опираясь на свой старый меч. И вот этот меч начинал дрожать в его руке. Еще рука казалась твердой и железной, -- но по дрожанию меча вы видели, что она начинает дрожать. Рука дрожала все сильнее и сильнее. Предсмертная дрожь судорогой пробегала по всему телу. И барон падал мертвый, -- и в этой немой тишине слышался только звон выпавшего из холодеющей руки меча, -- словно последний, еле слышный вздох умирающего величия. Это была потрясающая картина! А между тем этого "Скупого рыцаря" никто и никогда не ставит на русской сцене. Потому, -- что он не годится для сцены. Какое невежество! А кому, например, придет теперь в голову исполнить "Моцарта и Сальери". -- Невозможно! Длинно, утомительно, скучно! А тот же И.В. Самарин один, с начала до конца, читал "Моцарта и Сальери", -- и никому не казалось ни длинно, ни утомительно, ни скучно. И он находил высокое художественное наслаждение в исполнении этой вещи на литературных вечерах, и публику захватывали эти два грандиозных образа: великого Моцарта и убийцы Сальери. -- Ну, да ведь то Самарин! С его искусством! Следовательно, тут все в исполнителе, не в исполняемом. Значит, можно же исполнять эту вещь! Артист умный, интеллигентный, развитой, прекрасно читает стихи, щеголяет богатством и разнообразием интонаций, обладает превосходной мимикой, томится, что бы ему найти "хорошенькое": -- Небольшую, знаете ли, вещицу! Но тонкую, филигранную и, главное, литературную! Знаете, эти современные пьесы, -- они не дают возможности щегольнуть "кружевной" отделкой роли. -- Да вот сам пушкинский "Фауст, сцена на берегу моря". В гетевском "Фаусте" у Мефистофеля немного есть, где можно бы так щегольнуть, именно, "кружевной" отделкой. Слова Мефистофеля, -- какое обширное поле для тончайших интонаций, для мимической игры. -- "Фауст"?.. Как-то нет!.. "Отрывок"... А Поссарт исполняет на сцене -- шиллеровскую "Песнь о колоколе". Казалось бы, не для сцены! А так исполняет, -- заслушаешься как музыки! Если бы Пушкин был французским поэтом, -- его драматические произведения были бы краеугольным камнем национальной сцены. Нельзя представить себе французской сцены без Мольера, без Корнеля, без Расина, английской без Шекспира, немецкой без Шиллера и Гете. Хотя и Корнель, и Расин устарели, а 2-я часть "Фауста" не отличается особой сценичностью. Только русская сцена мыслима без Пушкина! Мучаются все актеры перед бенефисами. Чуть не волосы порядочный актер, уважающий себя, искусство и публику, -- на себе рвет: -- Где бы литературную вещь откопать?! Такая все ерунда! А скажите ему: -- Поставьте что-нибудь из Пушкина! Он на вас даже дикими глазами посмотрит. Словно вы ему хрестоматию Галахова предложили со сцены прочесть. Вчера я прочел в одной газете очень интересный анонс. Известный драматург В.И. Немирович-Данченко извиняется перед публикой, что не может продолжать своего романа. У него голова болит, -- как доктора говорят, "от переутомления". Новелли Тургенева играет, -- а мы своих драматургов до головной боли от переутомления доводим: -- Напиши что-нибудь новенькое! Ставить нечего! У нас драматические произведения Пушкина под спудом лежат, -- а мы к г. Потапенке пристаем: -- Голубчик многописатель, напишите что-нибудь новенькое! Вам ничего не стоит! А нам ставить нечего! Что за причина такого непростительного, такого варварского отношения к драматическим произведениям Пушкина? -- Пушкин не для сцены! -- таков предрассудок. А нигде предрассудки, нигде рутина, нигде отжившие законы так крепко не держатся, как в области драматического искусства. Смелый до дерзости Мольер не решался идти против "предрассудков сцены" и вставлял в свои гениальные творения бледные и безжизненные фигуры "добродетельных любовников". Он презирал эти манекены до того, что не давал себе труда разнообразить их имена, -- но не осмеливался писать пьесы без них, он, -- осмеливавшийся осмеивать Тартюфа перед Тартюфами! Так велика власть предрассудка на сцене. Ни один закон, ни один режим, не держался так прочно, как "закон о трех единствах: времени, места и действия". И потребовались усилия гениальных людей, чтоб разрушить старый, нелепый закон, ставший предрассудком. На сцену каждое "новшество" проникает с большим трудом. Даже в мелочах. Сказано, на сцене должно быть три стены, -- и целые десятилетия все играли в каких-то "комнатах-фонарях", с окнами кругом. И никто не рисковал посягнуть на эту нелепость. Только за последнее время стали делать декорации более похожими на комнаты, с окнами с одной стороны. Да и то с какой робостью вводилось это новшество! В смысле живучести предрассудков, -- драматическое искусство -- самое отсталое из искусств. Мы вступаем в "Пушкинский год", -- и хотелось бы, чтоб хоть в этот знаменательный год был разрушен предрассудок, благодаря которому держатся под спудом драматические произведения Пушкина: -- Пушкин не для сцены! Как одесситу, мне бы хотелось, -- чтоб инициатива разрушения этого предрассудка исходила от Одессы. Одесское городское самоуправление теперь занято вопросом о чествовании памяти Пушкина. Предполагается с этой целью объединить все "культурные элементы" города. Может быть, случится даже такое чудо, что даже культурные элементы "объединятся". Уж очень магическое это слово: -- Пушкин. Но и тогда чествование дальше трафарета не пойдет: акт, чтения, туманные картины. Между тем, воскресить Пушкина-драматурга -- это огромная заслуга перед всею Россией. Тут "лихо дело начать". Год тому назад кому пришло бы в голову ставить "Царя Федора Иоанновича". "Царь Борис", "Смерть Иоанна Грозного" -- о постановке этих частей трилогии хлопотали, -- а о "Федоре Иоанновиче" даже никто и не хлопотал: эта часть толстовской трилогии признавалась "несценичной", и роль царя Феодора, роль "святая", никого к себе не привлекала: -- Что из нее можно сделать? Что там играть? А стоило театру петербургского Литературно-артистического кружка добиться разрешения поставить эту трагедию, стоило ее хорошо сыграть, -- как предрассудок пал. Артистический мир увидел, что публика идет на эту трагедию, да как еще идет. И какой теперь театр не мечтает о постановке этой трагедии, которая считалась несценичной, какой молодой артист не мечтает о роли "Феодора"! У Одессы есть способ точно так же разрушить предрассудок, густым туманом окутывающий драматические произведения Пушкина. У города есть свой театр. У города есть право на несколько "городских" спектаклей. В мае будет отличная драматическая труппа г. Соловцова. Г-н Соловцов, вероятно, сам поставит "Бориса Годунова", -- у него есть для этого декорации и костюмы из "Царя Бориса". Город, со своей стороны, должен потребовать постановки "Каменного гостя", -- г. Рощин-Инсаров, судя по исполнению им Дон Жуана в мольеровской комедии, будет недурным Дон Жуаном,-- отрывка "Фауст", -- в лице г. Неделина мы будем иметь отличного Мефистофеля, и "Скупого рыцаря". Если бы не нашлось исполнителя для какой-нибудь роли, -- можно потребовать выписки гастролера, -- как требуют выписки примадонн для итальянской оперы. Да и г. Соловцов за этим, вероятно, не постоит. Но все эти требования надо предъявить заблаговременно, чтоб дать срок приготовить все как следует и поставить эти спектакли вполне достойно. И вот, когда польется со сцены божественная музыка пушкинских стихов, -- эти стихи, как лучи яркого солнца, прорежут и разгонят туман предрассудка, которым окружены драматические произведения великого поэта. Увидят актеры, что можно с успехом играть Пушкина. Что публика с интересом смотрит его произведения. И, в силу этого, Пушкина будут ставить не менее охотно, чем ставят теперь, ну, хотя бы г. Невежина. Предрассудок падет. И к 666 нашим драматургам мы прибавим еще одного. И этот драматург будет A.C. Пушкин. Какая честь, какая слава для Одессы, -- если инициатива разрушения предрассудка изойдет он нее. Если она поставит лицом к лицу Пушкина и публику, -- чего не делалось за все время существования предрассудка: -- Пушкин не для сцены. ЗАБЫТЫЙ ДРАМАТУРГ
Впервые -- "Одесский листок", 1898, No 294. ...Цаккони с колоссальным успехом играет в Петербурге "Власть тьмы". -- Цаккони Эрмете (1857--1948) -- итальянский актер. В своем тяготевшем к натурализму искусстве опирался на достижения психопатологии, стремился к подчеркнутой передаче страданий героев. Во время гастролей в России в 1898 г. выступал в роли Никиты в пьесе Л.Н. Толстого "Власть тьмы". В его репертуаре также была роль Иоанна Грозного в трагедии А.К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". ...Новелли... производит потрясающее впечатление в тургеневском "Нахлебнике". -- Новелли Эрмете (1851--1919) -- итальянский актер. Начинал с комедийных, фарсовых ролей, с 1890 г. стал выступать в пьесах драматического и трагедийного репертуара. Среди его достижений исполненный драматизма образ Кузовкина в пьесе И.С. Тургенева "Нахлебник" (1848). Об его успехе в этой роли в спектакле, поставленном в Париже, Дорошевич писал в корреспонденции "Россия в Европе" ("Русское слово", 1902, 19 марта, No 69). В его репертуаре, кроме "Смерти Иоанна" Грозного А. Толстого, были "Каменный гость" и "Скупой рыцарь" Пушкина". -- Эрнесто Росси в пьесах A.C. Пушкина из цикла "Маленькие трагедии" исполнял роли Дон Гуана в "Каменном госте" и Барона в "Скупом рыцаре". В 1896 г он показал в Москве, а затем в Петербурге свою последнюю работу -- Иоанна Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А.К. Толстого), высоко оцененную зрителями и критикой. А у нас "Нахлебника" ставит, кажется, один Соловцов... -- Пьеса И.С. Тургенева была в репертуаре киевского Театра Н.Н. Соловцова. В Малом театре по "Нахлебнику" в 1896 г. состоялось шесть спектаклей, а в 1897 г. -- всего один. В 1898 г. пьеса не ставилась на его сцене ни разу. В Александрийском театре она прошла всего три раза в 1892 г. Не "Гувернера" же им, для поучения детской публики, как Дюковская группа, ставить! -- "Гувернер" (1864) -- комедия В.А. Дьяченко. Дюковская группа, Дюковы -- семья харьковских антрепренеров. В 90-е годы антрепренером Харьковского театра была Александра Николаевна Дюкова, сумевшая собрать образцовую труппу и поднять художественный уровень постановок, хотя в целом репертуар был весьма неровный. Дорошевич посвятил ее памяти некролог "Дюкова" ("Русское слово", 1915, 28 мая). А вот итальянский артист... -- Эрнесго Росси. ...играли "Севильского обольстителя" г. Бежецкого... -- Бежецкий (настоящие имя и фамилия Алексей Николаевич Маслов, 1852--1922) -- русский писатель, драматург. Его пьеса "Севильский обольститель" (1890) шла в Малом театре в 1890 г., в Александрийском театре в 1895 г., в театре Литературно-художественного кружка в Петербурге в 1896 г. ...никому и в голову не приходит поставить "Каменного гостя". -- "Каменный гость" A.C. Пушкина впервые был поставлен в Александрийском театре в 1847 г., четыре раза шел там же в 1882 г. В Малом театре в 1862 г. состоялся единственный спектакль, в 1877 г. -- четыре. ...поставить, например, "Скупого рыцаря"? -- Пьеса впервые была поставлена в Александрийском театре в 1852 г., четырежды прошла там же в 1887 г. В Малом театре премьера состоялась в 1853 г. ...И.В. Самарина, как он исполнял "сцену в подвале". -- И.В. Самарин в Малом театре играл Барона в пьесе A.C. Пушкина "Скупой рыцарь". ...исполнить "Моцарта и Сальери". -- Единственная пьеса A.C. Пушкина, поставленная при его жизни в Атександринском театре в Петербурге (1832). Там же пьеса шла в 1887, 1889, 1890 и 1892 гг. В 1854 г. состоялась премьера в Малом театре. ...пушкинский "Фауст, сцена на берегу моря". -- Имеется в виду драматический отрывок "Сцена из Фауста" (1828). А Поссарт исполняет на сцене шиллеровскую "Песнь о колоколе". -- Баллада Ф. Шиллера "Песнь о колоколе" (1799), содержащая завуалированный отклик на Великую Французскую революцию, входила в концертный репертуар Эрнста Поссарта. Корнель Пьер (1606--1684) -- французский драматург, основоположник классицистской трагедии во Франции. Расин Жан (1639--1699) -- французский драматург. Его трагедии, развивая поэтику классицизма, делали акцент на внутренней жизни человека. Галахов Алексей Дмитриевич (1807--1892) -- русский историк литературы, писатель. Составленная им "Русская хрестоматия" (1842) служила нескольким поколениям школьников. Известный драматург В.И. Немирович-Данченко... не может продолжать своего романа. -- В 1898 г. в газете "Одесские новости" печатался роман Вл.И. Немировича-Данченко "Пекло". ..."закон о трех единствах..." -- формальный закон классицистской драматургии. Мы вступаем в "Пушкинский год". -- В 1899 г. отмечалось столетие со дня рождения A.C. Пушкина. А стоило театру петербургского Литературно-артистического кружка добиться разрешения поставить эту трагедию... -- Театр Литературно-артистического кружка, Театр Литературно-художественного общества (с 1899 г.), Театр Литературно-художественного общества имени A.C. Суворина (с 1912 г.), в просторечии Малый или Суворинский театр был основан в 1895 г. в Петербурге на паевых началах П.П. Гнедичем, П.Д. Ленским, A.C. Сувориным, но вскоре превратился в частное предприятие последнего. Осуществил немало серьезных постановок как западной классической, так и современной драматургии, славился сильным актерским составом. Трагедия А.К. Толстого "Царь Федор Иоаннович" была поставлена на его сцене в 1898 г., в заглавной роли выступил П.Н. Орленев. В мае будет отличная драматическая труппа г. Соловцова. -- Во второй половине 90-х гг. киевский Театр Н.Н. Соловцова постоянно приезжал на длительные гастроли в Одессу, где, как правило, имел большой успех. После одного из одесских триумфов Соловцова Дорошевич писал: "Это человек, которому все должно удаваться. Если он даже ухитряется не прогореть с драмой в Одессе!.. Да, но чего это стоит! Раззолоченной "Мадам Сан-Жен", баснословной роскоши "Царя Бориса", поэтического разреза "Принцессы Грезы". Чтобы заставить одесскую публику идти в театр, против нее приходится принимать военные действия. И выпускать, как в "Старом закале", целую роту солдат, да еще одев ее "для страха" в папахи. Одесская публика идет в театр, но только тогда, когда ей обещают показать "цацу". Солдатиков в "Старом закале". Массу блестящих "цац" в "Принцессе Грезе". Она и в драме желает видеть только феерию. Вы должны платить бешеные деньги за то, чтобы увидеть ее в театре. И если бы г. Соловцов не делал этих колоссальных затрат для двух театров, для одесского и киевского, -- он давным-давно ходил бы в Одессе в шубе боярина Шуйского, в папахе из "Старого закала" и вместо кармана -- с разрезом из "Принцессы Грезы" ("Одесский листок", 1896, 4 октября). Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Воскрешение А.К. Толстого • Влас Михайлович Дорошевич. A.B. Барцал • Влас Михайлович Дорошевич. Московский Малый театр • Влас Михайлович Дорошевич. Юбилей общества русских драматических писателей • Влас Михайлович Дорошевич. Празднование 75-летия Малого театра Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |