Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Базаров

Базаров — герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров — во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демократической интеллигенции. Базаров называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Базарова — не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»» (1869) называет прототипом Базарова некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н. Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д. — это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Базарова был сосед Тургенева по имению В.И. Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Базарова — собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Базарова не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.
Авторское отношение к Базарову неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Базаров уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Базарову приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Базаров чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.
Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Базаров не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Базаров начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.
Важное средство создания образа Базарова — речевая характеристика. Базаров говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться… загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».
Сложный и противоречивый образ Базарова вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Базарова. От имени «Современника» выступил М.А. Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И. Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А. Архипов («К творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»»). Образ Базарова неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.



Все словари
Общий словарь
Словарь литературных персонажей



Случайные ссылки:
Осос - Поросенок, сосущий матку....
Zombi (русcкое Зомби) — видеоигра в жан...
Горячая закуска из свинины с ананасом ...
Квакиютли (самоназвание - квакиутль), и...
Красный Журавль. В повести Дж. Шульца "...
Элегия (от греческого - жалобная песнь)...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Взварец 6 букв
Списка
Виттель 12 букв
Чемерица
Брожение

Список слов на букву Б из 7 букв
Список слов из 7 букв, вторая буква а
Список слов из 7 букв, третья буква з
Список слов из 7 букв, четвертая буква а
Список слов из 7 букв, пятая буква р
Список слов из 7 букв, шестая буква о
Список слов из 7 букв, последняя буква в
Список слов из 7 букв, первая Б, последняя в

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru