Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
Тунис - жемчужина Средиземного моря

Дон Кихот

Дон Кихот. 1. Малая планета номер 3552, Амур. Среднее расстояние до Солнца 4,23 а. е. (632,9 млн км), эксцентриситет орбиты 0,713 (самый большой среди Амуров), наклон к плоскости эклиптики 30,8 градусов. Период обращения вокруг Солнца 8,70 земных лет. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 18,7 км, масса 6,50*10^15 кг. Была открыта Полем Уайлдом 26 мая 1983 и получила условное обозначение 1983 SA. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь Дона Кихота.

2. Дон Кихот Ламанчский (исп. Don Quijote de la Mancha < quijote - набедренник, часть рыцарских лат) - герой романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605, второй - 1615); он же - Рыцарь Печального Образа, Рыцарь Львов. Бедный ламанчский идальго Алонсо Кихано (иначе: Кихада, Кехана, Кесада, Кихана) по прозвищу Добрый, страстный поклонник рыцарских романов, уверенный в том, что все описанное в них правда, решает сделаться странствующим рыцарем, чтобы искоренять зло и неправду, защищать слабых и обездоленных. Нарядившись в рыцарские доспехи и оседлав старую клячу Россинанта, Дон Кихот вместе со своим верным оруженосцем Санчо Пансой, с которым герой не расстается на протяжении почти всего произведения, выезжает из родной деревни в поисках приключений. Действительность в восприятии Дон Кихота трансформируется под воздействием прочитанных рыцарских романов. В силу этого герой попадает в смешные ситуации и неприятные переделки. Дон Кихот принимает за гигантов ветряные мельницы, вместо стада баранов видит многочисленное войско волшебников, постоялый двор в его глазах прекрасный замок. Внешний облик героя (худой и бледный господин в старых доспехах на тощем Россинанте), который удивительным образом контрастирует с наружностью толстого балагура Санчо, а также странное поведение и невероятные поступки Дон Кихота вызывают смех у окружающих и приносят ему славу сумасшедшего. Дон Кихот считает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Призвание героя - сражаться с этими волшебниками. Дон Кихот видит опасность и врага там, где их на самом деле нет, а выражение «бороться с ветряными мельницами» стало синонимом бессмысленных и нелепых действий. Поступки героя часто приводят к обратному результату. Так, например, рыцарь пытается спасти пастушка Андреса от побоев хозяина, но после того как Дон Кихот уезжает, разозлившийся хозяин избивает мальчика до полусмерти. В безудержном стремлении к справедливости Дон Кихот освобождает каторжников, осужденных на галеры, но, получившие свободу, они побивают камнями своего освободителя. Желая совершить доброе дело, Рыцарь Печального Образа только наносит вред, и в этом смысле Дон Кихота можно назвать отрицательным героем.
Несмотря на свое помешательство на рыцарских романах, Дон Кихот проявляет необычайную осведомленность и рассудительность во всех остальных вопросах. В рассуждениях о литературе, воспитании, правителях, свободе, войне и мире он выступает как мыслитель-гуманист, альтер эго самого автора. Дон Кихот становится мудрым наставником для Санчо Пансы, когда оруженосец занимает пост губернатора на воображаемом острове Баратария.
Образ Дон Кихота меняется на протяжении романа. Во втором томе с героем происходит удивительная метаморфоза: Дон Кихот прозревает и действительность предстает перед ним такой, какая она есть. В то же время окружающие, заражаясь безумием Дон Кихота и потакая его чудачествам, пытаются обмануть Рыцаря Печального Образа. Санчо Панса выдает за Дульсинею Тобосскую и ее свиту простых крестьянок и объясняет своему хозяину, который видит перед собой лишь трех сельских девушек, что волшебники заколдовали Прекрасных Дам. Во время пребывания героя и его оруженосца в герцогском замке хозяева и их челядь создают вокруг Дон Кихота и Санчо театрализованную видимость фантастического мира со всеми атрибутами рыцарских романов. Бакалавр Самсон Карраско, желая вернуть Дон Кихота домой, наряжается в странствующего рыцаря, чтобы победить героя в поединке.
Узнав о существовании пещеры Монтесиноса, одном из тех мест, с которыми связано множество народных преданий и легенд, Дон Кихот желает проникнуть туда. После его явно вымышленного рассказа о необыкновенном путешествии по заколдованному миру, обнаруженному в пещере, создается впечатление, что сам Дон Кихот обманывает окружающих и лишь надевает на себя маску безумия. Эпизод, когда Дон Кихот вполне сознательно подражает одержимости героев рыцарских романов Амадису и Роланду, обрекая себя на любовное послушничество в горах Сьерры Морены, подтверждает это. Более того, Дон Кихот не уверен, существует ли на самом деле Дульсинея Тобосская или же он придумал ее. Хотя все свои подвиги герой посвящает именно ей, кажется, что Дон Кихот делает это потому, что любому странствующему рыцарю положено иметь Даму сердца. В некоторых высказываниях героя («я не знаю, кто я») угадывается осознание им своей роли. Когда в начале второго тома становится известно, что в свет вышла первая часть романа о похождениях Дон Кихота, герой абсолютно не удивлен, т.к. осознает себя литературным персонажем и считает, что его подвиги заслуживают того, чтобы быть описанными хронистом.
Во втором томе Дон Кихот и Санчо Панса сталкиваются с настоящими удивительными, но вполне правдоподобными приключениями: герои встречаются с разбойником Роке Гинартом, становятся свидетелями появления у берегов Барселоны турецкого корабля, а хитроумно устроенная «говорящая голова» в доме одного кабальеро поражает не только Дон Кихота и Санчо, но и всех остальных гостей.
Похождения Дон Кихота заканчиваются, когда его мечта о необыкновенном приключении становится ощутимой реальностью и бакалавр Самсон Карраско, переодетый в Рыцаря Белой Луны, побеждает героя в поединке. Дон Кихот возвращается в Ламанчу. Перед смертью он отрекается от своих рыцарских деяний и признает, что был безумен. Дон Кихот умирает, оплакиваемый своими друзьями и близкими.
Сложность и многоликость образа Дон Кихота находят отражение в речи идальго. Дон Кихот подражает языку рыцарских романов, когда совершает свои подвиги, обращается к вымышленному врагу или воспевает Дульсинею. С другой стороны, Дон Кихот выступает как гуманист - обличитель социальных пороков, демонстрируя незаурядные способности оратора и прекрасное знание предмета.
Оценки романа Сервантеса и образа Дон Кихота менялись в разные исторические эпохи. Первые истолкователи романа видели в Дон Кихоте чисто комический персонаж, пародию на рыцарский идеал, призванную отвадить читателей от чрезмерного увлечения рыцарскими романами. Та же точка зрения сохраняется у представителей раннего английского Просвещения (Дефо, Аддисон), которые в образе Дон Кихота выделяют лишь нелепые и комические черты. Но уже у Филдинга Дон Кихот, сохраняя все свои смехотворные стороны, рассматривается как заслуживающий сочувствия персонаж. Под влиянием Дон Кихота в английской литературе был создан образ чудака (у Филдинга, Стерна, Смоллета, Голдсмита, позже, в XIX веке, - у Диккенса).
Романтическая критика положила начало новому периоду в осмыслении образа Дон Кихота. Романтики истолковывали образ сервантесовского героя в меланхолическом духе, как олицетворение противоречия между грубой реальностью и творческой мечтой, разлада между «я» и «не-я». С романтической точки зрения в образе Дон Кихота заключена идея субъективности истины, и величие Рыцаря Печального Образа - в заранее обреченном на провал стремлении к практической реализации своего идеала (Шлегель, Шеллинг, Гейне).
В русской литературе ассоциации, связанные с образом Дон Кихота, впервые появляются в творчестве Карамзина, Державина, Радищева. Выражение «бороться с ветряными мельницами» и глагол «донкишотствоватъ» входят в словарь русского языка. В первой трети XIX века сильное влияние на восприятие русской читающей публики образа Дон Кихота оказала романтическая критика. Позже Дон Кихот истолковывается как художественное обобщение идеализма и разрыва с исторической действительностью, олицетворение человека, который не может ни изменить жизни, ни даже просто разобраться в ней (Белинский, Герцен, Чернышевский, позднее - Луначарский, Горький). Тургенев и Достоевский считаются родоначальниками философско-психологической традиции истолкования образа Дон Кихота. С точки зрения Тургенева, Дон Кихот живет во имя других и готов идти на самопожертвование ради осуществления своей высокой идеи, в которую безоговорочно верит. Он носитель истины и справедливости на Земле. Веру и самоотверженность Дон Кихота Тургенев противопоставляет эгоизму и безверию Гамлета. Достоевский видит в Дон Кихоте «самого простого душою и одного из самых великих сердцем людей», «положительно прекрасного человека», стремление которого проходит без пользы для человечества, т.к. Дон Кихот не может направить свои силы на правильный путь деятельности. Достоевский считает Дон Кихота одним из «прекрасных лиц в литературе христианской». Под сильным влиянием образа Дон Кихота был создан образ князя Мышкина. Поэты-символисты при оценке образа Дон Кихота обнаруживают близость своих тезисов к романтической трактовке начала XIX столетия (Брюсов, Вяч.Иванов, Сологуб). Образ сервантесовского героя получил отражение в творчестве современных поэтов (Булат Окуджава).
Образ Рыцаря Печального Образа приобретает большое значение в борьбе философских и политических теорий в Испании в XX веке. Скепсис и неприятие образа Дон Кихота характерны для раннего Унамуно, Асорина. Однако позже Унамуно обращается к Дон Кихоту как к национальному мифу и оценивает героя романа Сервантеса как явление самоценное вне его связи с произведением. Унамуно считал, что Сервантес в некоторых случаях искажает поступки и мысли своего героя. Философ противопоставляет церковное христианство «христианству донкихотовскому», которое для Унамуно и является подлинным. Дон Кихот воплощает истинную веру и является новым испанским Христом. Ортега-и-Гассет, сторонник «европеизации Испании», считает, что образ Дон Кихота объясняет ошибочный путь развития испанской цивилизации. У Антонио Мачадо образ Дон Кихота истолковывается в экзистенциалистском ключе. Позднее в Испании становится расхожим сравнение Дон Кихота с Игнасьо де Лойолой, основателем иезуитского ордена, на основании единства их идеала - католичество и всемирная монархия. В годы правления Франко такое толкование образа героя романа становится привычным и не нуждающимся в доказательных доводах. Дон Кихот превращается в символ идеи «испанской общности» и олицетворение «испанского духа». В середине 1950-х гг. некоторые испанские исследователи придерживались экзистенциалистской точки зрения на образ Дон Кихота, мотивы действий которого заключены в его желании утвердить свою свободу. Дон Кихота сравнивают с героями Сартра и Камю. В современной критике, особенно постмодернистской, акцент делается на том, что Дон Кихот осознает себя литературным персонажем и вступает на путь странствующего рыцаря, чтобы реализовать свое «второе я». Многие герои современных «игровых» романов, в частности испанских, сравниваются писателями и критиками с Дон Кихотом именно в этом ключе.

М.А.Абрамова. Г.В.Денисенко


Образ Дон Кихота имел множество воплощений в разных видах искусства. Герой Сервантеса запечатлен на картине О. Домье (1851), в иллюстрациях Г. Доре (1863), в графике П. Пикассо. В XVIII в. Дон Кихот - частый гость на оперной сцене (оперы на этот сюжет написали Д.Ристори, Д.Паизиелло, Н.Пиччини, А. Сальери). В 1910 г. была поставлена опера «Дон Кихот» Ж. Массне, в которой главную партию исполнил Ф.И. Шаляпин. Он же сыграл «драматического» Дон Кихота во французском фильме режиссера Г. Пабста (1933). В отечественном кинематографе экранизация романа была осуществлена в 1957 г. режиссером Г.М. Козинцевым (Дон Кихот - Н.К. Леркасов, Санчо - Ю.В. Толубеев). Первая инсценировка в русском театре была поставлена в 1847 г. (автор - П.А. Каратыгин). В 1920-е гг. тема Дон Кихота привлекала внимание многих драматургов, в их числе - Г.И. Чулков, А.В. Луначарский (пьеса «Освобожденный Дон Кихот», 1921). Во МХАТе Втором над образом Дон Кихота работал Михаил Чехов (им же была написана инсценировка). Однако спектакль осуществлен не был. (В 1986 г. опубликован «Дневник о Кихоте» М. Чехова.) Одним из самых значительных явлений в театральной истории героя Сервантеса стала пьеса М.А. Булгакова «Дон Кихот» (1938), в которой на первый план выдвинулась тема одиночества испанского очарованного странника, обреченного жить в жестоком и прозаичном мире. В 1941 г. состоялась премьера пьесы в Ленинградском театре им. Пушкина: роль Дон Кихота, как позднее и в фильме Козинцева, играл Черкасов. В 60-е гг. широкой популярностью в Америке и в Европе пользовался мюзикл М. Ли «Человек из Ламанчи» (премьера - 1966, экранизация - 1972).



Все словари      
Общий словарь      
Астрономический словарь      
Словарь литературных персонажей      


Ссылки по теме:
Амуры, класс астероидов, которые не пер...
Малые планеты, тела естественного проис...
Санчо Панса (исп. Sancho Pansa; «pansa»...
Солнце - ближайшая к Земле звезда; цент...
Эксцентриситет орбиты, один из элементо...

Случайные ссылки:
Тонно-километр - Измеритель перевозочно...
Фанера повышенной водостойкости - Фанер...
Lupus in fabula лат. (люпус ин фабула) ...
Барабашевка, река в Приморском крае, вп...
Манилла - Волокно тропического растения...
Тында, река в Амурской области России. ...
Фламандское искусство, искусство Фландр...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Протва 5 букв
Древковое оружие 6 букв
Застежка 7 букв
Лесосека
Пелопоннес 9 букв

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru