Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Шопинг в Париже
5 самых живописных мест Таиланда

Прометей

Прометей - 1) Спутник Сатурна, открыт с борта космического аппарата «Вояджер-2» (США, 1980). Расстояние от Сатурна около 139 тыс. км, диаметр около 80 км.
2) В греческой мифологии титан, похитивший у богов с Олимпа огонь и передавший его людям. За это по приказу Зевса был прикован к скале и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Освободил Прометея и убил орла Геракл. Образ Прометея получил отражение в литературе (Эсхил, Перси Биши Шелли и другие), изобразительном искусстве и музыке (Людвиг Бетховен, А.Н. Скрябин и другие).
3) Отважный человек, совершивший ради людей что-либо важное, полезное и нередко опасное.


Прометей (греческое предвидящий, провидец)
1. Герой трагедии Эсхила (525-456 гг. до н.э.) «Прометей прикованный» (год сочинения и постановки трагедии неизвестен; авторство Эсхила расценивается как гипотетическое). В греческой мифологии Прометей - сын титана Налета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса. Похитив огонь, Прометей приносит его людям, за что Зевс приказывает приковать его к горам Кавказа, чтобы ежедневно орел пожирал его печень, вырастающую в течение ночи. Пытку прекращает Геракл, убивающий орла. К мифу о Прометее в античные времена обращались философы, поэты, ваятели, предлагая разные воплощения этого героя и различные его истолкования. В Афинах существовали специальные празднества - «прометейи». Прометея прославляли как бога, который принес людям ремесла, грамоту, культуру, и осуждали (например, Гесиод), усматривая в нем причину всех бед и несчастий, преследующих род человеческий. В трагедии Эсхила Прометей - герой, дерзнувший противопоставить себя самодержцу Зевсу из-за любви к человеку. Величие этого подвига подчеркивается тем, что провидец Прометей знал о грядущем наказании, о муках, ему предназначенных, а следовательно, выбор его был осознанным. Прометей Эсхила, оставаясь равным богам («Глядите все, что боги богу сделали!»), в то же время испытывает все, что присуще человеку, - и боль, и страх. Но он находит в себе мужество противостоять слугам Зевса, Власти и Силе. Эсхил создал образ титанической личности, для которой нравственная свобода выше физических страданий, а счастье человечества выше собственного горя. Прометей не раскаивается в содеянном и не дает врагам повода для злорадства: даже стонать он позволяет себе лишь тогда, когда рядом никого нет. Благодаря всем этим качествам Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить. «Убить меня все же не смогут!» - восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерой, Вольтер, Шелли, Байрон, Гете, Кафка, Андре Жид и другие), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др. Этическая философия Эсхила, сопряженная с его богатейшей поэтикой, позволила великому трагику создать убедительный образ мученика во имя идеи, который терпел казнь несколько тысячелетий. Одновременно Эсхил на более высоком уровне развил миф о Прометее - создателе людей: в «Прометее прикованном» герой через подаренные им науки (строительство, письмо, счет, кораблеплавание, врачевание и т.д.) совершенствует не только тела, но и души людей. По выражению Байрона, единственным преступлением Прометея было то, что он хотел «облегчить страдания людей». Прометей не только бросил вызов Зевсу, но и доказал Олимпу, что его имя справедливо переводится на все языки не только как «провидец», но и как «попечитель».

И.А.Панкеев

2. В русской литературе образ Прометея впервые появляется у Михаила Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнем как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающее их в пламя. Однако «невежд свирепых полк на знатны вымыслы сложил неправый толк».
Образ Прометея часто возникает в русской поэзии XIX века (Баратынский, Кюхельбекер, Бенедиктов, Полонский, Шевченко и другие), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, сколь и безрассудный. Встречается этот образ и в советской поэзии, служа метафорой социалистических преобразований и в частности - электрификации. Так, белорусский поэт Якуб Колас интерпретирует огонь Прометея как «лампочку Ильича», а грузинский писатель Р. Гветадзе напрямую отождествляет античного титана со Сталиным, который «дал народам пламя Прометея». Писательница Г.И. Серебрякова в романе «Прометей» описывает жизнь К. Маркса. (Сравните сочинение Андре Моруа «Прометей, или Жизнь Бальзака»). Все эти метафоры и аллегории не связаны с литературным героем как таковым. Собственно же литературным (драматическим) героем, объективированным в повествовании (действии), Прометей выступает в трагедии Вяч.И. Иванова «Прометей» (перв. редакция под названием «Сыны Прометея» - 1914, вторая - 1919). В трагедии поэта-символиста обращает внимание отсутствие цивилизаторского пафоса, свойственного многим разработкам мифа о Прометее, начиная с Эсхила, герой которого пострадал несправедливо и, по словам Иванова, заплатил за свое чрезмерное человеколюбие. У самого Вяч. Иванова Прометей выражает «отрицательное самоопределение титанического существа», разрушающее всеединство бытия.
В трагедии используются основные сюжетные обстоятельства мифа: похищение огня, которым Прометей одаряет сотворенных им людей. В отличие от традиционных толкований, где огонь выступал символом сознания, у Иванова он выражает свободу. Передав людям огонь, Прометей делает их свободными и рассчитывает употребить их свободу в войне против олимпийских богов, чтобы потом «единым стать над всем главой», - замысел, вполне созвучный намерениям Тантала из трагедии Иванова (1904).
Для поэта и мыслителя, автора «Эллинской религии страдающего бога», всем своим сознанием погруженного в античную культуру, были чужды модернизированные Прометеи нового времени. Это позволило, несмотря на сюжетные вольности, дать, по оценке А.Ф. Лосева, «глубоко античное» прочтение мифа,- отнюдь не безразличное к духовным коллизиям современности, но лишенное аллегоризма и метафоричности, посредством которых «серебряный век» воскрешал эллинство. Поэтому для Иванова были существенны некоторые моменты мифа, казавшиеся другим авторам слишком филологическими. Прометей - титан, божество хтоническое, для которого


 «непрочны и новы
 Олимпийские троны;
 Древний хаос в темнице - святей». 

В этом контексте восстание Прометея против Зевса приобретает онтологическое значение. Однако «отрицательное самоопределение» титанизма в том и выражается, что вовлекает все сущее в разлад и войну, а в конечном счете уничтожает собственных носителей. Огонь Прометея, давший людям свободу, оказывается «семенем распри». Юноша Архат убивает своего брата Архемора, завидуя, что Прометей назначил того огненосцем. Кровь, пролитая «первенцами губительной свободы», начинает череду смертей, и скоро разгорается «война со всеми всех: земли с богами, и богов с людьми».
Прометей убежден: «Ко благу все!», ибо «не мир мне надобен, а семя распри». Однако распря затрагивает и его: люди ополчаются на Прометея, переходят на сторону Зевса, готовы присягнуть коварной Пандоре и в развязке трагедии «безмолвствуют» (реминисценция знаменитой пушкинской ремарки из «Бориса Годунова»), когда демоны Кротос и Бия заключают Прометея под стражу.
Финал трагедии, казалось бы, повторяет развязку «Тантала»: Зевс сокрушил мятежника и примерно его наказал. Однако если мятеж Тантала остался без последствий, то «социальный эксперимент» Прометей достиг цели. Земля заселена сынами Прометея, преисполненными «алчности к действию при бессилии к творчеству» (комментарий Иванова). В силу этой алчности «прометеизма» они убивают друг друга, и оттого сами избирают для себя смертную участь.

С.В.Стахорский



Все словари
Общий словарь
Астрономический словарь
Мифологический словарь
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Геракл (Геркулес), в греческой мифологи...
Зевс (Дий) — в мифах древних греков вер...
Олимп, наиболее высокий горный массив в...
Пандора - 1. Спутник Сатурна, открыт с ...
Сатурн, 1. Планета, среднее расстояние ...
Титаны, в греческой мифологии сыновья У...
Эсхил (525—456 до нашей эры) — древнегр...

Случайные ссылки:
День тыла Вооруженных сил РФ учрежден п...
Метеориты, малые тела Солнечной системы...
Мизофобия (mysophobia; греческое mysos ...
Стоя, стоа (греческое stoia, stoa) в ан...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Правые притоки Оби 7 букв
Клавишные музыкальные инструменты 8 букв
Аперитив 5 букв
Песнопение 11 букв
Города в Бельгии 12 букв

Список слов на букву П из 8 букв
Список слов из 8 букв, вторая буква р
Список слов из 8 букв, третья буква о
Список слов из 8 букв, четвертая буква м
Список слов из 8 букв, пятая буква е
Список слов из 8 букв, шестая буква т
Список слов из 8 букв, седьмая буква е
Список слов из 8 букв, последняя буква й
Список слов из 8 букв, первая П, последняя й

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru