Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Алексея Николаевича Плещеева


Русские поэты
Биографии поэтов
Знаменитые Алексеи

Алексей Николаевич Плещеев Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - русский поэт. Родился в дворянской семье, обучался в школе гвардейских подпрапорщиков и Петербургском университете. Как активный участник кружка петрашевцев в начале 1849 года был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Суд решил "во внимание к молодым его (Плещеева) летам лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь, на поселение", но Николай I наложил резолюцию: "Рядовым в Оренбургские линейные батальоны". Плещеев служил в Уральске, участвовал в военных действиях и в 1856 году был произведен в прапорщики. В 1858 году получил разрешение жить в столице и вскоре переехал в Москву. В 1872-1884 годах Плещеев жил в Петербурге, состоял членом редакции "Отечественных записок" и заведывал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии "Отечественных записок" Плещеев этим же отделом заведывал в "Северном вестнике".

Алексей Плещеев стал печататься в журналах с 1843 года, а в 1846 году выпустил сборник стихов. В 1840-х годах это - яркий и популярный певец радикальной молодежи, поэтический трибун петрашевцев. Его стихотворение "Вперед без страха и сомнения" справедливо названо в одном исследовании "своего рода марсельезой поколения 1840-х годов". Довольно расплывчатые лозунги этого стихотворения без труда расшифровывались современниками как пропаганда утопического социализма. Плещеев был одним из идеологов левого крыла дворянской интеллигенции, отвергавшего самодержавно-крепостнический строй, но не умевшего найти пути к крестьянской массе.

С 1856 года Плещеев снова стал печатать стихи в журналах, а в 1858 году выпустил новую книгу стихов. Добролюбов отметил отсутствие в этой книге "мощных призывов" и "гордых увлечений", характерных для раннего творчества Плещеева. И действительно, поэзия Плещеева после ссылки свидетельствует о надломе, об утрате героического порыва юности ("Расстался я с обманчивыми снами Моей давно исчезнувшей весны"). С другой стороны, во второй книжке Плещеева отразились некоторые либеральные иллюзии относительно реформ Александра II. Однако Плещеев не спустился до уровня рядового либерально-дворянского поэта. Если осуждение господствующих классов не переросло у него в жгучую ненависть, если сочувствие к трудящимся и угнетенным массам не вылилось в неутомимую жажду революционного действия, если Плещеев не смог стать поэтическим идеологом революционной демократии, он все же сумел сохранить к ней известную близость. Недаром о его стихах тепло отозвался Чернышевский, а Добролюбов признавал наличие в нем "восприимчивости к веяниям жизни". Жгучий стыд за потерю боевого энтузиазма и революционной воли, преклонение перед людьми революционного действия, теплая любовь к угнетенной бедноте - таковы мотивы лучших стихотворений позднего Плещеева.

Как переводчик Алексей Плещеев особенно много сделал для популяризации в России поэтов западно-европейской революционной демократии (Барбье, Петёфи, Гейне, Фрейлиграт, Гервег, М. Гартман и др.).

В своих прозаических произведениях Плещеев изображал преимущественно либеральных "лишних людей", отвергавших косную среду, но не умевших действовать. Уже Добролюбов отметил, что у Плещеева намечается иронический взгляд на этих героев либерального барства; однако Плещеев не сумел подняться до такой сатиры на "лишних людей", какую дали художники революционной демократии (ср. образ Щетинина в романе Слепцова "Трудное время" и т.д.).


"Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2016-01-03 22:03:41

    Три последних года жизни Плещеев оказался освобождён от забот о заработках. В 1890 году он получил огромное наследство от пензенского родственника Алексея Павловича Плещеева и поселился с дочерьми в роскошных апартаментах парижского отеля «Mirabeau», куда звал всех своих знакомых литераторов и щедро дарил им крупные суммы денег. По воспоминаниям З. Гиппиус, поэт изменился лишь внешне (похудев от начинавшейся болезни). Огромное богатство, вдруг свалившееся на него «с неба», он принял «с благородным равнодушием, оставаясь таким же простым и хлебосольным хозяином, как и в маленькой клетушке на Преображенской площади». «Что мне это богатство. Вот только радость, что детей я смог обеспечить, ну и сам немножко вздохнул… перед смертью», — так передавала его слова поэтесса. Плещеев сам водил гостей по достопримечательностям Парижа, заказывал роскошные обеды в ресторанах и «почтеннейше просил» принять от него «аванс» на проезд — тысячу рублей.

    Поэт внёс значительную сумму в Литературный фонд, учредил фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, стал поддерживать семьи Г. Успенского и C. Надсона, взялся финансировать журнал Н. К. Михайловского и В. Г. Короленко «Русское богатство».

    2 января 1892 года из Ниццы Плещеев писал Чехову о том, что его сын Николай купил себе имение в Смоленской губернии, что в июле в Люцерне у него самого отнялись левая рука и нога, подробно описывал консультации у известных медиков (включая «…знаменитого Кусмауля, которого выписывал к себе перед смертью Боткин» — последний и запретил ему возвращаться в Россию зимой), а также упоминал лечение «электричеством и массажем».

    Плещеев писал, что избегает бомонда, упоминая в числе тех, с кем общение доставляет ему удовольствие, лишь профессора М. Ковалевского, зоолога Коротнева, вице-консула Юрасова, чету Мережковских.

    В 1893 году, уже тяжело больной, А. Н. Плещеев в очередной раз направился на лечение в Ниццу и по пути 26 сентября (8 октября) 1893 скончался от апоплексического удара. Тело его было перевезено в Москву и погребено на территории Новодевичьего монастыря.

    Власти запретили публиковать какое бы то ни было «панегирическое слово» на смерть поэта, но на церемонии прощания 6 октября собралось огромное количество народа. На похоронах, как свидетельствовали современники, присутствовали, в основном, молодые люди, в том числе многие тогда еще неизвестные литераторы, в частности, К. Бальмонт, произнёсший прощальную речь над гробом.

    Добавить комментарий к статье




    Русские поэты
    Биографии поэтов
    Знаменитые Алексеи
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru