Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Зинаида Николаевна Гиппиус. Suor Maria


Все авторы -> Зинаида Николаевна Гиппиус.

Зинаида Николаевна Гиппиус.
Suor Maria

Оглавление

- 2 -



VII


СЛОВО



На западной береговой дорожке весело и светло. Она, ровная, вьется по уступу над самым морем. Море улыбается, светится близко, тут же, из-под ветвей, то густых, то совсем расступающихся деревьев. Справа -- высокие стены, высокие сады белых вилл, и сверху, с каменных перил, на стены спускаются длинные ветви, покрытые то красными, то желтыми цветами, часто-часто, будто нет ветвей, одни цветы. Кое-где против дверей в стене устроены сходы к самым волнам. Там, где уступ дорожки выше,-- это целые каменные лестницы.


Андрей не пошел сегодня в парк на гору, чтобы не опоздать к обеду; он отправился ненадолго, только сюда, на эту солнечную дорожку.


Сколько здесь гуляющих, хотя еще совсем рано! Вот две толстенькие австриячки с двумя, тоже толстенькими, собачонками; вот крутобедрая дама, высокая и пышная, ленивая и жадная; вот ярко одетая кормилица, не то итальянка, не то далматка, везет в колясочке черного, как жук, ребенка; молодой угрюмый патер, наклонив в книгу пушистые поля шляпы, скользит у стены; два подозрительных молодых человека в желтых башмаках и клетчатых панталонах, с розами в петлицах, хохочут, кривляются на ходу и махают тростями. Хорошенькая пышноволосая девочка-подросток с тоненькими крепкими ножками в черных чулках радостно рассказывает что-то по-английски невозмутимой гувернантке, указывая на море. Из стен виллы, отворив железную дверь, выходит монахиня, вся черная, с черным покрывалом на голове, накинутым на нижнее, белое, и пересекает дорожку, чтобы сойти по узкой каменной лестнице к морю.


Монахиня повернула к Андрею лицо. И он узнал ее тотчас же -- это бледное узкое лицо с розовыми губами, серые глаза, опушенные завитыми ресницами, спокойные и далекие. Он остановился на мгновение, не взволнованный, как будто даже не удивленный. Она молчала и смотрела на него без улыбки, ожидая.


Наконец он двинулся, не отрывая глаз, подошел ближе. Надо же было что-нибудь сказать. Ведь, в сущности, это все очень просто и естественно. Встретились, потому что живут в одном и том же маленьком местечке. Узнали друг друга. Она -- монахиня. Но ведь позволительно же монахиням узнавать друзей -- чуть не детства. Это, то есть что она -- монахиня, конечно, стесняет Андрея... Но и удивляться особенно нечему. Она всегда была странная. Мало ли куда жизнь кидает человека!


И Андрей, приподняв вежливо шляпу, стараясь улыбаться, начал:


-- Извините... Если я не ошибаюсь... Мы когда-то встречались...


"Не забыла ли она по-русски? -- подумал он быстро.-- Да нет, с Тихоном говорила..."


Мисс Май,-- монахиня, стоявшая перед Андреем,-- не забыла по-русски, потому что сказала ему правильно, с едва уловимой детской мягкостью произношения:


-- О да, мы встречались. Вот сюда пойдем, на лестницу, к морю. Там хорошо. Тихо.


Голос у нее был тот же, не глухой -- и не громкий, без всякой резкости.


Черное платье ее легко скользило вниз по ступеням. Андрей молча шел сзади.


Лестница впивалась прямо в воду; невысокие волны, шелестя, набегали на последние ступени. Сверху, с невидной дорожки, слышен был шелест шагов и неясные говоры гуляющих,-- а может быть, это был говор моря и шелест листьев.


-- Вот здесь,-- сказала монахиня,-- здесь сядем. Здесь хорошо. Прямо в море. Море спокойное, ветра нет.


Она села на низкую и широкую, уступами спускающуюся ограду лестницы. Андрей, неловко согнув свое большое тяжелое тело, опустился на ступеньку.


-- Выше, выше! так неудобно!


Он пересел выше, против нее, видел теперь ее всю -- черную на бледном, сверкающем море; только лицо было немного затенено покрывалом.


-- Да, это очень странно,-- сказал Андрей каким-то любезным голосом.-- Вот мы и встретились. Кто бы мог подумать! И какая в вас перемена...


-- Я изменилась? -- сказала она.


-- Нет, лицом не очень... Но...


Он все пристальнее глядел на нее. Конечно, лицо изменилось: все, что тогда в нем угадывалось,-- теперь можно было видеть. И оно казалось еще светлее и ровнее, узкое, обрамленное белым покровом, прячущим волосы. Не изменилось главное -- это было ее лицо.


-- Я даже не знаю вашего имени теперь,-- продолжал Андрей.-- Ведь, поступая в обитель, кажется, меняют имя. И мне не приходило в голову, что вы были католичкой.


-- Да, я была католичка. В монастыре меня называют Марией; сестрой Марией.


-- Сестра Мария... Да... Ну, что ж. У каждого своя дорога. Если вы довольны -- это все, чего мы можем желать от судьбы. Каждый ищет свое тихое пристанище...


Андрей сам чувствовал, что говорит совсем не то, не так и не тем голосом, каким нужно бы. Но говорил в нем один из его Андреев, приличный обыкновенный господин, встретивший знакомую. И, казалось,-- чего же еще?


-- Ваш монастырь в Англии? Вы давно произнесли обеты?


-- Обетов я не произносила. Живу в Италии, около Флоренции. Пять лет.


-- Ах, не произносили?


-- Окончательных.


-- Как вы это по-русски не забыли? Удивительно!


-- Я ничего не забываю, если узнаю. По-русски я и говорю часто. Во Флоренции всегда, давно, вижусь с русскими. Я Шадрова знаю.


-- Ах, профессора Шадрова? Он теперь в Италии? Он очень милый.


Мария-Maй вдруг повернулась к Андрею и, слегка сдвинув брови, сказала негромко:


-- Андрей, оставь. Говори со мною просто. Мы разве для того встретились, чтоб так говорить? Тебе трудно, потому что ты ничего обо мне не знаешь, а я все знаю, я от Шадрова о тебе знаю и от других. Я тебя все время не забывала.


-- Знаешь? -- пролепетал Андрей в минутной растерянности.-- Что ты знаешь? И я тоже не забывал.


-- Да, может быть. Но мы встретились, я знаю -- ты не знаешь. Надо, чтобы я тебе рассказала...


Андрей покраснел и внезапно не то что рассердился, но озлобленно взволновался.


-- Что? Зачем ты мне будешь рассказывать? Что мне до тебя теперь? Шадров с тобой говорил обо мне. Мы были близки, я ездил к нему в Петербург, я был с ним одно время откровенен... Потом порвал. Что он мог говорить? Что у меня бывает своя мука? Ну так что ж? У каждого свой червяк. С жиру мы бесимся. Мало ли! И ведь ты не можешь мне помочь? Я не слышал о тебе, не знал, это правда, но теперь, пожалуй, и слов не требуется. Твой костюм за тебя говорит. И мне очень странно, что мы сейчас на "ты". Дико. Нелепо. Я в глаза не видал ни одной католической монахини, а теперь "ты" говорю. Ты ведь не от мира сего. Ну, а я от мира. И мука моя, когда приходит, самая мирская. Ну, пусть у меня глупый есть вопрос: "Как жить?" У тебя он благополучно решен: совсем не жить, а Богу молиться, уставы, там, ваши католические соблюдать. Еще вопрос, еще глупее: "Как любить?" Тот и подавно решен: люби ближнего, как самого себя, жалей и благотвори... Ну что ты мне будешь это повторять? Я и сам отлично эти штуки знаю...


-- Постой, Андрей...


-- Нет, нет! Все ясно. Ты меня ни в чем не убедишь, да и не нужно мне... этого. Оставь меня, как я есть. Поговорим просто. Я, конечно, уважаю чужие убеждения, чужие верования... И твои одежды...


-- Эти одежды я скоро сниму,-- сказала Мария. Он поглядел на нее в удивлении.


-- Снимешь? Уйдешь? Разочарование?


-- Нет, не разочарование.


-- А что же? Именно -- разочарование. Я не ребенок, сестра Мария... Я почти старый человек, кое-что знаю, кое о чем могу здраво судить. Да... Экий я! Я должен был сразу понять, что ты -- романтическая натура. Тебя, конечно, не нравственность пленяла тут, а экстазы... В католичестве этому особый простор... Ты, конечно, мечтала быть этакой святой Терезой, отказывающейся от всего ради небесного жениха. Почему же вдруг разочарование?


-- Андрей, ведь я хотела рассказать... А ты не слушаешь. Обо мне сам говоришь. Чего не знаешь. И сердишься. Помолчи. Успокойся.


Андрей замолчал с нехорошей душой. Ему было стыдно. Он говорил почти с грубостью.


-- Ничего,-- сказала Мария.-- У тебя очень наболело. Оттого ты такой.


Он улыбнулся, жалко и доверчиво.


-- Не знаю... Иногда очень болит -- а то ничего... Как будто ничего нет. Живу, работаю... И ничего. Я бы хотел, чтобы всегда так и шло.


Мария покачала головой. Зеленоватые воды бормотали у ее ног, и она как будто к ним прислушивалась.


-- Тогда, Андрей, давно,-- помнишь? Тогда я многого еще не знала. Была не права. Говорила -- любовь проходит. А она не проходит.


Андрей молчал.


-- Потом я жила, много училась, думала. И о тебе все время, и обо всех. Искала.


-- Чего искала?


-- Слова.


-- Какого слова?


-- Одного слова. Чтобы уж в нем все было, если его понять. Без слова нельзя. Можно знать без слова, но тогда только для себя. А для других, для всех...-- она затруднилась,-- то есть чтобы с другим вместе дальше узнавать, дать ему, если ему нужно,-- как же без... одного слова? В слове один другому... друг другу... и всем -- передают.


-- Я не понимаю,-- сказал Андрей сухо.-- Какое слово? Что передают?


-- Может быть, я не вполне хорошо говорю. Но я иначе не умею. Ну вот, о твоем: как жить? как любить? Ну и все вообще... Ведь все, много-много людей, думают и мучаются и уже знают, что так, как они живут и любят,-- так... не очень хорошо... Понимаешь? А как иначе -- не знают. И если бы я и знала, как иначе,-- то что ж? Надобно не это, а слово, в котором это вмещалось бы, и чтобы слово говорилось и открывалось -- многими вместе... Кто не знает одного слова -- тот еще ничего не знает.


Андрей усмехнулся, криво и невесело.


-- А ты знаешь такое "слово"? Да, кто "слово" знает -- тому все пути открыты...


Но она не поняла его игры слов, может быть, потому, что недостаточно хорошо знала по-русски. И продолжала серьезно:


-- Я искала слова, и нашла... И другие искали, как я,-- и нашли. Слово соединяющее. И такое, в нем все...-- она протянула к Андрею сжатую белую руку, худую, обвитую четками.-- Разомкни его только, а там уже все есть...


И нежно и медленно она разжимала бледные пальцы.


-- Это слово "монастырь"? Отрешение от мира? Или экстаз? Или ты не в монастыре его нашда?


-- Я везде его нашла. И в монастыре мне нужно было... А ты не понимаешь. Ты все думаешь,-- слово о том сейчас же, как жить. Жить -- в экстазе, или в отречении, или еще как-нибудь. Слово -- не то. Слово не как жить, а в слове, если его взять и раскрыть,-- можно увидеть все о жизни.


Она помолчала.


-- А из монастыря я теперь уйду. Им не нужно, у них свое. Скоро уйду.


-- Куда уйдешь?


-- К другим людям. К тем, которым нужно.


-- К кому же это? К бедным? К несчастным?


Она взглянула удивленно.


-- К каким бедным? Может быть, и к бедным. К тем, кому нужно слово, кто его искал, как я.


-- А ты знаешь, кому нужно?


-- Да, я многих уже знаю. К ним и уйду.


-- Кто же это? Ученики твои? Таинственное проповедничество?


Андрей сам не знал, как случилось, что он говорил с Май, с Марией, таким голосом. Но внутри у него все дрожало не то от злобы, не то от ненависти к себе, совсем уже непонятной.


Мария была спокойна.


-- Проповед-ничество? -- повторила она тщательно.-- Нет, нет. Они тоже, они сами знают слово. Мы вместе знаем. Слово -- оно тоже и знак для сообщения.


-- Масонский орден это, что ли? Или теософское общество какое-нибудь? Или Армия Спасения?


-- О нет, Андрей, ты все не о том, не так. Я о слове говорю, которое землю, мир наполняет, а ты о разных обществах, о теософии... Нет, не теософия, нет, не Армия Спасения...-- Она улыбнулась.-- Люди, которые знают,-- их еще немного... И они все русские, как ты. Но слово для всех нужно, то есть может быть нужно.


Андрей снял шляпу и провел своей красивой рукой по волосам.


-- А мне, что же, ты не скажешь этого слова? Или мне, по-твоему, не нужно?


-- Нет, тебе нужно. Я тебе скажу.


Андрею вдруг стало страшно. Здравый смысл повторял ему с убедительностью, что все это явная чепуха и нелепость, что никакого такого "слова" нет и не может быть, и вообще какая-то не то придурь, не то сумасшествие в этом свидании и разговоре,-- однако ему было страшно. А вдруг есть слово? А вдруг она сейчас скажет -- и все перевернется? Что за детство!


Мария задумчиво проговорила, глядя поверх шепчущей воды на далекие опаловые острова:


-- У тебя ничего нет теперь, ни людей, ни жизни, ни вот этой воды под небом... Потому что оно все только в слове горит... А слово -- в нем...


-- Ну, Бог, что ли, это слово? -- почти закричал Андрей.-- Бог -- всяческая во всем? Разлит в природе? Пантеизм? Умру -- с тучкой сольюсь? Это, что ли?


Май покачала головой, грустно и тихо.


-- Андрей, Андрей, прости меня. Не бойся. Я теперь не скажу тебе слова. Ты сам подойдешь, тогда можно сказать. Я тебя не оставлю. Ты теперь только помни, что оно есть.


Андрей весь поник и утомленно молчал.


-- И я люблю тебя,-- прибавила Май.


-- Любишь? А я... не знаю, люблю ли тебя. Я теперь уж совсем ничего не знаю.


-- Ты только помни, что всё -- есть. Это помни.


Она сказала и повторила настойчиво последние слова.


-- Ну, я буду помнить,-- с покорной беспомощностью произнес Андрей.-- Я буду. Ты не оставишь. А другие, не те, которых "немного", а все другие? Ты в монастыре жила. Ты не знаешь. Жизнь грубая, черная, простая... каждый день. Муть у всех. Больные все, и есть хотят, и смерть...


-- И смерть? -- спросила она.


-- Да, да, вот еще одно... Еще один, третий вопрос...


Он торопился, точно боялся, что забудет то, что вдруг ему стало ясно.


-- Как жить, да. Как любить, да. И еще... и еще -- как умирать?


Она молчала.


-- Или это тоже есть в слове? Есть?


-- Да, есть.


Они замолчали, и оба молчали долго. Сверху, с невидной дорожки, уже не слышно было шелеста шагов и говора гуляющих, только вода шепталась. По морю пошли бледные шелковые полосы.


Мария поднялась.


-- Прощай,-- сказала она.-- Мне пора. Ты скоро уедешь. Я тоже уеду. Но мы еще увидимся. Прощай.


И она ушла, а Андрей остался и долго сидел на каменных ступенях, ни о чем не думая, не вспомнив о часе обеда.



VIII


В ПЕРВЫЙ РАЗ



Катя очень сердилась, что Андрей опоздал. Опять заговорила об отъезде.


-- Бог знает, что с тобой ни поделалось здесь! Пропадаешь, я беспокоюсь, сижу одна... Чего ни передумаю! С горы упал или что... И вялый какой-то. Ну тебя совсем! Поедем-ка. Вот в субботу, легкий день. Билеты возьмем в этой конторе ихней. Без хлопот. Завтра же и возьмем. Они и за багажом придут, и всё. Вместе, что ли, пойдем брать? Или ты один?


-- Ну, хоть вместе.


-- Да чего ты? Голова болит? Напекся за эти дни на солнце-то и стал разварным. А тебе вот письмо. От Ивана Алексеевича, должно быть.


Андрей немного оживился и стал читать письмо. Он как-то отупел, на все соглашался, не выходил по утрам один, ничего не читал, вечером сидел молча на черном балконе и глядел вдаль, на то потухающий, то вспыхивающий многоцветный огонь маяка.


Иван Алексеевич, их земский врач, молодой и работящий человек, считался приятелем Андрея. Андрею он нравился, но и возбуждал зависть. Андрей заранее знал, что напишет ему Иван Алексеевич. Ну, конечно, станет упрекать его в бездельи, и что он не имел права бросать то, что начал, что нужны руки и энергия, что Андрей опомнится -- да будет поздно...


Так оно все и было.


"...Я надеюсь и даже убежден, дорогой мой Андрей Николаевич,-- заканчивалось письмо,-- что чудеса Европы и вся заграничная жизнь встряхнут вас. И полноты у вас поубавится, оживете, а то на домашней перинке (прошу прощения у великолепной Екатерины Ивановны, целую ручки!) как-то обленились. По вашему темпераменту вам такие встряски необходимы. А то окончательным меланхоликом станете, а это в наше горячее время -- дело неподходящее. У нас, подумайте, какая ныне пошла история..."


Следовало длинное описание не одной, а многих историй, и рассказывал их доктор живо, с живым, молодым и справедливым негодованием.


-- Ну, что ж он пишет? -- поинтересовалась Катя..


-- Прочти. И он упрекает, что с жиру бешусь,-- прибавил Андрей тише, точно про себя, и слабо улыбнулся.


Кате очень понравилось письмо.


-- Вот видишь! Видишь! Отличный человек этот Иван Алексеевич! Что до жены его -- не похвалю. Дастся же такое несчастие хорошему человеку! Вертунья, да и дрянь!


И прибавила:


-- Что ж, Андрюша, ты думаешь опять взяться за дело? Ведь ты нужен, пойми -- нужен! Это ясно.


-- Да не могу я...-- начал он, но оборвал и сказал просто: -- Не знаю еще. Посмотрю. Там видно будет.


Утром шел дождь, но потом прояснилось, стало жарко, и только влажно и душно, как в оранжерее. Не сыро, а именно влажно, бархатно. Желтое солнце золотило море и блестящие деревья. Утром никто не выходил, после обеда решено было пойти или поехать куда-нибудь всем вместе. Соскучившийся в комнатах Митя радовался, прыгал и приставал ко всем. Длинные волосы его от влажности закрутились в кольца, и он еще больше стал похож на девочку.


За обедом Кате вдруг стало нехорошо, и когда поднялись наверх -- она поспешно сняла корсет и прилегла на кушетку.


-- Нет, Андрюша, я сегодня не могу. Как хочешь, опять одеваться и идти -- не могу. Надо отдохнуть один день. Ведь потом ехать сколько, нельзя же перед дорогой...


-- Да что с тобой? -- спросил Андрей.-- Что ты чувствуешь? Может быть, хуже так пролежать целый день без воздуха... Отдохни и пойдем. Смотри, Митя совсем приуныл.


-- Нет, нет. Я и к ужину не сойду, велю сюда все принести. Уж я знаю, лучше денек отдохнуть. Ты не бойся,-- прибавила она, многозначительно улыбаясь,-- это не опасно. Просто, кажется, я опять...


-- Что -- опять?


-- Ну, недогадливый Андрей Николаевич! Догадайтесь, не так трудно!


И она снова улыбнулась не без жеманности.


Андрей догадался. В первые годы, когда Катя объявляла ему о своей новой беременности, ему было приятно, любопытно и гордо. Потом он привык, принимал известие с равнодушием. На этот раз -- оно его поразило. Хотя поражаться решительно было нечем.


"Ребенок,-- думал Андрей.-- Новый ребенок, опять, мой. Откуда? Когда же?.. Ведь не от того, что было несколько дней тому назад? Какие глупости я думаю! Но когда же он?.. Дома, перед отъездом? В Вене? Не помню... Совсем не помню. Все время было, все время -- и ничего не помню. А он есть... Так странно!"


-- Трудно только рассчитать когда,-- продолжала Катя.-- К весне, пожалуй, в апреле, в мае...


"И она не знает,-- думал Андрей.-- И она, как я, не помнит и не замечает..."


-- Мне хотелось бы девочку, у нас девочек мало...-- И Катя не без сентиментальности взглянула на Андрея.-- И мало их у нас, да и девочки к матери как-то нежнее. А тебе кого хотелось бы? Девочку?


-- Да,-- сказал Андрей, несмотря на то, что ему не хотелось никакой девочки, и даже непонятно было, как можно хотеть кого-то, кого совсем нет и могло бы совсем не быть.


Катя продолжала свое:


-- Только дай Бог счастливо, а то уж я намучилась. Да - Иван Алексеевич утешает, теперь, говорит, ничего, теперь хоть тройней располагайте, теперь вы молодцом, только, конечно, рационально ведите себя, не утомляйтесь...


Солнце горело на каменном полу. Снизу, из сада и с улицы, доносились голоса, крики детей, стук колес.


Митя совсем соскучился на тесном балконе.


-- Мамочка! Ма-мочка! Что ж гулять! Папа! Иди же!


-- Ну, иди с Тихоном. У мамочки головка болит,-- сказала Катя.


-- Не хочу с Ти-оном, нет Ти-она, я с папой хочу...


-- Ах, какое наказанье! Гадкий, капризный мальчишка! Да перестань реветь! Андрей, пойдите, пройдитесь недалеко. Я, может, усну. А он тут ни минуты покоя не даст.


Андрей и сам рад был выйти на воздух.


-- Ну, куда же мы пойдем? -- спросил он своего крошечного мальчика, когда они сошли на набережную. На набережной было так светло, ярко, влажно и весело, что оба, и Андрей и мальчик, улыбнулись.


-- Далеко-далеко пойдем, на острова пойдем, хочешь? -- говорил Митя, махая рукой.


И вдруг, увидав ряд широких парных экипажей у тротуара, молящим голосом запросил:-- Папа, а папа! Поедем лучше, а? Ну что тебе стоит, папа! Найми вот этого, он согласится! Далеко-далеко, скоро-скоро! Вот этого, видишь, лошади у него какие толстые, они сильные,-- правда? Наш Красавчик сильный, а он худее! Правда? Папа! Найми!


Через минуту они катились по влажному тенистому шоссе. Сквозь деревья налево то сверкало, то опять пропадало море, и каждый раз казалось выросшим, потому что шоссе неуловимо подымалось. Толстые Митины лошади действительно оказались сильными, бежали быстро, весело и упруго, помахивая короткими хвостами.


Мвтя был вне себя от восторга, болтал и захлебывался. Вдруг на одном шз поворотов он взвизгнул:


-- Папа, папа! Та тетя! Папа, скорей! Я тебе не рассказал, я забыл! Папа!


Андрей уже сделал знак кучеру, и лошади остановилясь. У каменной ограды по тенистому и пустынному шоссе шла сестра Мария.


На оборвавшийся стук экипажа она подняла голову. Андрей спрыгнул на землю, Мария шла ему навстречу.


-- Здравствуйте,-- сказала она, наклонилась я поцеловала мальчика.-- Куда вы едете?


Митя не мог стоять на месте.


-- Я тебя сейчас узнал, тетя, тетя! Так хорошо ехать, тетя! А я забыл совсем папе рассказать, что ты не наша, здешняя, а все понимаешь, как наша! Ти-он говорит, что это потому, что ты монахиня, а все монахиня святые. Правда? Тетя, ты посмотри, какие лошади! Хочешь, поедем с нами? Поедем! Коляска большая-большая! А они бегут быстро-быстро...


-- Куда же вы едете?-- спросила Мария, легко улыбаясь и взглянув на Андрея.


-- Я, право, не знаю,-- сказал тот нерешительно.-- Кучер называл мне местечко, я согласился...


Кучер повторил название, Мария кивнула головой.


-- О, я знаю. Я была. Там очень хорошо. Немного далеко...


-- Мы далеко, тетя, далеко! Поедем же!


-- В самом деле...-- сказал Андрей.-- Может быть, вы могли бы...


-- Да, я могу. Я сейчас свободна. А там очень хорошо.


Она вошла в коляску, и они двинулись вперед еще быстрее, хотя дорога и подымалась.


Митя сидел между ними, и восторг его не то что стих, а перешел в какое-то умиленное упоение. Мелькали дома, селения, кабачки с верандами, увитыми виноградом, покрасневшим и отяжелевшим; и опять пустынное шоссе, и море налево, светлое-светлое, высокое-высокое -- почти как небо. Влажной душистрстью тяяуло из виноградников.


-- Здесь так похоже на Италию,-- сказала Мария.-- Ты не видал Италию, Андрей? Вот увидишь...


Он в первый раз сегодня поднял на нее глаза. Тонкое, светящееся на солнце лицо ее показалось ему сегодня иным -- и все тем же, ее лицом, таким нестерпимо милым и близким -- и таким далеким, точно она не сидела с ним рядом, и не говорила с ним, и никогда не могла говорить.


Веселье, страх и радость вместе обняли его. И веселье было такое непривычное, такое простое, точно Митино. Ему тоже захотелось говорить, рассказывать что-нибудь о себе, о том, что он видел, с кем встречался, о том, что с ним или вообще случалось. Стал ей объяснять, почему в Вишняках, на хуторе, старый дом пришлось сломать, и какая была возня с новым, а свой кабинет он устроил совсем так же, и балкон такой же. Перешел к тем недавним годам, когда он служил в земстве, рассказывал, с чем и, кем ему приходилось бороться и как случалось побеждать.


-- Ты этого всего не знаешь,-- говорил он, глядя прямо в светлые глаза Май.-- Да и никто, даже у нас, ничего не знает, кто чуть подальше стоит. Сколько нареканий на наше дело! У нас борьба и внешняя, и внутренняя. И борьба пока неравная. Враги наши могут кричать против нас всенародно,-- а мы не смей и рта разинуть. Мы под сурдиночку, в закоулочке, в переулочке... Хлопотали мы о своем, земском, органе... Куда тебе! Я в Петербург даже ездил... Нельзя. Кричат с другой стороны: земство -- это новая бюрократия! Земство отделено от народа! Что ж это такое? Ведь уж если это говорить... А если б ты знала, Мария, какие люди есть! Простые, энергичные, деятельные... Сколько ни имеют,-- мало ли, много ли, другой вопрос,-- все отдают. Сил тратится уйма -- да пользы-то на вершок. Я не говорю, и в вершок польза -- все-таки нечто. Вот был у нас один человек -- вместе мы с ним служили...


Странно! Все прошлое, вся работа, вся жизнь Андрея в этот час были к нему обернуты своими светящимися сторонами. И он говорил о них искренно, как о чем-то легком и нужном. Даже то, что не давало ему ничего, кроме муки, тяготы, что он в конце бросал как бессмысленное,-- и оно теперь казалось ему не без цели вкрапленным в жизнь и достойным разговора и рассказа. О Кате, он не говорил,-- но естественно; он привык не думать совсем об этой стороне жизни или думать о ней после всех других.


Мария слушала его с глубоким интересом и очень внимательно. Может быть, боялась чего-нибудь не понять по-русски. Лошади бежали все так же бодро, и уже белелось вдали, на крутом горном уступе, остро вдающемся в море, крошечное далматское селение, куда они ехали.


-- Отчего же ты оставил это дело, Андрей? -- спросила Мария тихо.-- Ведь ты его оставил?


Он на мгновенье затуманился.


-- Да... Так. Оставил. Много как будто и хороших дел, а присмотришься... И слабняк я. Характер какой ничтожный. Теоретик, может быть... Не знаю.


Маленькая девочка, подпрыгивая, бежала за коляской и просила по-итальянски копеечку. Довольный Митя, которому дали три медных монеты, щедро кинул ей две. Девочка засмеялась и бросила в коляску измятые красные гвоздики.


-- А какие цветы во Флоренции! -- сказала Мария.-- Таких нигде нет. Розовые лилии. Я их очень люблю.


-- А я люблю персики,-- заявил Митя.-- Есть персики во Флоренции, тетя?


-- Ну уж, наверно, не лучше, чем в нашей вишняковской оранжерее,-- сказал Андрей.-- Нет, ты не узнала бы Вишняков, Май!


-- А липы целы? Помнишь, они расцветали?


-- Целы, целы! Разве я позволю их тронуть?


-- У нас гимнастика есть! -- говорил Митя.-- Когда я буду большой, как Боря и Миша,-- я тоже буду на гимнастике. Ты к нам приезжай. Ты будешь моя, заграничная! Хорошо?


Май улыбалась. Ей тоже, вероятно, было весело. Черный покров слегка отлетал под встречным ветром, и лицо, все на солнце, странно розовело, точно тонкий фарфор сквозил на огне.


-- А еще вот что я скажу,-- решительным голосом заявил вдруг Митя.-- Когда я вырасту совсем-совсем большой, вот как папа и Иван Алексеевич, я пойду в монахи, и буду святой, и женюсь.


Андрей невольно засмеялся.


-- Ну уж если пойдешь в монахи -- так не женишься. Монахам нельзя жениться. Да еще святым.


Митя взглянул на него со снисходительным изумлением.


-- Папа, какой ты смешной. Ведь я женюсь на монашенке, вот как тетя. И куплю лошадей, таких сильных-сильных, и чтобы хвосты были стриженые, правда? И мы будем кататься и по загранице, и везде, и все будем видеть и знать,-- далеко, далеко поедем...


-- А нас уж не возьмете?-- спрашивал Андрей.


-- А вы уж тогда будете, старенькие-старенькие.


-- Он правду говорит,-- сказала Май, смеясь.-- Но это когда еще будет! А теперь мы еще не старенькие... Не правда ли, Андрей?


Наконец приехали. Кучер подвез их к крошечному домику, заявляя, что это "кафе". В "кафе" не было ничего, кроме серых сухариков и местного вина, вкусного, играющего яркой розовой пеной,-- но зато оказалась громадная каменная терраса на самом выступе, белая, точно висящая над морем.


Митя бегал взад и вперед, заглядывал за ограду и что-то кричал и болтал. Май облокотилась на широкие каменные перила и глядела в море. Оно было везде -- и справа, и слева, и вверху, высокое, как небо, но внизу. Светлое-светлое, легкое-легкое, веселое.


Андрей стал рядом с него, хотел заговорить, сказать ей... и не посмел. Она была такая близкая -- и такая непостижимо далекая. Всякий раз, поднимая на нее глаза, он это чувствовал, и всякий раз ему казалось, что видит ее -- впервые.


Когда допито было сверкающее, сладкое, алое вино с розовой пеной -- они вышли из домика на дорогу и пошли к роще, - которая темнела влево.


Каменистая тропинка вела в глубину.


-- Пойдем, тут можно дойти до уступа,-- сказала Май.


Она вела за руку ребенка, но скоро он побежал вперед. Андрея и Мария опять разговаривали. Мария рассказывала ему, как жила долго одна, в Оксфорде, и училась...


-- А потом я была актрисой... Недолго, всего два года.


-- Ты? Актрисой? Не может быть!


-- Отчего не может быть? Я пробовала... Всем нравилось. Но мне не понравилось. Я оставила.


-- Тогда и ушла в монастырь?


-- О, нет, о, нет. Не тогда.


Андрей помолчал.


-- А ты любила кого-нибудь? -- вдруг спросил он. Она тотчас же ответила с простотой:


-- Да, любила. Тебя любила всегда,-- прибавила она через мгновение.


И Андрею стало опять страшно -- я стыдно за свой вопрос, за тайный, грубый смысл, который был в нем.


Они дошли до самого уступа, до обрыва в море, и сели на камни около низких, крепких, уже темнеющих осенних дубов. Митя копошился вблизи, собирая в пук какие-то длинные травинки.


-- Май,-- сказал Андрей тихо и точно не сам, точно за него кто-то должен был это сказать.-- Май, я, вероятно, люблю тебя. Не оставляй меня. Ты сама говорила... Но как же? Что ты хочешь? Я ничего не знаю. Что мне делать? Как жить? Если ты знаешь -- отчего не скажешь?


Была тишина -- тишина и солнце. Даже Мити не было слышно. И море с высоты казалось тихим и немым.


Лицо Май, окруженное черным ореолом покрывала, наклонилось к Андрею. Он обнял ее голову и поцеловал розовые, живые губы. Поцеловал в первый раз, потому что ему казалось, что не только ее, тогда, давно, -- но и вообще никогда и никого он не целовал, до этого мгновенья.


И когда оборвался этот, весь светлый, весь под взорами солнца и небесного моря, поцелуй (а он именно оборвался, ибо во вторую половину его мига Андрею почудилось, едва-едва, призрачно, что она первая сделала движение назад), когда он оборвался -- Андрею стало казаться, что его не могло быть, хотя он и был.


Она шли назад к своей коляске, чтобы возвращаться домой, и Мария говорила:


-- Андрей, ты уедешь, ты будешь опять в России, в деревне. Поезжай, делай, что хочешь, что можешь любить, что тебе кажется справедливым, только делай, делай... И ко всему подходи, помня, что есть... есть слово, в котором, если раскрыть его,-- все говорит: и жизнь, и любовь, и смерть. Подходи с этим. А потом, скоро... ты приедешь во Флоренцию, где буду я и будут люди, которые станут тебе нужны, а ты им.


-- Скоро? Когда?


-- Я скажу тебе, когда.


-- Ты мне напишешь?


-- Нет, писем не надо. Не напишу. Я еще здесь скажу тебе. Не сегодня.


Стало быстро темнеть. Вниз они поехали еще скорее. Было не холодно, но свежо. Митя, утомленный и довольный, примолк, дремал. Андрей и Мария молчали.


Уже заблестели огни отелей, когда Мария остановила кучера.


-- Здесь мой спуск. Мне близко. Я выйду. Прощайте, милые.


Она поцеловала Митю, который обнял ее за шею, потом, сейчас же, поцеловала Андрея. И ему опять показалось, что это первый поцелуй: такой он был новый... свежий, как губы ребенка.



IX


ДРУГАЯ БЫ ЖЕНА...



-- Тетя эта хорошая, и все хорошее, и лошади хорошие,-- полусонно бормотал Митя, когда они уже совсем подъезжали к дому.-- Вот мамочки-то не было! Ездили-то мы как!


Андрей вдруг вспомнил Катю. Вспомнил, что она -- есть, и она с ним, и он возвращается "домой" -- к ней. Почувствовав себя на мгновенье старым, домашним,-- он почувствовал противное беспокойство: а ведь Митя может что-нибудь сболтнуть. Катя, как он ее знает,-- сейчас же станет расспрашивать, поймет по-своему, может быть, вспомнит, конечно, приревнует... Не сказать ли Мите?.. Но он тотчас же опомнился. Вот до чего можно дойти! С ребенком уславливаться во лжи -- и где? Где все свет, правота и правда. Да не нужно этого; как тот Андрей, который живет, ищет и страдает, несоединим с Андреем Николаевичем, спокойным мужем и семьянином, и как он, Андрей Николаевич, второй, не может судить и даже видеть первого,-- так и Катя не может увидеть Май, не может коснуться ее никакими своими чувствами, потому что Май несоединима с ней. Физически не может ничего случиться. Ведь если до конца признать, что Катя есть, действительно есть,-- то тогда, наверное, нет ни Май, ничего; и не было никогда, и не могло быть, и не нужно.


Они приехали и поднялись наверх.


Катя разбирала дорожный сак в ночной кофточке. Окна были заперты, уже горело электричество. Тихон угрюмо накрывал на стол. Катя, вероятно, велела подать ужин наверх.


-- Андрюша! -- взвизгнула Катя, бросаясь к нему.-- Вот вы наконец! Да что же это такое? С часу ушли! Бога вы не боитесь! Чего я не передумала! Ребенок в легком пальто! Что же это?


Она взяла Митю на руки.


-- Спит совсем! Где это вы шлялись?


-- Мы ездили, мамочка...-- сонно лепетал Митя.-- Хорошо так ездили... Лошади сильные... Гуляли там... А я кушать не хочу...


-- Ну, пойдем, я тебя уложу. Ах, Андрюша, как я беспокоилась...


Она унесла Митю в другую комнату. Андрей сел в кресло, закурил папиросу, глядел на угрюмого Тихона, медленно расставлявшего посуду. С Тихоном ему было не тяжело; при Тихоне ему не казалось, что того, другого, настоящего, мира -- нет и не могло быть.


-- Опять, значит, складываться? Забирай одежки, востри ножки? -- мрачно проговорил Тихон.


Андрей ответил весело:


-- Ну, уж не ворчи. Теперь недолго. Скоро опять на хуторе будем.


-- Да мне что? Мне что ваш хутор? Компот он с ананасом, что ли? Я, Андрей Николаевич, еще в ту пору, как мы с вами из Москвы приехали, докладывал вам, что те места мне недостаточно нравятся. Ежели изволите помнить -- я сколько разов просил, чтобы отпустить меня.


-- Да какие же места тебе нравятся? Дома не нравится, здесь не нравится...


-- Здесь-то бы еще нравиться? Нет, Андрей Николаевич, сами изволите видеть, насколь здесь неудобно. А что какие места нравятся... Мало ли есть местов? Я так полагаю, что не может на свете удобных местов не быть. Где-нибудь да они есть. Это неслыханно, чтобы человеку места не было.


Андрей не знал, что возразить. Катя, вернувшаяся из спальни, раздраженно сказала:


-- Опять ты, Тихон, за свое? Опять закаркала ворона? О чем еще? Ты меня в гроб вгонишь когда-нибудь, ну ей-богу, этими своими причитаньями!


Тихон внезапно озлобился.


-- В гроб? В какой такой гроб? -- произнес он с ударением, шумно роняя тарелку на стол.-- Такие обвинения человеку я, Екатерина Ивановна, позвольте вам сказать, в первый раз слышу. Если я вам неугоден, и даже вы в таких вещах меня обвиняете, то, ваша воля, покорно прошу, отпустите меня. А что я насчет местов сказал, то, извините, нет таких законов, чтобы принуждать человека. И всегда буду говорить, ежели мне недостаточно нравится и ежели такое у меня мнение...


-- Да замолчи, замолчи, хорошо! -- вскрикнула Катя почти сквозь слезы.


Андрей сказал примирительно:


-- Ты, Тихон, лучше иди вниз за ужином. Давно звонили.


Тихон еще повозился, бормоча тише, точно для себя:


-- Отпустить -- и кончено. И наилучшее дело. Хутора я не видал! Жили, слава Богу, с Андреем Николаевичем без хутора. Кому какое место нравится... И никто не указ, потому что это уж не в силах человеческих, а Божье ниспосланье. Да.


Наконец ушел. Приходил с кушаньями, угрюмый, исподлобья выглядывал на Андрея и уходил. Потом убрал все и исчез окончательно.


Андрей и Катя поужинали молча. Катя почти ничего не ела, видимо, была расстроена и раздражена.


-- Я просто истерзалась, просто истерзалась,-- сказала она наконец.-- Ушли, нет, нет -- просто сердце не на месте. И ведь знает, что мне нездоровится...


-- Ну прости, Катя,-- сказал Андрей деревянно.-- Мы проехались... Я упустил из виду, что ты будешь беспокоиться. Что же могло случиться?


-- Что? Мало ли! Ах, Андрюша!


Она вдруг встала, подошла, тяжеловато села к нему на колени и прижалась к его плечу.


-- Не стоишь ты, гадкий, чтоб о тебе думали вечно, тревожились, как я! Другая бы жена и думать забыла, сама бы требовала, а я тебя избаловала. А разве мне не горько? Ушел, знаешь, что я тут одна, больная...


Она разжалобилась от своих слов, заплакала немного. И нервы у нее были расстроены. Ей хотелось в одно время и плакать, и нежничать, и сердиться, и упрекать.


-- Перестань, право, Катя,-- сказал Андрей, не двигаясь и не отвечая на ее ласкания.-- Охота расстраиваться. Ничего не случилось, я вернулся.


-- Я знаю; что ты вернулся, что ты мой котик, да ведь было-то как! Нет, Бог с ней, с этой заграницей! Поездили -- и до дому. Правда, котик? А то все расстраиваешься, и я -- да и ты. Воздух, верно, влияет отчасти. Мне тут покоя нет, точно жду все время, вот случится, вот случится!


-- Взвинчиваешь себя,-- сказал Андрей, зевнув.


-- Ну и отлично, и поедем домой. Вот, говорят, женщина прежде всего -- мать; муж для нее -- второе. Нет, я не такова. Муж мне дорог, дорог... И как я ни браню тебя иной раз, Андрюшончик,-- ведь это для твоей же пользы! Ну, поцелуй меня!


Она громко и сочно поцеловала его в жесткие усы.


Андрей встал, с усилием освобождаясь от ее тяжести.


--- Чего ты? Спать хочешь? Устал?


-- Да, устал.


-- Ну, давай баиньки. Завтра рано вставать, билеты на субботу брать. Чего ты какой, правда, хмурый?


Андрей вдруг с раздражением крикнул:


-- Ах, да оставь меня в покое! Ну, такой, ну, сякой! Ровно со мной ничего, просто скучно! Помолчи немного хоть перед сном!


И ушел в спальню. Катя осталась, изумленная, изобиженная его небывало несправедливым окриком, до того опешила, что даже ответить сразу не нашлась, и только через минуту задышала громко, решив плакать.


Нет, никогда еще не видала она Андрея таким... даже сказать точно нельзя, каким,-- но не таким, как всегда. Что же это? Откуда? Что это будет?


Избаловала она его. Вот, мужей баловать! С другой бы женой посмел он!



X


ВЕСНОЙ



Катя по натуре была очень ревнива, и Андрею нередко за эти пятнадцать лет приходилось переживать самые нелепые вспышки. Еще не так давно она вдруг приревновала его к жене Ивана Алексеевича, которую Андрей и видел-то всего раз; потом к бонне младших детей, ни с того ни с сего; бонна плакала, клялась, что Андрей Николаевич слова с ней не сказал, и действительно, он даже не интересовался узнать, как ее зовут. Катя потом каялась и все оправдывалась тем, что у нее уж "такое сердце".


Это "сердце" ее начало и теперь было смущать: уж не приглянулась ли Андрею которая-нибудь из этих... кружевных да батистовых подметалок на пляже? красивые есть... То-то он один по утрам бегает... Да нет; здравый смысл не позволял Кате долго останавливаться на этой мысли. Не то. Он даже к не заикнулся, чтоб остаться здесь. И не грустит нисколько.


Как бы то ни было -- в Монте-Карло уж она ни на шаг его от себя не отпустит. Пробудут несколько дней -- а там и домой, марш-маршем. А дома все обойдется. Дома дела много, раздумывать да расстраиваться некогда.


В субботу с утра (отъезд был назначен в пять часов) Тихон и Катя возились с укладкой сундуков. Андрей один сошел в читальню. Широкие двери были открыты в сад. День -- опять почти жаркий, солнечный, но море гудело и билось о плиты набережной. Белые в рыжие полосы резали его синеву.


Андрей пошел по набережной налево, к тому парку, у начала которого на далеких камнях в море была статуя Мадонны.


В парке на очень тенистой дорожке -- весь нижний парк был лавровый -- Андрей сел на первой скамье. Как раз перед ним -- низкая каменная стена, отделяющая дорожку от моря; налево и направо -- зеленые сводчатые коридоры; и море все видно, и видны мокрые камни, черная груда, где стоит Мария Дева, смотрящая в волны. Они прыгают вокруг, шумя и туманясь, рассыпаются серебром и дымом и отходят медленно, с ворчаньем, с гуденьем, точно голодные кошки.


А она стоит и смотрит прямо в море, и видны только складки ее одежды и черный ореол вокруг головы.


Где-то далеко играла музыка; так далеко, что ее не было слышно все время, а только иногда неуловимый ветер проносил ее мимо на теплых крыльях. Проносил -- и уносил за ограду, в самое море. И Андрей часто не мог разъединить их: отъединить волну звуков от звука волн.


Андрей наклонился низко и чертил что-то, не думая, на дорожке тростью. Скрип гравия заставил его поднять голову. Сестра Мария подошла к скамье и села рядом с Андреем.


-- Здравствуй,-- сказала она.-- Ты.сегодня уезжаешь.


-- Да.


-- Мне надо было еще раз видеть тебя.


-- Да, ты обещала сказать, когда... Мария,-- заговорил он поспешнее, перебив самого себя.-- Если б ты все знала... Ты не можешь знать, что я переживаю. И что я еще переживу! Ты многого не можешь знать; Я слабняк, ничтожество -- пусть! А ты мне иногда кажешься -- неживой. Да, да, неживой! Говоришь о жизни, о слове, и я верю, я не могу не верить, точно это я же себе говорю... Точно ты во мне говоришь... Но ты сама? Разве ты страдала? Вот как мы, грубые, простые люди страдаем в путах грубой, простой любви, кровью страдаем? Разве ты можешь понять труд и боль?


Он остановился. Мария молчала.


-- Вот ты мне скажешь, когда надо приехать во Флоренцию, и я приеду, потому что не могу не приехать...


-- Весной,-- тихо, чуть слышно сказала Мария.


-- Весной? Приеду... Но ты, если и не можешь понять,-- прости, все-таки прости, что я мучусь. С Катей, с женой -- это пусть. Тут я мучусь -- но пусть. А ведь вот ты видела моего мальчика... И другие есть... Как же они? Как это все?


Мария вдруг повернулась к нему -- и в первый раз он увидел ее лицо -- гневным. Спокойно-гневным.


-- Скажи: а ты нужен твоему мальчику такой, как ты есть? Как был всю жизнь? Ничего не знающий, ничего не помнящий, в тупой тоске? Что ты хотел ему дать?


-- Ничего... Я и не думал о нем. Я просто любил. Или даже не любил, а...


-- А что? Ну да, не думал. Ты думал о себе. Тебе и надо было думать о себе. Кто не узнает ничего для себя сначала -- тот бессилен с другими и не нужен им. Сначала для себя -- и тогда станет ясно, что это --для всех...


-- Май, но ведь страданье, страданье!


-- Так что ж? -- сказала она бодро.-- И даже, может быть... послушай, я часто думаю об этом,-- может быть, и найдем слово, и раскроем его, и узнаем, как жить,-- а жить нам, по нашему знанию, нам самим,-- будет уже поздно. Мы только узнаем, только раскроем... а жить будут другие. Но подумай: если не мы -- будут искать и страдать над этим -- они. Зачем же мы отдадим им наше страдание, нашу радость? У них будут свои, а эти -- наши!


Андрей опять склонился низко и чертил что-то на дорожке. Они оба долго молчали. Звуки моря, похожие на гул дальнего органа, сплетались с волнами дальней музыки. А в самом сердце этого гула -- была тишина.


-- Весной, весной,-- проговорила Мария.-- В самом начале апреля ты приедешь во Флоренцию. Если умрешь раньше -- я узнаю. Если я умру -- ты узнаешь. Но и тогда все-таки приезжай.


Она глядела на него с улыбкой, в глазах у нее стояли и не проливались слезы. И от этой улыбки, и от этих слез -- ему вдруг стало горячо и радостно на сердце.


-- Мария, я приеду. Я люблю тебя. И мы не умрем так скоро. Я приеду весной.


-- А теперь...


Она, вероятно, хотела сказать "теперь иди", но в эту минуту откуда-то справа, из-за поворота дорожки, послышался резкий голос:


-- Андрюша! Андрюша!


-- Это Катя,-- сказал Андрей, вздрогнув.-- Ищет меня, верно.


-- Андрюша! Андрюша! Где ты? -- опять, еще ближе, раздался голос.


Андрей хотел встать, но сидел. Мария встала первая.


-- Иди, Андрей. Иди. Помни, что есть, и помни -- весной. Иди.


Андрей тяжело встал и пошел направо, на голос. Тотчас он увидел идущую из-за поворота Катю, запыхавшуюся, со съехавшей шляпой. Должно быть, она долго и мучительно его искала. Полная фигура ее, затянутая в синее фуляровое платье с белыми цветочками, сразу заслонила весь солнечный просвет дорожки.


-- Андрюша, вот ты наконец! Бегала-бегала, Тихон говорит -- здесь тебя видел, сюда побежала, кричала... Ведь за багажом сейчас придут! Прислали сказать, что сейчас придут!


Она почти плакала, идя с ним рядом. На последнем повороте Андрей обернулся и взглянул назад.


Мария стояла у каменных перил и смотрела прямо в море. Лица ее не было видно -- только складки одежды и черный ореол покрывала над головой.


Горячая и бодрая радость сжала сердце Андрея. Страданье? Что ж, пусть и страданье.


Весной, весной!



ПРИМЕЧАНИЯ



"Новый путь", 1904. No 11. С. 153--204; Гиппиус З. Н. Алый меч. С. 421--480.


Гл. III повести, описывающая визит героя в Ясную Поляну к Л. Н. Толстому, автобиографична. 18 февраля 1904 г. Гиппиус обрати-лась к Толстому с письмом (от имени своего и Мережковского), в кото-ром испрашивала разрешения приехать в Ясную Поляну; Толстой отве-тил приглашением 27 февраля (см.: Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 75. С. 49). Мережковские были в Ясной Поляне 11--12 мая 1904 г.; 12 мая Толстой сообщал М. Л. Оболенской: "Сейчас уехали от нас Мережковские. Этих хочу любить и не могу" (Там же. С. 104). Д. П. Маковицкий записал 19 декабря 1904 г.: "В "Новом Пути" <...> Гиппиус, жена Мережковского, описывает в повести "Suor Maria" свое посещение Ясной. По-моему, хорошо" (Лит. наследство. Т. 90: У Тол-стого. н904--1910. "Яснополянские записки" Д. П. Маковицкого. М., 1979. Кн. 1. С. 103). Поездку к Толстому Гиппиус описывает также в мемуарном очерке "Благоухание седин" (Гиппиус З. Н. Живые лица. Прага, 1925. Т. 2. С. 160--169).


Рецензируя сборник "Алый меч", критик Е. А. Колтоновская особо выделила "Suor Maria": "...автор проявляет свою наблюдательность и большую психологическую тонкость в обрисовке противоречий между внутренними требованиями личности и ее внешнею жизнью" (Образо-вание. 1906. No 9. Отд. II. С. 96).


- 2 -



Оглавление:- 1 -- 2 -


Не пропустите:
Зинаида Николаевна Гиппиус. "Сердце, отдохни..." (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Голубое небо (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Слишком ранние (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Закон (рассказ)
Зинаида Николаевна Гиппиус. Вымысел (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru