Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Иван Карамазов

Иван Карамазов - герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова. Иван Карамазов появляется в черновых записках Достоевского под именами «Иван Федорович», «ученый», «убийца». Последнее указывает на идейную концепцию романа: настоящий отцеубийца не Смердяков, а богоборец Иван Карамазов (этой точки зрения придерживались А.С. Долинин и К.В. Мочульский). Однако первоначально не исключалось, что именно Иван станет реальным отцеубийцей. «Почтительнейший сын», «Карл Мор» называет Ивана Карамазова отец, употребляя имя одного из героев драмы Шиллера «Разбойники». Иван, под маской почтительности скрывающий ненависть к отцу, несущий моральную ответственность за его смерть, я Дмитрий Карамазов, осужденный за несовершенное отцеубийство, занимают в композиции романа положение, схожее с братьями-врагами в «Разбойниках». Стремясь ввести героя в широкий литературный и культурно-исторический контекст, Достоевский сравнивает Карамазова с Фаустом Гете, Кандидом Вольтера. Образ Ивана Карамазова - дальнейшее развитие в творчестве Достоевского героя-бунтаря, исповедующего атеистические убеждения, призывающего к пересмотру существующих нравственных устоев. Фигура Ивана окружена загадочностью. Он рос в чужой семье угрюмым мальчиком, рано обнаружил блестящие способности. Учился в университете естественным наукам, сам содержал себя грошовыми уроками и журнальной работой. Алеша Карамазов признается ему в сцене в трактире: «Брат Дмитрий говорит про тебя: Иван - могила. Я говорю про тебя: Иван - загадка». Действительно, поведение Ивана Карамазова непонятно и двусмысленно: будучи атеистом, он пишет работу о теократическом устройстве общества; внушает отцу мысль обратиться к посредничеству Зосимы в решении семейного конфликта; «твердо и серьезно» принимает благословение старца и целует его руку. Сознание нашего героя разрывается между верой и неверием. Эту тайну сразу угадывает старец: «Идея эта еще не решена в вашем сердце и мучает его. <...> В этом ваше великое горе, ибо настоятельно требует разрешения. <...> Но благодарите творца, что дал вам сердце высшее, способное такою мукой мучиться» (Исходя из узкобиографического толкования образа Ивана Карамазова, Л.Ф. Достоевская высказала предположение, что писатель изобразил в нем себя. Раздвоенность сознания героя показана в диалоге с чертом. Богоборческие высказывания Ивана в главе «Бунт» перекликаются с некоторыми положениями доклада «Идеалистический и позитивный методы в социологии», прочитанного зимой 1848 г. на собрании кружка петрашевцев Н.С. Кашкиным. Достоевский и Кашкин принадлежали к разным группировкам среди петрашевцев и не были близки, однако эта перекличка, подмеченная А.С. Долининым, действительно существует: ход мыслей атеиста Ивана Карамазова - отрицание не Бога, а благости его. Знаменитые слова Ивана, обращенные к брату Алеше: «Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, Им созданного... не принимаю и не могу согласиться принять». (Среди черновых набросков к роману «Подросток» есть следующая запись: «Если мир так идет, что подлое дело очутится на месте светлого, то пусть все провалится, я не принимаю такого мира».) В письме к Н.А. Любимову от 8 июля 1879 г. Достоевский называет своего персонажа «одним из главнейших характеров». Идейная нагрузка образа Ивана Карамазова обусловлена уже тем, что ему Достоевский отдает авторство «Поэмы о Великом инквизиторе» - вершины своих религиозно-философских размышлений. Иван с Инквизитором, со «страшным и умным духом» против Христа. Его идея «все позволено» реализуется в отцеубийстве, совершенном Смердяковым, «дух самоуничтожения и небытия» воплощается в «черте». В сцене «кошмара» Достоевский продолжает тему, начатую в «Бесах»: разоблачение лживости сатанинской красоты. Ставрогину является «маленький, гаденький золотушный бесенок с насморком, из неудавшихся»; Ивана Карамазова посещает «просто черт, дрянной мелкий черт». У героя два «двойника» - черт, повторяющий его мысли, «самые гадкие и глупые», и лакей Смердяков, снижающий его «идею» до уголовного преступления. «Дневник писателя» за 1876-1877 гг. содержит зародыши многих идей, развитых в романе в образе Ивана Карамазова. Так, рассуждение «идейного» самоубийцы в главе «Приговор» («Дневник писателя», 1876, октябрь) проявляется в аргументации Ивана (гл. «Бунт» пятой книги романа «Pro и contra»). Среди заготовок для неосуществленной поэмы «Сороковины» (замысел - лето 1875 г.) исследователь творчества Достоевского Л.П. Гроссман указывает разговор Молодого человека с сатаной, частично предвосхищающий неосуществленные замыслы писателя: «Книга странствий», «Книга о Иисусе Христе» и «Русский Кандид».
Среди героев Достоевского наиболее близки Ивану Карамазову в идейно-психологическом плане образы Раскольникова, Ипполита Терентьева из романа «Идиот» и Ставрогина. Триада «свободный мыслитель - пошлый «двойник» - реальный убийца», представленная в романе в образах Карамазова, «черта» и Смердякова, имеет своих предшественников в «Бесах»: Ставрогин - Верховенский - Федька Каторжный. В черновике «Письма к издателю «Русского вестника»« содержится ответ Достоевского на упреки М.Е. Салтыкова-Щедрина и рецензента «Молвы» в «эпилептически судорожном» восприятии действительности: «Такие концепции, как билет обратно и Великий инквизитор, пахнут эпилепсией, мучительными ночами. <...> Да коли такие люди есть, то как же их не описывать? Да разве их мало, оглянитесь кругом, господа, эти взрывы - да вы после этого ничего не понимаете в современной действительности и не хотите понимать, а это уже хуже всего».
Современная Достоевскому критика разного толка, от демократической, представленной работами Михайловского и Антоновича, до противостоящих ей журнала «Мысль», газеты «Новое время» и занявшего обособленную позицию «Литературного журнала» Суворина, отмечала философскую глубину и высочайшее художественное мастерство в воплощении образа Ивана Карамазова. Русские религиозные философы начала XX в. посвятили проблеме, изложенной в поэме Ивана Карамазова, целые исследования. Исследователь творчества писателя Д.Д. Благой во второй половине нашего века отметил, что в Иване Карамазове предугаданы настроения и характерные психологические черты героев литературы «конца века».

Т.В.Глазкова



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Раскольников — герой романа Федора Дост...
Фауст (немецкое Faust) - 1. Герой народ...

Случайные ссылки:
Хлебостой - Растительный покров хлебных...
Винсент - винный сорт винограда.
Душегубы - российский детективный драма...
Меланит - черный андрадит. От греческог...
Недвижимое имущество - имущество, испол...
Тирконель - В поэме Вольтера "Орлеанска...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Провал 10 букв
Вольнодумец
Византийский
Розетка 12 букв
Лахесис 4 буквы
Слова начинающиеся на Ива

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru