Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Четыре мира вокруг Женевы
Тунис - жемчужина Средиземного моря

Хорезм

Хорезм, историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях реки Амударьи. Первые упоминания о Хорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария I и «Авесте»; многие исследователи, кроме того, отождествляли с Хорезмом авестийскую Арьянам-войчах — первую зороастрийскую страну. В изучение истории Хорезма значительный вклад внесли русские учёные-востоковеды конца 19 — начала 20 веков — В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х годах 20 века работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники Хорезма относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинской дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к кельтеминарской культуре (4—3 тысячелетия до нашей эры). В эпоху энеолита (начало 2 тысячелетие до нашей эры) население, по-видимому, уже было знакомо с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап так называемой суярганской культуры). В результате смешения культуры местного населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась археологическая тазабагъябская культура, относящаяся к кругу культур степной бронзы. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры на протоках Акчадарьинской дельты носители этой культуры — земледельцы и скотоводы оставили множество поселений и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок — зернотёрки, бронз, серпы, ножи. В конце 2-го тысячелетия до нашей эры развивается амирабадская культура (9—8 веков до нашей эры). Совершенствуется ирригационное земледелие, развивается отгонное скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к северо-востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественно скотоводческими хозяйством, носители которой были всё же тесно связаны с земледельческими оазисами. На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья сложилась культура сако-массагетских племён, на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Хорезмом. Полагают, что в 7—6 веках до нашей эры хорезмийцы, относимые Страбоном к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племён, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (так называемого Большого Хорезма) лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанной уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в последующем становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 века до нашей эры, вероятно при Кире II, Хорезм вошёл в состав государства Ахеменидов. На рубеже 6 и 5 веков до нашей эры о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые сообщает древнегреческий автор — Гекатей Милетский. К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд др. поселений. Согласно Геродоту, Хорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ античных сочинений позволяет предположить, что при Артаксерксе II (404—358) Хорезм стал отдельной сатрапией. Её центром, вероятно, была большая крепость (городище Калалы-Гыр). Ко времени восточного похода Александра Македонского Хорезм уже независим: весной 328 до нашей эры в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман, или Фратаферн.
В 4—3 веках до нашей эры Хорезм переживает экономический и культурный подъём: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (городища Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремёсла и искусство. В конце 1-го тыс. до н. э. в культуре Хорезма отчётливо проявляется влияние степных племён, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в первых веках нашей эры Хорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 веке нашей эры местной династии свидетельствуют результаты раскопок священного дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Хорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах так называемой хорезмийской эры, начало которой приходится на середину 1 века нашей эры. Применение этого летосчисления археологически прослежено в Хорезме до 8 века. Господствующей формой религии в Хорезме был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня».
В искусстве древнего Хорезма, которое в период Ахеменидов подверглось воздействию переднеазиатской художественной традиции, постоянно сохранялись отдельные черты культуры саков. На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 веках до нашей эры сформировалась самобытная художественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых веков нашей эры проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего Хорезма — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы (Калалы-Гыр, 5—4 века до нашей эры, Топрак-Кала, 2—3 века) включали парадные дворы с айванами, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 м). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 век до нашей эры) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 века до нашей эры). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.
Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Уникальны керамические оссуарии в виде статуй (5 век до нашей эры — первые века нашей эры) — условно-обобщённые образы умерших. Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 веках до нашей эры изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.
Бируни сообщает о воцарении в Хорезме в 305 царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в городе Кят (близ современного города Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 — 8 вв.). 4—6 века — время начавшейся феодализации и формирования новой, афригидской культуры, характерной для раннефеодального Хорезма вплоть до 8 века. На её складывание значительное влияние оказали окрестные степные племена. Резко сократилась ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени — феодальная усадьба, усадьба-замок (укрепленный, с башнями-донжонами на пирамидальных цоколях, с «гофрированными» стенами) и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров. Из произведений изобразительного искусства этого времени известна серия хорезмийских серебряных чаш 6—8 веков с изображениями царей, богов, ритуальных сцен.
В 712 Хорезм завоевали арабы. Арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, передал власть своему ставленнику. Но в Кяте вплоть до 10 в. продолжали править представители афригидской династии. Всё большее значение стала приобретать столица Северного Хорезма — Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 объединил Хорезм. При нём и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупные учёные, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 — сельджуки. В конце 11 в. в Ургенче пришла к власти новая династия — т. н. великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127—56), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн иль-Арслан (1172—1200) освободил Хорезм от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде II Ала-ад-дине (1200—20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша.
В искусстве Хорезма после арабского завоевания постепенно стали преобладать черты, общие для стран Халифата. Наряду с пахсой, сырцом и деревом (каркасные постройки) стали применять обожжённый кирпич (в монументальном строительстве). Средневековые зодчие Хорезма разработали оригинальные шатрово-купольные конструкции (мавзолеи 12 века в Ургенче древнем), использовали в архитектурном декоре узорную кладку из кирпича, резную терракоту, ганч. Высокими художественными достоинствами отличается поливная керамика Хорезма.
В 1220, в результате нашествий войск Чингисхана, государство хорезмшахов распалось, Хорезм вошёл в состав улуса Джучи, а затем в Золотую Орду. Во 2-й половине 14 в. Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками с богатым керамическим поливным декором (наборная резная мозаика), например мавзолей династии Суфи, т. н. Тюрабек-Ханым и др. Правители Хорезма приобрели фактическую независимость. К этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом. В 1505 Хорезм попал под власть Шейбани-хана. В 1512 к власти в Хорезме пришла узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 века. Позднее фактическими правителями Хорезма были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-либо из Чингизидов. С начала 17 в. столицей Хорезма стала Хива. Её архитектурные ансамбли дают наиболее яркое представление о зодчестве и декоративно-монументальном искусстве позднефеодального Хорезма. Термин «Хивинское ханство» употреблялся, однако, только в русской и западо-европейской литературе; в местной официальной терминологии Хорезм продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.
М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт.

Хорезм - Далёкое прошлое Узбекистана; Древняя страна в Средней Азии; Древняя страна на территории Узбекистана; Древняя страна со столицей Ургенч; .



Все словари
Общий словарь
Исторический словарь


Ссылки по теме:
Гекатей Милетский (греч. Hekataios Mile...
Ургенч древний (Гурганч, Гургандж, Джур...

Случайные ссылки:
Монголоидный - Распространенный в Восто...
Отражённая солнечная радиация - Часть с...
Временная нетрудоспособность - невозмож...
Гратуар (французское grattoir, от gratt...
Международный день борьбы за права инва...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Ленский
Повидло 12 букв
Египетские фараоны 5 букв
Полукустарник 6 букв
Язычковые

Список слов на букву Х из 6 букв
Список слов из 6 букв, вторая буква о
Список слов из 6 букв, третья буква р
Список слов из 6 букв, четвертая буква е
Список слов из 6 букв, пятая буква з
Список слов из 6 букв, последняя буква м
Список слов из 6 букв, первая Х, последняя м
Слова из букв слова Хорезм из 4 букв
Слова из букв слова Хорезм из 5 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru