![]() |
![]() |
||
![]() |
|||
Зинаида Николаевна Гиппиус. Зелёное кольцо (Пьеса в четырех действиях) • Все авторы -> Зинаида Николаевна Гиппиус. Зинаида Николаевна Гиппиус. Зелёное кольцо (Пьеса в четырех действиях) Комментарии Впервые: отдельное издание. Пг., 1916. Печатается по: Гиппиус Зинаида. Собр. соч. Лунные муравьи. Рассказы. Пьесы. М., 2001. Мнения относительно художественных достоинств и недостатков пьесы среди критиков и рецензентов разделились. Это предрек Д. Мережковский, написавший, что "раскол впечатлений" -- это не столько "раскол поколений, изображенных в пьесе", сколько "раскол публики и так называемой критики" (Биржевые ведомости. 1915. 1 марта. No 14700. Утр. выпуск). О пьесе высказали свое мнение И. Игнатов (Русские ведомости. 1916. 4 авг. No. 180), А. Горнфельд (Русские записки. 1916. No 10). Дважды обращался к ней А. Гвоздев (Северные записки. 1916. No 11; Биржевые ведомости. 1917. 13 янв. No 16036. Утр. выпуск.). В последней из рецензий он раскритиковал "холодный, чисто умственный подход к жизни, мысль, замирающую в абстрактной схеме, выдуманный восторг оптимистических упований на светлое "возрождение", что, по его мнению, "уничтожило возможность создания живых характеров". Его поддержала Л. Гуревич (Речь. 1915. 20 февр. No 49), также подчеркнувшая схематизм пьесы и ее "благомысленную тенденцию", чему не могла воспрепятствовать "даже постановка Мейерхольда" на сцене Александрийского театра, которому не удалось придать происходящему на сцене "той жизненной убедительности и простоты, к которой стремился автор". Пьесу сурово аттестовал и А. Любимов: "Неудачная, скучная, бесталанная" (Наши дни. 1915. 8 марта. No 2). Как "слащавую, надуманную, тенденциозную" охарактеризовала ее и А. Чеботаревская (Отечество. 1915. No 5/6). Ядовито высмеял несоответствие одаренности автора и несовершенства им созданного Н. Ашешов, назвав ее "совсем зеленой пьесой" (Современный мир. 1915. No 3). А В. Буренин обыграл неудачу постановки в заголовке своей статьи -- "Торжество провала" (Новое время. 1915. 17 апр. No 14044). Промежуточную позицию заняла Е. Колтоновская, отметившая, что в пьесе "Зеленое кольцо" присутствуют "и талант, и ум", но она -- "чисто головная", "сочиненная" "не от жизни". В отличие от не принявших творения Гиппиус рецензент, подписавшийся инициалами Д. Ф. (Речь. 1915. 15 февр. No 44; всем было понятно, что это друг Мережковских Дм. Философов), подчеркнул, что, хотя "вся пьеса обращена к будущему", "корни" ее "в настоящем, в самой реальной жизненной толще". Актуальность проблематики пьесы и предложенного решения привлекла H. Слонимского, который указал, что "в пьесе поставлены всех волнующие вопросы" и ответы на них -- "новые, захватывающие, дающие материал для бесконечных споров". Его вывод прозвучал очень оптимистично: "Милосердие" по отношению к старикам и "историзм молодежи -- это то новое слово, которое нужно" (Голос жизни. 1915. 11 марта. No 11). Проповедь "внутренней свободы и милосердия", "веру в действенность человеческого единения" приветствовала и Л. Гуревич в упоминавшейся выше рецензии. В рецензиях была отмечена "приспособившаяся" к автору манера режиссера, отказавшегося от привычных для своей художественной системы новаций. И хотя это не было поставлено в заслугу Мейерхольду, однако рецензенты все же сочли, что его усилия спасли пьесу от провала. По крайней мере, эпизод знаменитого "собрания" участников Зеленого кольца во втором акте был признан впечатляющим именно за счет "удачного размещения" на сцене "действующих лиц" (Петроградская газета. 1915. 18 февр. No 48). На постановку в Художественном театре отозвался рецензией В. Волин (Театральная газета. 1916. 25 дек. No 52).
С. 96 Гамсун, Кнут (настоящая фамилия Педерсен, 1859-1952) -- норвежский прозаик и драматург, выразитель импрессионистского направления в литературе, определившего стиль романов "Пан", "Виктория", "Голод". На русской сцене ставились его пьесы "Драма жизни", "У врат Царства", "Вечерняя заря". В 1920 г. получил Нобелевскую премию. С. 99 Синдикализм -- течение в рабочем движении, считавшее высшей формой организации трудящихся профсоюзы. С. 102 Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855) -- русский историк, основоположник отечественной медиевистики, общественный деятель, глава московских западников. С. 104 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) -- немецкий философ, создатель теории диалектики, основанной на учении об объективном идеализме. С. 104 Стриндберг, Юхан Август (1849-1912) -- шведский писатель, драматург, автор символико-натуралистических произведений -- пьес "Отец", "Фрекен Юлия", романов "Красная комната" и др. ...сторонники мирового круговращения... -- Возможно, имеется в виду теория О. Шпенглера (1880-1936) о циклическом движении культуры и истории, впоследствии целостно представленная им в книге "Закат Европы" (1918-1922). Также в рассуждениях участников спора улавливаются отзвуки учения Вл. Соловьева об историческом процессе, который вступил в новую убыстренную фазу, знаменующую собой победу добра и воссоединение мировой души с Первосущим. Кроме того, о переходе критической фазы культуры в органическую много говорили в символистских кругах. ...идея творческой эволюции... -- Вероятно, подразумеваются идеи французского философа А. Бергсона (1859-1941), выдвинутые им в книге "Творческая эволюция" (1903), где обосновывалась новая в западной философии идея: жизнь -- такая же вечная составляющая бытия, как материя и дух. Андреев -- Леонид Николаевич Андреев (1871-1919), писатель, драматург, публицист, автор произведений, отразивших трагическое умонастроение эпохи. ...который "Санина" написал? -- Арцыбашев Михаил Петрович (1878-1927) -- писатель, представитель русского неонатурализма. Роман "Санин" (1907) считался манифестом естественного проявления чувств, раскованного поведения, воспринимался как квинтэссенция эротического раскрепощения личности. Писемский Алексей Феофилактович (1821-1881) -- писатель реалистического направления, автор знаменитого романа "Тысяча душ" (1853-1858) о провинциальной и столичной России. В начале XX века его творчество воспринималось как несколько устарелое. Бенедиктов Владимир Георгиевич (1807-1873) -- поэт, переводчик, в 30-е годы XIX в. считался "соперником" А. С. Пушкина в поэтической области. С. 106 Мечников Илья Ильич (1845-1916) -- биолог, основоположник сравнительной патологии, эволюционной эмбрионологии и иммунологии. Автор книг "Этюды о природе человека" (1904) и "Этюды оптимизма" (1909), объясняющих причины старения и обосновывающих теорию долголетия. С. 112 Апцуг -- (от нем. Abzug), отход, отступление. Комизм ситуации состоит в том, что Марфа употребляет это слово в противоположном значении. С. 113 Афраппировать (от фр. frapper) -- поражать, ударять. Здесь: производить впечатление, ошарашивать. С. 114 Grand cas -- дословно: большое дело (фр.). С. 122 "Краевичи" -- пренебрежительное обозначение гимназических учебников по имени Константина Дмитриевича Краевича (1833-1892) -- преподавателя физики в учебных заведениях С.-Петербурга, автора учебников для средних и низших школ, выдержавших множество изданий. Пантеист -- здесь не совсем точное употребление термина "пантеист"; в научной терминологии им обозначается человек, обожествляющий все сущее, отождествляющий природу и Бога. Комментарии Оглавление: • Действующие лица • Действие первое • Действие второе • Действие третье • Действие четвертое • • Комментарии Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |