Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

На Ибицу - за закатом и татуировками
Маврикий. Барбекю у графа д'Арифат

Фигаро

Фигаро (французское Figaro) — герой комедий Бомарше «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» (1773), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1778), «Преступная мать, или Второй Тартюф» (1792). Фигаро принадлежит к числу тех немногих образов мировой литературы, которые одним своим именем олицетворяют жанр. Явившись на свет через два с лишним тысячелетия после возникновения комедии, Фигаро сделался таким же символом комедийного жанра, каким применительно к трагедии был царь Эдип. У Аристофана и Менандра, у Теренция и Плавта, у Шекспира и Мольера было множество комедийных типов, наделенных яркими характерами, порой жизненными и достоверными, иногда гротескными и гиперболизированными. Однако столь всеобъемлющего образа, вобравшего в себя различные модификации комического и комедийного, до Бомарше не создавал никто. Искрометное остроумие, находчивость, умение плести комедийную интригу, запутывая ее, а потом распутывая, шутовская бомолохия в сочетании с мудростью — все это обеспечило «звание» Фигаро как абсолютного героя комедии. У Фигаро — древнейшая родословная. Его античные предки — бомолох (букв, шут у алтаря) комедии Аристофана (Дикеполь в «Ахарнянах», Тригей в «Мире»; некоторые монологи Фигаро обнаруживают рудимент парабасы — отличительной речи в адрес зрителей), а также персонажи новоаттической комедии Менандра и римской паллиаты — слуги-рабы, плуты и обманщики (например, Псевдол Плавта). Среди масок комедии дель арте предшественник Фигаро — Арлекин (равно и французский собрат последнего — Криспен). В числе литературных прообразов Фигаро называют Панурга Ф. Рабле. Ближайшие предшественники героя Бомарше — слуги (валеты) классицистической комедии Мольера (Скапен, Сганарелъ), Скаррона (Жодле), далее персонажи века Просвещения — Жиль Блаз Лесажа, Труффальдино Гольдони. Родственные образы встречаются у Реньяра и Мариво. Когда первая пьеса трилогии была поставлена, зрители сразу же узнали в герое — автора. Так и повелось считать, что образ Фигаро Бомарше списал с самого себя. (Ср. строку Пушкина: «подобный своему чудесному герою, веселый Бомарше…»). Существует версия, что драматург указал на родство с героем в его имени, составленном из слова fils (сын) и Сагоп (настоящая фамилия Бомарше), то есть сын Карона. Это, возможно, легенда, хотя само ее появление си мволично. Ф. Грандель, биограф драматурга, допускал, что намеренной криптограммы в имени Фигаро не было: сработал код, заложенный в памяти Бомарше, которому с младенческих лет приходилось повсюду слышать в свой адрес — «фи Карон». Этот «фи Карон» слился в «фикаро» и стал затем Фигаро. Тот же Грандель отмечает, что в ранней редакции «Цирюльника» имя героя — Figuaro. Последнее можно понять как производное от лат. figure — образовывать, делать. Это вполне соответствует драматургической функции персонажа, который выступает делателем интриги и образует сюжетные имброглио (путаницы). В пьесах трилогии образ Фигаро претерпел ряд превращений. «Чудесный герой», о котором говорил Пушкин,— это Фигаро «Безумного дня». К нему близок севильский цирюльник первой комедии и весьма далек персонаж «нравоучительной драмы», сочиненной двадцать лет спустя. «Первый» Фигаро, по аттестации Бомарше, «малый себе на уме, человек беспечный, который посмеивается и над успехом, и над провалом своих предприятий». К развязке «предприятия» отнюдь не безразличен «второй» Фигаро и в силу этого выказывает себя «наиболее смышленым человеком своей нации». Последний же, «третий» Фигаро, согласно ремарке автора,— «человек, обладающий большим жизненным опытом». В двух первых комедиях герой находится в центре событий. Он фигурирует в названиях пьес. У него самая выигрышная с точки зрения сценичности роль. В начале трилогии Фигаро появляется как традиционный персонаж комедии, призванный устроить счастье влюбленных, одолеть тех, кто замысливает против них козни. Все, что предпринимает Фигаро, до него сотни раз делали комедийные «ходатаи свадеб» — и Лсевдол, и Арлекин, и Тристан («Собака на сене» Лопе де Вега), и многие другие. Фигаро передает любовные записки графа Альмавивы к Розине, дурачит опекуна д-ра Бартоло, нейтрализует Дона Базиля и, наконец, вовремя подсовывает нотариуса, заключающего брачный контракт. Мастер на все руки (брадобрей, аптекарь, сочинитель), Фигаро уверенно ведет комедийную интригу и в финале достигает намеченной цели. Отличие Фигаро от многочисленных предшественников — в его вездесущности. Герой поспевает «здесь и там». Ставшие крылатыми слова «Figaro si, Figaro la» отражают не только «зерно» образа, но и новый тип драматургического поведения. Фигаро «Безумного дня» переменил занятия: он теперь состоит на службе у сеньора в качестве домоправителя и камердинера; герой оставил свободную профессию цирюльника, лишился свободы выбора (без санкции графа его брак с Сюзанной невозможен). Вместе с тем Фигаро утерял нить драматургической интриги, которую плетут женщины, — Розина, Марцелина и в первую очередь Сюзанна. Он попадает в ловушку, устроенную для графа. Оба, Фигаро и Альмавива, — объекты интриги, тогда как в первой комедии они выступали ее субъектами, создателями. Эффект комедийной интриги Бомарше достигает посредством игры между ложным и действительным субъектами действия. В «Севильском цирюльнике» д-р Бартоло убежден, что распоряжается происходящим, а на деле всем управляет Фигаро. В итоге — предосторожности доктора оказались тщетными. Ложные субъекты интриги второй комедии — Альмавива и Фигаро; они попадают впросак, выступая генераторами комического и комедийного. Общность драматургической перипетии не делает Альмавиву и Фигаро сюжетными союзниками. Тут они противники, обреченные на агон. В сценах-поединках между Фигаро и графом Бомарше продолжает традицию мольеровских агонов (Дон Жуан и Сганарепь, Альцест и Филинт), придавая им острый социальный смысл. Соперничество Фигаро и Альмавивы (оба влюблены в Сюзанну) обусловлено сословным неравенством. Сюзанна уже совершила выбор в пользу Фигаро. Тем не менее «старинное право первой ночи» позволяет графу иметь на нее вполне определенные виды, и Фигаро перед этим «правом» сеньора социально бессилен. В таком положении он волей-неволей оказывается социальным героем, уязвленным несправедливостью общества, в котором Альмавива, «человек довольно-таки заурядный», всем обеспечен, а он, Фигаро, «ради одного только пропитания вынужден выказывать такую осведомленность и такую находчивость, каких в течение века не потребовалось для управления всеми Испаниями». Инвективы Фигаро, обличающие лукавых царедворцев, авантюристов-политиков, продажных судей, сделались манифестом «третьего сословия». Фигаро не только заявил «права гражданина», но и продемонстрировал способность их отстаивать. К этому Фигаро относились знаменитые отзывы современников Бомарше: например, слова Людовика XVI («Если разрешить эту пьесу, то Бастилия будет разрушена») или утверждение Наполеона, что комедия явилась «революцией в действии». В образе социального героя Фигаро долгое время жил на страницах газет, журналов, книг — у себя на родине и за рубежом. Так, советские театроведы называли персонажа Бомарше «буревестником французской революции» (С.С. Мокульский) и говорили о нем, как о будущем Марате или Робеспьере. Театр такого Фигаро чаще всего игнорировал, предпочитая крутому резонеру веселого водевильного шалопая. При всей незатейливости подобных трактовок надо признать в них известную справедливость. Фигаро — герой комедии, его темперамент «человека и гражданина», по закону жанра, не перерастает в пафос, а, напротив, подвергается травестии и снижению. Роль Марата ему не предназначена. Перефразируя реплику пушкинского персонажа, адресованную Бомарше, можно сказать, что Фигаро слишком смешон для ремесла Марата. В этом смысле самым проницательным судьей комедии оказался историк Гальяр, ответивший на вопрос Людовика, можно ли допускать «Женитьбу…» на сцену: «Пьеса чересчур весела для того, чтобы быть опасной». Дальнейшая судьба образа подтвердила это мнение. «Опасные» герои XIX века происходили от многих персонажей (Чацкий, например, от Альцеста), только не от Фигаро, потомками которого стали персонажи, живущие в мире приключений,— д‘Артаньян, капитан Фраккас, Остап Бендер. Фигаро последней пьесы трилогии — персонаж, который у многих поколений читателей (зрителей) вызывал чувства сожаления и разочарования. Его характеризовали как заурядного моралиста, ведущего борьбу с мелкими и ничтожными противниками в интересах своих господ. Герой Бомарше, постаревший на двадцать лет, в самом деле утратил значительную долю своего театрального обаяния, но с человеческой точки зрения многое приобрел. Он научился ценить покой домашнего очага, на который посягнул «второй Тартюф», сохранил верность не господам, а людям, с которыми прожил всю свою жизнь. Фигаро научился бескорыстию, и поэтому в финале пьесы искренне отказывается принять награду графа, не желая «портить драгоценным металлом услугу, оказанную от чистого сердца». «Третий» Фигаро мог бы показаться персонажем чересчур благонамеренным, если бы не фон, окружающий пьесу, а фоном была революция, в годы которой Бомарше подвергался гонениям, был обвинен Конвентом в государственной измене, находился под арестом. В таком контексте можно понять, почему Бомарше сделал своего героя носителем «действия человечески примиряющего», как писал А.И. Герцен, один из немногих, кто взял последнюю пьесу трилогии под свою защиту. Первым исполнителем роли Фигаро в «Цирюльнике» (Комеди Франсез, 1775) был великий комик Превиль, в «Женитьбе…» — Дазенкур (там же, 1784). В XIX веке эту роль исполняли оба Коклена, старший и младший. На русской сцене — И.И. Сосницкий (1829), С.В. Шумский (1868), А.И. Южин (1910); в постановке К.С. Станиславского (МХАТ, 1927) — Н.П. Баталов в паре с Ю.А. Завадским — Альмавивой (позднее М.И. Прудкин и Б.Н. Ливанов). Фигаро — лучшая роль Андрея Миронова (1969). Образ Фигаро был воплощен в трех операх: «Севильский цирюльник» Паизиелло (1782), «Свадьба Фигаро» Моцарта (поставлена в 1786 году, то есть через два года после парижской премьеры комедии Бомарше), «Севильский цирюльник» Россини (1816). В 1817 году в парижском театре «Варьете» шел комический балет «Фигаро и Сюзанна». Известны несколько драматических вариаций на тему Фигаро (некоторые в виде продолжения сюжета Бомарше), в том числе пьеса В. Сарду. Среди этих перевоплощений героя бесспорное лидерство принадлежит Джоаккино Россини, выходная ария которого сделалась эмблемой оперного искусства и по популярности соперничает только с хабанерой Кармен и песенкой герцога «Сердце красавицы» из оперы Д. Верди «Риголетто». Партию Фигаро исполняли все выдающиеся баритоны мира — Т. Руффо, Т. Гобби, Н. Херля и многие другие.


Фигаро, персонаж оперы Россини «Севильский цирюльник».


Фигаро. Короткая и свободная женская кофточка, надеваемая на платье или на блузку.

Фигаро - Парикмахер от Бомарше.

Фигаро - Персонаж комедии Бомарше.



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Альмавива (итальянское) - широкий мужск...
Аристофан (Aristophanes) (около 445 - о...
Арлекин - 1. Персонаж итальянской комед...
Дон Жуан (исп. Don Juan, итал. Don Giov...
Остап Бендер — герой романов (дилогии) ...
Панург (французское Panurge - плут, хит...
Плавт (Plautus) Тит Макций (середина 3 ...
Скапен (французское Scapin) - герой ком...
Тартюф (французское Tartuffe) — герой к...
Теренций, Публий (Publius Terentius Afe...
Труффальдино (итальянское Truffaldino) ...
Эдип, в греческой мифологии сын царя Фи...

Случайные ссылки:
Грунтовка – составы, которые являются п...
Икрянка - Рыба, содержащая в себе икру....
Межкостная перепонка - 1) голени (membr...
Робинзоновский - Свойственный робинзону...
Фортепианист - (а также фортепьянист) М...
Атум, в египетской мифологии один из др...
Каватина (итальянское cavatina - уменьш...
Кебаб (тюрк. мясо), жаркое у народов Ср...
Мёнх, горная вершина в Бернских Альпах....
Суспензии (от позднелатинского suspensi...
Франклин, река в западной части Тасмани...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Баварский
Смоленск 6 букв
Оранта 11 букв
Кредитор 10 букв
Крутая

Список слов на букву Ф из 6 букв
Список слов из 6 букв, вторая буква и
Список слов из 6 букв, третья буква г
Список слов из 6 букв, четвертая буква а
Список слов из 6 букв, пятая буква р
Список слов из 6 букв, последняя буква о
Список слов из 6 букв, первая Ф, последняя о
Слова из букв слова Фигаро из 5 букв
Слова из букв слова Фигаро из 4 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru