Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Лопе де Вега


Афоризмы Лопе де Вега
Новости
Испанские писатели
Биографии писателей
Стрельцы (по знаку зодиака)
Известные испанцы
Испанские поэты
Биографии поэтов

Добавить отзыв о человеке

Лопе де Вега (Felix Lope de Vega Corpio) Лопе де Вега (Felix Lope de Vega Corpio, 1562-1635) - испанский драматург, деятельность которого относится к так называемому "золотому веку" испанской литературы. Родился в бедной дворянской семье. С ранних лет обнаружил недюжинные творческие способности (в 10-летнем возрасте перевел в стихах "Похищение Прозерпины" Клавдиана). Учился в университете в Алкале. В 1588 году принял участие в походе "Непобедимой армады", после поражения которой поселился в Валенсии. Здесь им написан ряд драматических произведений с целью поддержать существование семьи. В 1595 году Лопе де Вега вернулся в Мадрид. Лопе де Вега состоял секретарем у герцога Альбы (1590), маркиза Малвпика (1596) и герцога Лемосского (1598). Интимным другом его и покровителем до самой смерти (1605-1635) оставался герцог де Сесса. К этому же периоду относится расцвет его драматического творчества. В 1609 году Лопе де Вега получил звание familiar del Santo oficio de la Inquisicio'n (добровольного слуги инквизиции) и в этой роли, как сообщают современники, распоряжался в 1623 году церемонией сожжения на костре одного францисканского монаха, заподозренного в ереси. За поэму "Трагическая корона" ("Corona tragica", 1627), посвященную возвеличению Марии Стюарт, папа Урбан VIII наградил Лопе де Вега титулом доктора теологии.

Это "чудо природы", как назвал его Сервантес, распутный монах, бичевавший себя до крови и отказывавшийся от пищи в последние дни своей жизни, - плодовитейший драматург, в творчестве которого натурализм изображения современного быта и чувственное восприятие мира уживаются с мистическими взлетами autos, - является типичным продуктом эпохи распада феодализма.

Социально-политические условия Испании конца XVI и начала XVII веков представляли собой компромисс между монархической властью, поддерживаемой широчайшими кругами земельных собственников (дворянства, церкви и зажиточного крестьянства), и торговой буржуазией, которая разбогатела в результате открытия новых рынков. Последняя в процессе борьбы за свои городские вольности сама отказалась от них, видя в абсолютизме прочную защиту своих классовых привилегий. В эпоху, когда в результате коренной ломки феодального строя проявились новые социальные силы, ища себе применения в стране, господствовавшей над половиной мира, абсолютизм и церковь стремились сковать железной цепью политических и религиозно-моральных регламентов всю частную и общественную жизнь Испании.

Отражая в своих драмах это коренное противоречие строя современной ему действительности, Лопе де Вега - выходец из дворянской среды, верный слуга церкви, тонкий наблюдатель, писатель-профессионал, - использует разнообразнейшие сюжеты (бытовые, исторические, героические), стремясь воплотить в своих драмах всю бьющую через край жизнь Испании, подняться на вершины истории, и в то же время вводит бурю этих страстей и своеволия в установленные феодально-церковной властью рамки. В согласии с его драматургической теорией ("Arte nuovo de hacer comedias") сценическое искусство Лопе де Вега шло навстречу публике, которая, будучи воспитана на театральных примитивах, требовала резко очерченных характеристик, энергичного развертывания фабулы, быстрой и решительной развязки. Направленность действия и классово-пестрый состав зрителей отразились на структуре его драм: 3 акта вместо 5-ти, полный отказ от единств, смешение трагического и комического. В отличие от классической трагедии французского классицизма, свободная от канонов структура драмы Лопе де Вега выразила самой своей формой диалектику эпохи. Движущей силой comedias является вездесущий случай, который связывает и развязывает человеческие судьбы, особая значимость которого определилась возникновением денежных отношений и расширением рынков. Вера в незыблемость установленного порядка вещей, характерная для человека эпохи натурального хозяйства, терпит крушение в новых условиях.

Любая пьеса Лопе де Вега построена таким образом, что случай, вмешивающийся в поток явлений, опрокидывает спокойный ход действия, доводя напряжение драматических переживаний до степени трагизма, чтобы затем ввести это взволнованное море страстей и своеволия в русло законности и строгой католической морали. Любовная интрига, развитие и разрешение которой составляет стержень его драматической фабулы, именно в силу того, что она в состоянии раскрыть все могущество человеческих инстинктов и своеволия, служит у Лопе де Вега, с одной стороны, для показа всей полноты и многообразия человеческого поведения в семье и обществе, с другой - дает возможность наглядно продемонстрировать значимость политических и религиозных идей, господствовавших в современном писателю обществе. Благодаря этому Лопе де Вега, создавая картину действительности, одновременно пропагандирует в широких массах идеи беспрекословной преданности католической церкви и монархическому государству. Ибо во всем этом конгломерате случайностей и возникающих на почве частных отношений проявлениях безудержной человеческой страсти господствует одна неизменная регулирующая сила, воплощенная в единоличной власти короля и нерушимости монархической власти. Даже в тех случаях, когда страсти вторгаются в частную жизнь государя, торжествуют в конечном результате те же соображения политического характера (в драме "Наказание не мучение" распутный герцог убивает и жену и сына, несмотря на свою любовь к последним; в "Los paces de Reyes y India de Toledo" Юдифь падает жертвой любящего ее монарха в силу тех же соображений). Король как воплощение высшей справедливости санкционирует кровавые и жестокие поступки своих подданных, если они продиктованы мотивами семейной чести и верностью престолу (в "Los comendadores de Cordoba" дон Фернандо буквально уничтожает весь свой дом вплоть до животных, но не подвергается наказанию; в "Образцовом короле" государь во имя справедливости жертвует своим вернейшим подданным; в "El nejoralcolde el Key" и "Peribinez y el comendador de ocana" королевская власть, заступаясь за угнетенных подданных, демонстрирует беспристрастие высшего правосудия). В этом отношении особенно показательна драма "Fuente ovejuna" ("Овечий источник"), в которой монарх непосредственно соприкасается с крестьянской массой и, опираясь на нее как на союзницу в борьбе с ленными владельцами, прощает ей расправу с ненавистным феодалом. Не отличаясь по своей структуре от прочих драм Лопе де Вега (та же решающая роль мотива чести и любви), "Овечий источник" замечателен тем, что по существу героями являются здесь королевская власть и сплоченная крестьянская масса; отдельные персонажи играют роль лишь вспомогательных фигур и поглощаются этими двумя силами, объединяющимися для общей борьбы с оппозиционными монархии феодальными группировками. Трактуя с такой смелостью отдельные эпизоды героической защиты крестьянского поселка, драматург как бы хочет доказать зрителю дворянину, буржуа, крестьянину, что монархия обладает весьма широкой общественной базой, делающей абсолютизм неуязвимым. Эта демагогия, чрезвычайно характерная для идеологов абсолютизма не в одной Испании, служила конечно не только целям устрашения фрондирующих помещиков, но и главным образом приручению этой самой "широкой базы", т. е. крестьянских масс. Не вскрывая классовых противоречий, а вращаясь лишь в плоскости вопросов любви, семейной чести, благородных и дурных инстинктов, Лопе де Вега остается в этой драме на почве тех же идей, которыми проникнуто все его творчество. Достигая в "Овечьем источнике" и в ряде других драм высокого патетизма, Лопе де Вега в то же время в своих многочисленных комедиях ("Собака садовника" и др.) обнаруживает исключительный талант комического писателя. Его комедии, которых "и сейчас нельзя читать и видеть без смеха" (Луначарский), насыщены яркой, подчас несколько плакатной веселостью. Особая роль в них отводится слугам, история которых образует как бы параллельную интригу пьес. Именно они, - остроумные, лукавые, сыплющие меткими пословицами и поговорками, - большей частью являются средоточием комической стихии произведения, в чем Лопе де Вега предвосхищает Мольера и автора "Севильского цирульника" - Бомарше.

Лопе де Вега написал до 2200 пьес религиозного и светского содержания; из этого числа издано в разное время не больше 500. Эпические и лирические произведения Лопе де Вега обращены преимущественно к верхушке общества. В них он отдавал дань модным литературным течениям, господствовавшим в придворных и аристократических кругах и иезуитской умонастроенности этих кругов. Таковы: пасторальный роман "Arcadia" (1598), "La hermosura de Angelica" (1602), "Ierusalem conquistada" (1608) - неудачное продолжение эпопеи Тассо. Политические воззрения Лопе де Вега особенно ярко выразились в поэме "Песня о драконе" ("La Dracontea", 1598). В религиозной поэме "Трагическая корона" отразились религиозный фанатизм и вражда к протестантам, к Англии, которая заняла первое место на мировом рынке. Лопе де Вега принадлежат также романы: "Странник в своем собственном отечестве" ("El peregrino en su patria", 1604) и "Dorotea".


В. Узин
"Литературная энциклопедия", Москва, 1929-1939.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2014-01-22. В Испании нашли неизданную пьесу Лопе де Веги
    В Национальной библиотеке Испании обнаружена рукопись пьесы Лопе де Веги, считавшейся потерянной около 400 лет назад. Об этом сообщается на сайте библиотеки. Там же можно ознакомиться с рукописью.





    Афоризмы Лопе де Вега
    Новости
    Испанские писатели
    Биографии писателей
    Стрельцы (по знаку зодиака)
    Известные испанцы
    Испанские поэты
    Биографии поэтов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru