Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Информация о Китае
Незнакомый Тунис

Дзэн

Дзэн (дзэн-буддизм) (японcкое, от санскритского дхьяна медитация, сосредоточение, созерцание), школа японского буддизма, оказавшая огромное влияние на всю японскую культуру. Хотя дзэн был заимствован из Китая (Чань), именно в Японии он получил свое наиболее яркое выражение. Наибольшую роль в начале распространения дзэн в Японии сыграли учившиеся в Китае Эйсай и Догэн, основавшие школы Риндзай и Сото. Новое для страны буддийское вероучение было поддержано сегунатом, видевшим в дзэн противовес Тэндай и Сингон старым школам буддизма, тесно связанным с домом императора. В стране была создана сеть дзэнских монастырей и храмов (около 300), которым оказывалась государственная поддержка. Они были разделены на 5 ветвей (школ), называвшихся по китайской традиции «пять монастырей» («годзан», буквально «пять гор»). Главные из них пять храмов в резиденции сегуната в Камакура (Кэнтедзи, Энгакудзи, Дзюфукудзи, Дзетидзи, Дземедзи) и пять в Киото (Нандзэндзи, Тэнрюдзи, Кэнниндзи, Тофукудзи, Мандзюдзи). В 1338 сегун Асикага Такаудзи (1305-1358) выпустил указ о строительстве дзэнских храмов во всех 66 провинциях страны; храмы были призваны обеспечить магическими способами процветание Японии. Особенной популярностью пользовался дзэн среди самураев, поскольку, объявляя все традиционные культурные оппозиции несуществующими, он также снимал противопоставление «жизньсмерть». В период сегуната Токугава (1603-1868) формальное значение дзэн несколько уменьшается в связи с тем, что основой государственной идеологии становится неоконфуцианство. Однако идеи дзэн к этому времени уже получили широкое распространение среди самураев и горожан, а на буддийские храмы (включая дзэнские) были возложены некоторые функции государственной власти (регистрация населения). Кроме того, оформившаяся в это время этическая система самураев (бусидо) в значительной степени обязана многими своими основными положениями именно дзэн. Наиболее крупной фигурой этого времени был монах Хакуин (1686-1769). После Мэйдзи исин (1868) и в 20 веке дзэн окончательно теряет свое место в системе государственной идеологии, тем не менее продолжает сохранять свое значение в культуре. После окончания Второй мировой войны идеи дзэн получают распространение на Западе, в значительной степени благодаря деятельности Д. Т. Судзуки (1870-1966).
Дзэн в значительной степени отвергает письменную форму передачи традиции (сутры и комментарии к ним), в связи с чем на первое место выдвигается фигура учителя, выступающего в качестве хранителя и передатчика сакрального знания. Характерной особенностью религиозной практики дзэн является также акцент, сделанный им на медитации в позе лотоса (дзадзэн) и изучении коанов. Поза лотоса одна из основных поз (асан), разработанных еще индийскими йогами. Дзэнские мыслители (в особенности Догэн) утверждали, что в процессе медитации в позе лотоса достигается состояние высшей психической и ментальной концентрации, абсолютной «пустоты», которые могут быть описаны только в терминах отрицания. Коаны представляют собой загадки, решение которых невозможно с помощью рациональной логики. Их каноническое собрание («Хэкиганроку» и «Мумонкан») состоит приблизительно из 1700 коанов (в основном китайского происхождения). В отличие от других японских школ буддизма дзэн настаивает на том, что достижение просветления (сатори) достигается не постепенно, но с помощью мгновенного озарения, для чего медитация и коан являются лучшими операциональными средствами. Состояние сатори описывается как мистическое единение с универсумом.
Большое внимание уделяет дзэн также занятиям «искусствами» (дзэн-буддизм породил блестящую плеяду поэтов и художников), носящими названия «пути» (китайское «дао», японское «до»), и уподобляет творческий акт достижению сатори в силу его спонтанного и интуитивного характера. К этим искусствам относятся живопись (в основном, монохромная живопись тушью), каллиграфия, садовое искусство (особенной известностью пользуются «сухие сады» камней), поэзия (в основном на китайском языке), воинские искусства [стрельба из лука, фехтование и другое]. Все они поощрялись дзэнскими храмами и монастырями и рассматривались в качестве необходимой практики дзэнского монаха.



Все словари
Общий словарь



Случайные ссылки:
Варикозный - Характеризующийся расширен...
Перицелюляры — разветвления нервных вол...
Прудовое хозяйство — разведение в естес...
Гуго Капет (около 940—996) — французски...
Диссонанс — (латинское Dissono — нестро...
Объём аккомодации (amplitude accomodati...
Пекан - 1. Дерево семейства ореховых с ...
Спорынья, 1. Паразитический гриб (Clavi...
Фрэнсис Арчер. В комедии Дж. Фаркера "Х...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Герои комедий Мольера
Бальные танцы 5 букв
Приключенческий фильм
Река в Казани
Притоки Волги 4 буквы

Список слов на букву Д из 4 букв
Список слов из 4 букв, вторая буква з
Список слов из 4 букв, третья буква э
Список слов из 4 букв, последняя буква н
Список слов из 4 букв, первая Д, последняя н
Головоломки со словом Дзэн

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru