Адольф фон Менцель (Menzel) (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав,
Польша, - 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у
своего отца, в 1830 году в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж
(1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Живописные, богатые
светотеневыми эффектами иллюстрации к "Истории Фридриха Великого" Ф. Куглера
(ксилография по рисункам Менцеля, 1839-1842), а также картины из жизни Фридриха II
("Концерт Фридриха II в Сан-Суси", 1852, Национальная галерея, Берлин) воссоздают повседневную
жизнь Пруссии 18 века; они полны выразительных и точных бытовых деталей,
отличаются живостью характеристик, хотя и не лишены черт идеализации короля.
Напоённые светом и воздухом картины 1840-х годов ("Комната с балконом", 1845,
; "Строительная площадка с ивами", 1846, - обе в Национальной галерее,
Берлин) предвосхищают пути развития европейской реалистической живописи 2-й
половины 19 века (выбор мотива, фрагментарность композиции, энергичная манера
письма, интерес к проблеме пленэра, богатство валёров). В картине "Почести
погибшим в мартовские дни" (1848, Кунстхалле, Гамбург) отражены революционные
события 1848 года. Пристальное внимание к натуре, демократизм творчества Менцеля
выразились и в непосредственных, свежих и ярких по цвету жанровых произведениях
("Театр Жимназ", 1856, Национальная галерея, Берлин; "После полудня в Тюильри",
1867, Картинная галерея, Дрезден), картинах из народной жизни, разработке темы
труда ("На стройке", 1875, частное собрание, Берлин; "Рынок в Вероне", 1884,
Картинная галерея, Дрезден). "Железопрокатный завод" (1875, Национальная
галерея, Берлин) - первое в европейской живописи изображение напряжённого
индустриального труда; здесь жанровое начало соединяется с эпическим. Неутомимый
рисовальщик (свыше 5 тысяч рисунков в Национальной галерее, Берлин),
Адольф фон Менцель был
также мастером акварели,
гуаши,
офорта и
литографии.
Ссылки на эту страницу