Швейк (чешское Svejk) — герой романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921-1923) и нескольких более ранних его произведений — цикла рассказов 1911 года (книжная публикация «Бравый солдат Швейк и другие рассказы», 1912), повести «Бравый солдат Швейк в плену», написанной в России (1917, издана в незавершенном виде: пребывание Швейка в плену не изображено). Решающее значение в возникновении образа Швейка имели антимилитаристские настроения Гашека, его резко оппозиционное отношение к австрийской монархии, а также знакомство писателя с молодым пражским ремесленником Йозефом Швейком (1892-1956), давшим некоторые черты и имя его герою. (Во время мировой войны Гашек встречался с ним и в России, где они оба оказались в плену, а затем в чехословацких добровольческих частях; некоторое время даже служили в одном полку). Ирония и юмор, лежащие в основе рассказов, заключаются в том, что за естественную и как бы само собой разумеющуюся норму молчаливо принимается нежелание чешских подданных служить в армии Австро-Венгерской империи, а читателю демонстрируется психическая аномалия — идиотское рвение наивного солдата «служить государю императору до последнего вздоха». При этом его усердие, граничащее с кретинизмом, все время оборачивается медвежьими услугами, смахивающими на провокацию. Попадая в невероятные переделки, удачливый герой остается жив и невредим и снова требует, чтобы его признавали годным к воинской службе. Он одержим «экзальтацией мученичества», как определил автор. Изображение доведенного до абсурда верноподданнического экстаза позволило Гашеку создать веселую гротесковую пародию на официальный идеал солдата. В романе, представляющем собой широкую комическую эпопею, похождения Швейка, бесконечная вереница его столкновений с официальной машиной гнета и принуждения вписаны в широкую картину мировой войны. Образ Швейка получил дальнейшее развитие и обрел новые параметры. Усилено прежде всего ощущение двусмысленности его поведения, заставляющее читателя все время подозревать притворство. Психическая аномалия то и дело напоминает маску, своего рода спектакль. Швейк обладает необыкновенной способностью, особенно в общении с начальством, при полном послушании создавать профанирующие комические ситуации, причем остается неясным, возникают они из-за его придурковатости или хитрости. В образе заложен принцип комической мистификации, направленной отчасти и на читателя, который не может до конца угадать, где кончается наивность героя и начинается плутовство, где усердие, а где пародия и издевка под видом усердия. По глупости или по умыслу в день объявления войны Швейк появляется на пражских улицах в инвалидной коляске с воинственными возгласами? Случайно или намеренно переодевается в форму русского военнопленного и попадает в австрийский плен? Вольная или невольная провокация в поведении героя все время перевешивает. На грани наивности и подвоха удерживаются и бесконечные разглагольствования Швейка, его комментарии к происходящему и рассказы «к слову» (их в романе более 150), которые как бы вобрали в себя вульгарный опыт плебса, контрастирующий с приглаженной и чистой, во многом официальной картиной мира. Столкновение и интерференция противоположных начал — один из главных источников комизма в романе. Поэтика смеховой игры, составляющая основу образа Швейка и романа в целом, дает возможность автору вовлекать читателя в стихию беспощадного и веселого развенчания милитаризма, полицейского режима, национального и социального гнета и прикрывающей их системы мифов, громких фраз и фетишей. Роман Гашека остался незавершенным. Автор намеревался дальше перенести действие в Россию. Название романа в первоначальных анонсах – «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой и гражданской войны у нас и в России». Но и в незаконченном виде «Похождения Швейка» приобрели самую широкую известность. Образ Швейка, отчасти продолжающий традицию героев плутовского романа, умных дураков из народных сказок, вошел в число самых популярных литературных типов. Понятие «швейковщины» сделалось нарицательным. Известны воплощения образа Швейка в других видах искусства — знаменитые иллюстрации Йозефа Лады, многочисленные фигурки и статуэтки, кукольный кинофильм Иржи Трнки, иные экранизации и театральные инсценировки. К образу Швейка порой обращались другие писатели, сохраняя типаж, но перенося его в иную среду и обстановку, в новые сюжеты (Б. Брехт и др.). Особую популярность образ Швейка приобрел в годы Великой отечественной войны у советских писателей и военных журналистов, сочинявших новые похождения Швейка, в которых он водил за нос и дурачил гитлеровских фельдфебелей и офицеров. (М. Слободской и др.). Появились также фильмы на эту тему (С. Юткевич).
Все словари Общий словарь Словарь литературных персонажей
Смотрите в других словарях: • Швейк (Народный словарь Помощник кроссвордиста)
Случайные ссылки:
Арго - Язык какой-либо социально замкну...
Синусоида - Волнообразная кривая линия,...
Sunt certi denique fines (лат.), всему,...
Галешняк, остров в Адриатическом море.
...
Дорический ордер, один из трёх основных...
Чивот - Катык, переквашенный с укропом ...
Шотландка - лёгкая пестротканая ткань с...
Яблочный пирог — одна из самых распрост...
Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов • Парсифаль • Заполярный 8 букв • Госпиталь • Выворот • Перистальтика 7 букв • Швейк
Список слов на букву Ш из 5 букв Список слов из 5 букв, вторая буква в Список слов из 5 букв, третья буква е Список слов из 5 букв, четвертая буква й Список слов из 5 букв, последняя буква к Список слов из 5 букв, первая Ш, последняя к Головоломки со словом Швейк Слова из букв слова Швейк из 4 букв Слова из букв слова Швейк из 3 букв Слова начинающиеся на Шве
Добавить комментарий
|