Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

10 неизвестных фактов о Голландии и голландцах
Сингапур - маленькая страна с мировыми амбициями

Федра

Федра, в греческой мифологии дочь критского царя Миноса, жена Тесея, воспылавшая любовью к своему пасынку Ипполиту. Отвергнутая юношей, Федра покончила с собой.


Федра (латинское Phaedra, французское Phedre). 1. Героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 год до нашей эры). Федра - дочь критского царя Миноса и Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Афродита, желая отомстить сыну Тесея Ипполиту, своей «державной волей» заставляет Федру влюбиться в пасынка. Афродита не желает зла Федре, но ради удовлетворения мести богини «все-таки умрет и Федра». Героиню охватывает любовное безумие, она буквально «заболевает» и нигде не может найти себе места. Но причину своего недуга Федра скрывает: «Я от одной бы мысли умерла, что мужа бы могла я обесчестить или детей». Наконец, кормилице удается выведать тайну. Полагая, что «дело совсем не так уж страшно», кормилица идет к Ипполиту и открывает тайну Федры, связав его клятвой молчания. Потрясенный Ипполит проклинает и Федру, и ее служанку, и всех женщин вообще. Но данная им клятва обязывает скрыть все происшедшее от Тесея. Однако Федра боится, что гнев заставит пасынка проговориться и ее доброе имя будет навеки запятнано. Федра решает покончить жизнь самоубийством, но свою смерть она превращает в орудие мести за неразделенные любовные страдания. Тесей, вернувшись во дворец после долгого путешествия, находит жену повесившейся. В руке Федра сжимает письмо, из которого Тесей узнает, будто Ипполит посягнул на честь Федры. Разгневанный Тесей изгоняет сына из страны и просит Посейдона свести Ипполита в Аид еще до захода солнца. Посейдон, обещавший выполнить три желания Тесея, исполняет это.

2. Героиня трагедии Л. Аннея Сенеки «Федра» (в традиции сохранилось также название «Ипполит»). Из трех трагедий, посвященных любви несчастной сестры Ариадны, на которые мог опираться Сенека, сохранилась лишь одна - второй «Ипполит» Еврипида; между тем общепризнанно, что прототипом является именно первый, от которого дошли фрагменты, не позволяющие подробно представить его содержание. Согласно одному из античных свидетельств, первый «Ипполит» был написан Еврипидом под впечатлением несчастного брака и посвящен женскому бесстыдству; эта черта абсолютно не свойственна героине второго «Ипполита», скорее даже наоборот. Федра Сенеки не похожа на героиню сохранившейся трагедии Еврипида, и, по-видимому, ее образ восходит к героине первой: Федра у Сенеки сама признается в своей любви, высказав горький упрек неверному мужу (который помогал как раз в то время своему другу Пирифою похитить из подземного царства Прозерпину), и кормилица сначала отговаривает ее, убеждает побороть страсть; только когда Федра отвечает, что в таком случае жизнь для нее становится невозможной («Любовь, которая не хочет подчиниться, пусть будет сломлена»), верная рабыня изменяет свой план и предлагает испытать душу Ипполита. Она намекает юноше на страсть своей госпожи, но само признание предоставлено Федре, и последняя решается не без колебаний: «Отваживайся, душа, пытайся, выполни свое решение. Кто просит робко, тот сам склоняет к отказу!.. Успех делает и бесчестное честным». Героиня трагедии оклеветала Ипполита перед Тесеем, тот проклял и погубил его (как в сохранившемся варианте), но мачеха, увидев тело несчастного юноши, не выдерживает зрелища, признается во всем мужу и закалывается у него на глазах. Многие детали заимствованы Сенекой у Еврипида (они присутствуют также в соответствующем - IV - послании «Героид» Овидия, как никто умевшего использовать чужие находки в ином контексте в своих целях). Философская нагрузка (опять-таки в отличие от второго «Ипполита» Еврипида) у образа Федры слабее, чем обычно в пьесах Сенеки; однако близость образа Федры в его трагедии к прототипу - не более чем вероятное предположение.

А.И.Любжин.

3. Героиня трагедии Расина «Федра» (1677, первоначальное название - «Федра и Ипполит»), ставшей одним из символов искусства французского классицизма. Сходная сюжетная коллизия лежит в основе трагедии Расина «Ба-язет», где султанша Роксана одержима любовью к младшему брату мужа. По версии Расина Ф. становится жертвой страсти к пасынку, забыв о долге супруги. Ипполит отвергает ее, и тогда Энона, наперсница Федры, клевещет на него. Изгнанный отцом, Ипполит погибает. Федра сама признается в своей вине и умирает, приняв яд.

Отмечая роковую предопределенность судьбы Федры, многие современники связывали философское содержание трагедии с янсенистской концепцией человека, повторяя формулировку идейного вождя янсенизма Антуана Арно: «Федра - христианка, которую не осенила благодать». Но предопределенность следует понимать в более широком смысле, как следствие логики выстроенного Расином художественного мира, фундаментально исследованного Р. Бартом. Расин лишает решающего значения мотив спора Артемиды и Афродиты, послужившего истоком коллизии. В основе страсти расиновской героини - завороженность прошлым (Федра говорит Ипполиту, что покорена теми его чертами, которые напоминают ей молодого Тесея). Персонажи по сути функции ситуации. Их индивидуальные различия подчинены у Расина отношениям власти (силы): если ее олицетворяет женщина, она равна мужчине по своей сюжетной роли. Федра оказывается в одном ряду с Гемоном, Таксилом, Нероном, Титом, Фарнаком, Гофолией и Пирром, выбирающими между верностью сложному комплексу связей и обстоятельств («долгу») и стремлением разорвать их, преодолеть волевыми усилиями. Невозможность действовать составляет суть трагедии. Происходящее разворачивается не столько в действии, сколько в рассказе. Картины важных для героя событий - воспоминания Федры о молодом Тесее, об отношениях к Ипполиту, рассказ Терамена о гибели Ипполита и другое, воспроизводимые в монологах, - равнозначны реальности, а невозможность говорить - смерти. По наблюдению Барта, упоминание смерти для большинства героев Расина - лишь «пустая грамматическая конструкция, инструмент шантажа», и только Федра переживает состояние смерти как длительность. Трагедия Расина лишена участия внешнего мира в разрешении ситуации. Барт отмечает, что Расин, исключая возможность опосредования конфликта, в известном смысле отвергает миф, делает из мифа окончательно закрытую фабулу. Однако этот отказ от мифа сам становится мифическим: «трагедия - это миф о поражении мифа». Характерно, что позднейшие интерпретаторы образа почти не обращались к мифологии Федры непосредственно, в обход Расина. Русские поэты и драматурги прежде всего обращали внимание на язык Расина, стремясь достичь адекватного эмоционально-поэтического эффекта при переводе (Державин, Катенин, Тютчев, Мандельштам). Л.Н. Толстой написал: «Расин - поэтическая рана Европы». Герой цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» описывает свои впечатления о выступлении актрисы Берма в роли Федры в начале романа «У Германтов». Легендарной Федрой была французская актриса Адриенна Лекуврер, чей образ в свою очередь обрел в истории искусства черты мифа. Исключительно четкая пространственная выраженность конфликта обусловила устойчивый интерес к образу Федры в балете: 1788, Ла Скала, балетмейстер Гаспаро Анджолини; 1821, Петербург, балетмейстер Шарль Дидло, Федра - Е. Колосова; 1962, Нью-Йорк, танцевальная труппа Марты Грэхем, Федра - Грэхем; 1950, Париж, музыка Жоржа Орика, сценарист и художник Жан Кокто, балетмейстер Серж Лифарь, Федра - Т. Туманова (впоследствии - Майя Плисецкая), Ипполит - Лифарь. Федра Расина впервые была сыграна в России 9 ноября 1823 года Екатерины Семеновой на петербургской сцене (перевод М. Лобанова). Позже восприятие Федры русской публикой определяли трактовки Марией Ермоловой (1890) и Алисы Коонен (1921). Последняя сыграла в спектакле А.Я. Таирова на основе перевода В.Я. Брюсова, отмеченного архаизацией и стремлением вернуть трагедию к античным образцам.

Я.В.Седов.

4. Героиня трагедии М.И. Цветаевой «Федра» (1927), а также небольшого стихотворного цикла «Федра» (1923), созданного в период работы над трагедией. Беря за основу трагедии традиционный мифологический сюжет, Цветаева не модернизирует его, придавая характерам и поступкам главных героев большую психологическую достоверность. Как и в других трактовках этого сюжета, конфликт страсти и нравственного долга является для цветаевской Федры неразрешимой внутренней дилеммой. В то же время Цветаева подчеркивает, что, полюбив пасынка и открыв ему свою любовь, Федра не совершает преступления, ее страсть - несчастье, рок, но не грех, не злодеяние. Цветаева облагораживает образ Федры, «отсекая» некоторые отягчающие обстоятельства. Так, страсть зарождается в Федре в тот момент, когда она не знает еще, что перед ней - сын Тезея. У Тезея и Федры нет детей, и тем самым снимается мотив греховности Федры перед будущим. Наконец, отвергнутая Ипполитом, Федра Цветаевой не клевещет на него, как Федра Еврипида или Сенеки, и не позволяет это сделать Кормилице, как Федра Расина.

Создавая лирический образ чистой, честной и безумно любящей женщины, Цветаева в то же время раскрывает идею вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В трагедии заметны напластования всех литературных воплощений сюжета о Федре, на что указывает, например, Кормилица («Стара песня, стара басенка...»). Цветаевская Федра как бы несет на себе груз всех Федр, созданных мировой культурной традицией. С одной стороны, роковая страсть Федры - божественный замысел, воля Афродиты. Но вместе с тем это - инстинктивное, подсознательное начало, «крови голос», генетически зависимый от прошлого.

Впервые в истории сюжета о Федре чрезвычайно важное значение придается образу Кормилицы. Она является частью Федры, олицетворяя ее прошлое, ее память; Кормилица ведет и направляет Федру по всем перипетиям сюжета к заведомо известному ей трагическому финалу. Объясняя страшный недуг Федры, Кормилица называет любовную страсть перводвигателем, первопричиной жизни на земле. Богиня любви Афродита оказывается в некотором роде демиургом и праматерью рода человеческого. Анализируя трагедию Цветаевой с точки зрения мифологического сознания, мы обнаружим в образе Федры воплощение Афродиты, один из ее многочисленных «двойников», а в акте самоубийства Федры, повесившейся на миртовом деревце, - абсолютно точно воссозданный (или сконструированный) сюжет гибели-воскресения архаической богини любви.

Очень сложный для театрального воплощения поэтический текст трагедии - одна из причин небогатой сценической истории пьесы Цветаевой. Самая известная постановка в России - спектакль с А.В. Демидовой в главной роли (Театр на Таганке, 1988).

А.В. Ануфриева.

Федра - Трагедия древнеримского писателя Сенеки.



Все словари
Общий словарь
Мифологический словарь
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Афродита, в греческой мифологии богиня ...
Минос, в греческой мифологии один из тр...
Тесей (Тезей), легендарный афинский цар...

Случайные ссылки:
Агонисты — мышцы, действием которых вып...
Геомерида — совокупность живых организм...
Макаронщик - Тот, кто делает или продае...
Щебетуха - То же, что щебетунья....
Веллингтон (Wellington) - столица Новой...
Ингибитор коррозии арматуры - Вещество,...
Мусиха, река в Новосибирской области Ро...
Правило линейки. Прямых линий не бывает...
Розалинда, спутник Урана, открыт с борт...
Стимула (латинское пастушья палка, кото...
Суесловие, я, ср. (книжн.). То же, что ...
Татарин, персонаж пьесы Горького «На дн...
Телескоп (латинское Telescopium), 1. Со...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Лацио
Рыбацкие лодки 4 буквы
Грязевые курорты 5 букв
Гребная
Турецкие монеты 4 буквы

Список слов на букву Ф из 5 букв
Список слов из 5 букв, вторая буква е
Список слов из 5 букв, третья буква д
Список слов из 5 букв, четвертая буква р
Список слов из 5 букв, последняя буква а
Список слов из 5 букв, первая Ф, последняя а
Головоломки со словом Федра
Слова из букв слова Федра из 4 букв
Слова из букв слова Федра из 3 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru