Убю (французское Ubu) - герой цикла пьес Альфреда Жарри «Убю король» (1896), «Убю рогоносец» (1896), «Убю прикованный» (1899), «Убю на Холме» (1901) и «Альманаха папаши Убю», издававшегося драматургом, а после его смерти - А. Волларом. Убю изначально был задуман как собирательный карикатурный образ всего самого отвратительного и отталкивающего в человеке. Главные черты этого персонажа - трусость и наглость, жадность и бессердечие, тупость и хитрость, цинизм и самонадеянность, равнодушие к окружающим и жестокость. Первые очертания Убю рождались в стенах коллежа в Ренне, где учился Альфред Жарри, решивший вместе с товарищами беспощадно высмеять ненавистного учителя физики по фамилии Эбер. Придуманный ими Эбе (плод мальчишеского острословия и мстительности) - скопище всех пороков, главный из которых - бесконечное самодовольство, - впервые появился под именем Убю в придуманном Жарри спектакле для марионеток (1888). В 1896 г. папаша Убю во плоти вышел на сцену театра с красноречивым названием «Нуво театр» (Новый театр), в помещении которого уже очень известный к тому времени режиссер Люнье-По показал первое драматическое произведение своего молодого помощника А. Жарри, «Убю король». По прошествии столетия очевидно, что грандиозный скандал, разразившийся в вечер премьеры в маленьком театре у подножия Монмартрского холма, был провозвестником новых эстетических принципов, утверждения безобразного, абсурдного, шокирующего, провокационного как постулатов эпатирующей театральной эстетики.
Сведение персонажа Убю к карикатуре на буржуазию (через сто лет после Великой французской революции она столь успешно пожинала ее плоды, что вызвала к жизни сонм высмеивающих ее и обличающих художественных произведений) весьма обедняет творение Жарри. Убю - символический образ Хама. Поэтому невозможно обрисовать его поведенческие реакции с точки зрения здравого смысла. Вкрапление примет реальной эпохи, в которой очевидны отголоски франко-прусской войны и Парижской Коммуны, не могущих служить верными ориентирами для соотнесения поступков Убю с конкретными событиями, лишь делает более объемным универсализм предло женной Жарри модели человеческого существования. Появление персонажа Убю на сценических подмостках разрушило все существовавшие до того стереотипы представлений о взаимоотношениях сцены и зала: самим своим бытием У оскорблял зрителей, убежденных в том, что они способны понять происходящее на сцене, нравится им это или нет. Даже символический театр стремился с помощью слова и живописных выразительных средств заставить работать воображение публики. Убю же всячески демонстрировал, что ему на нее наплевать, а извергаемые им ругательства, приводившие ее в шоковое состояние, - единственный доступный ему язык.
Бесполезно пересказывать похождения Убю - старается ли он завоевать корону весьма условной Польши, оказывается ли прикованным по возвращении в Париж, становится ли рогоносцем или осваивается на Монмартрском холме. Суть его остается неизменной - вызов толпе, утверждающей, что ее заставляют смотреться в кривое зеркало, не желающей узнавать себя в персонаже Жарри. Толпа отомстила художнику, идентифицировав автора с его персонажем. Решив идти в своем сражении с ней до конца, Жарри сознательно окружил себя слухами, столь же нелепыми, как и жутковатые выходки папаши Убю. В первые десятилетия XX в. прием отождествления себя со своим персонажем станет почти обязательным моментом мифологизации творцами своих биографий. Но в отличие от трагического опыта, «поставленного» на себе создателем Убю его последователи использовали холодно-остраненное и пародийно-игровое начало подобной мистификации.
Естественно, что такое создание, как Убю не может похвастаться какой бы то ни было родословной. Очевидно лишь, что Жарри опирался в какой-то мере на смеховую стихию Рабле, заимствуя у него и гротескно разработанную тему «телесного низа». А вот потомство Убю - весьма многочисленно, хотя и не все готовы признавать его своим прародителем, и его легче всего обнаружить среди персонажей драматургии абсурда.
Сценическая жизнь Убю особенно богатая и разнообразная в 1970-80-е годы, хранит имена таких великих исполнителей этой роли, как игравший премьеру Фирмен Жемье, один из самых знаменитых французских актеров и режиссеров первой половины XX века, и очень популярный во второй половине века актер и режиссер Жорж Вильсон (постановка «Убю короля» Ж. Виларом, 1958), Люнье-По и П. Брук (постановка в «Буфф дю Нор», 1977), - этими именами отмечены вехи в столетней истории жизни персонажа Жарри. В 1969 г. Ж.-Л. Барро ставит спектакль «Жарри на Холме», используя произведения об Убю и архивные материалы автора.
В год столетия появления на свет Убю во Франции начинает выходить журнал «Убю», посвященный европейскому театру.
Т.Б. Проскурникова
Все словари Общий словарь Словарь литературных персонажей
Ссылки по теме:
Париж (Paris), столица Франции, один из...
Парижская Коммуна 1789—1794, орган пари...
Парижская Коммуна 1871, первая пролетар...
Случайные ссылки:
Абортус (Abortus), продукт аборта, плод...
Жиздра, река в Калужской области России...
Филипповцы - старообрядческое согласие ...
Хеймофобия (cheimophobia; греч. cheima...
Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов • Сенсуализм 8 букв • Напуск 10 букв • Помпадур 5 букв • Диккит • Песнопение 8 букв
Список слов на букву У из 3 букв Список слов из 3 букв, вторая буква б Список слов из 3 букв, последняя буква ю Список слов из 3 букв, первая У, последняя ю Головоломки со словом Убю
Добавить комментарий
|