Бодхисатва (бодисатва) (санскритское: тот, чья сущность — просветление), в буддизме махаяны идеальное существо, которое, в отличие от архата хинаяны, выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны. В основе идеала Бодхисатва в махаяне — космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.
Бодхисатва, бодхисбттва (санскритское, буквально «существо, стремящееся к просветлению»), в буддийской мифологии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений — сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции Бодхисатвы мифологий хинаяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь Бодхисатвы прошли только бывшие будды (их число не превышает 24) и будда современной эпохи Шакьямуни, а также пройдёт будда будущего мирового порядка — Майтрея, все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом, число Бодхисатва в хинаяне невелико, и путь Бодхисатвы не считается универсальным. В махаяне путь Бодхисатвы доступен для всех [поэтому махаяну называют и бодхисатваяной — колесницей Бодхисатвы]. Число Бодхисатвы в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах [число которых тоже приближается к бесконечности]. Путь Бодхисатвы начинается с «поднятия духа просветления» (бодхичиттотпада), после чего Бодхисатва (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого Бодхисатву) даёт обеты спасти все живые существа от оков сансары. Используя на своём пути шесть парамит — духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), Бодхисатва достигает «противоположного берега», то есть нирваны; с помощью парамит Бодхисатва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием Бодхисатвы. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Бодхисатвы (махасаттвы — «великие существа») предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы, пока все живые существа не спасены. Путь Бодхисатвы разделён на уровни [бхуми]. В ранних махаянских сутрах этих уровней семь, но примерно с 3 веке нашей эры их число увеличивается до десяти. Длительность пути Бодхисатвы равняется примерно трём «неисчислимым кальпам» (каждая — миллионы лет), причём в течение первой достигается только первый уровень, в течение второй — седьмой, а в течение третьей — десятый. На своём пути Бодхисатва перерождается много раз, причём в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисатва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования, он даже может одновременно иметь несколько воплощений. В пантеон махаяны в качестве Бодхисатвы включены реально существующие люди, которых впоследствии (а отчасти уже прижизненно) наделили мифологическими чертами. Среди них — индийские учителя и теоретики буддизма (Нагарджуна, Шантидева, Асанга и другие), основатели тибетских школ буддизма [Цзонкаба, Марпа и другие]. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические Бодхисатвы. Имена их встречаются уже в самых ранних махаянских сутрах. В «Садхармапундарике» упоминается 23 Бодхисатвы, в «Вималакиртинирдеше» — более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми Бодхисатв: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Майтрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин; к ним иногда прибавляют ещё двух — Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. В Индии наиболее популярными были Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтрея, в Китае и в Японии — Авалокитешвара (Гуань-инь, Каннон) и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо), в Тибете и в Монголии — Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри. Мифологические Бодхисатвы принадлежат к определённым буддам (напр., Авалокитешвара выступает как эманация Амитабхи) и представляют собой активный аспект данного будды. В мифологии ваджраяны каждому из пяти дхьяни-будд (см. в ст. Будда) соответствует определённый Бодхисатва. Таким образом, мифологические Бодхисатвы не обязательно прошли путь Бодхисатвы, иногда они скорее эманации будд. Из мифологических Бодхисатв могут эманировать другие Бодхисатвы и идамы (например, Ямантака — из Манджушри). В Тибете высшие духовные иерархи считаются воплощениями мифологических Бодхисатв [далай-лама и Кармапа считаются воплощениями Авалокитешвары].
Все словари Общий словарь Мифологический словарь
Смотрите в других словарях: • Бодхисатва (Народный словарь Помощник кроссвордиста) • Бодхисатва (Словарь синонимов [В.Н. Тришин, 2013]) Ссылки по теме:
Архат, в буддизме хинаяны существо, дос...
Буддизм, одна из трех (наряду с христиа...
Махаяна (санскритское, буквально — боль...
Нирвана (санскритское — угасание), цент...
Хинаяна, наряду с махаяной одно из двух...
Шакьямуни, одно из имён Будды....
Случайные ссылки:
Бедренная ямка (fovea femoralis) - углу...
Выгонка растений — ускоренное выращиван...
Жаберные крышки — плоские образования, ...
И иже с ним (с ними) (книжн. неодобр.) ...
Ясновидец - Тот, кто обладает даром ясн...
Граттаж (французское grattage, от gratt...
Куанда, река в Забайкальском крае Росси...
Посуда - 1) Хозяйственная утварь, служа...
Фома Аквинский (1225 или 1226—74) — фил...
Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов • Жвачные • Коллапс • Курчавость листьев • Раздан • Мадисон 8 букв • Бодхисатва
Список слов на букву Б из 10 букв Список слов из 10 букв, вторая буква о Список слов из 10 букв, третья буква д Список слов из 10 букв, четвертая буква х Список слов из 10 букв, пятая буква и Список слов из 10 букв, шестая буква с Список слов из 10 букв, седьмая буква а Список слов из 10 букв, восьмая буква т Список слов из 10 букв, девятая буква в Список слов из 10 букв, последняя буква а Список слов из 10 букв, первая Б, последняя а Слова начинающиеся на Бод
Добавить комментарий
|