Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Франца Шуберта (Franz Schubert)


Неоконченная симфония
Новости
Австрийские композиторы
Биографии композиторов
Знаменитые люди по имени Франц
Известные австрийцы

Добавить отзыв о человеке

Франц Петер Шуберт (Schubert) Франц Петер Шуберт (Schubert) знаменитый композитор. Родился в Вене 31 января 1797 года, умер там же 19 ноября 1828 года. Богато одаренная музыкальная натура Шуберта сказалась очень рано; этому способствовала окружавшая его музыкальная среда его семьи. Одиннадцати лет от роду он был принят в придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Сальери). Оставив капеллу, Шуберт жил уроками. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. В области песни Шуберт явился продолжателем последнего. Благодаря Шуберту пение получило художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 году, послужила основой славы композитора. Вскоре после нее появились неувядаемые "Der Wanderer", "Lob der Thraenen", " Suleika" и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта "Die schone Mullerin" и "Die Winterreise", являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен "An die Geliebte". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроения, он дал аккомпанементу большее значение, большой художественный смысл. Замечателен также сборник "Schwanengesang", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например "Standchen", "Aufenthalt", "Das Fischermadchen", "Am Meere"). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепианной и симфонической. Его фантазии с-dur и f-moll, impromptus, moments musicals, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете с-dur, фортепианном квартете (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и недоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Выдается из их среды "Der Hausliche Kriget oder die Verschworenen". Отдельные нумера его опер (например "Розамунды") вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и пр.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 13-го года жизни он сочинял непрестанно. Малейшего побуждения было достаточно, чтобы пробудить постоянно беспокойный дух Шуберта. Увлекательный текст, данный Шуберту, сейчас же возбуждал в нем фантазию. "Der Wanderer", "Erlkonig" были написаны с невероятной быстротой. В высшем кругу, куда Шуберт приглашался для аккомпанемента своих вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имела некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились "Швейцарское семейство" Вейгеля, "Медея" Керубини, "Иоанн Парижский" Буальдье, "Сандрильона" Изуарда и особенно "Ифигения в Тавриде" Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только "Севильский цирюльник" и некоторые отрывки из "Отелло" Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Франц Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 31 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию с-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса манускриптов, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и пр.).


Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".

Франц Шуберт (Schubert) (31.01.1797, предместье Вены Лихтенталь - 19.11.1828, Вена) - австрийский композитор. Сын школьного учителя и дочери слесаря. Первыми учителями музыки Шуберта были его отец, брат Игнац и регент лихтентальской церкви М. Хольцер, обучавшие Шуберта игре на скрипке, фортепиано и органе, а также теории музыки. Большую роль в музыкальном развитии Шуберта сыграли квартетные вечера в доме отца: братья Шуберта, Фердинанд и Игнац, играли партии 1-й и 2-й скрипки, сам Шуберт - партию альта, а его отец - партию виолончели. Для этого домашнего музицирования Шубертом были написаны впоследствии его первые струнные квартеты. Участвуя в хоре мальчиков Лихтентальской церкви, Шуберт выступал также солистом, поражая слушателей красотой голоса и выразительностью пения. В октябре 1808 года Шуберт был принят в число "певчих мальчиков" Придворной капеллы; как и прочие "певчие мальчики", он стал жить и учиться в венском конвикте (род пансионата и школы-интерната). Здесь педагогами Шуберта по музыкальным предметам были Ружичка и Антонио Сальери. Играя в ученическом оркестре конвикта, Шуберт на практике познакомился с музыкой Гайдна, Моцарта и Бетховена. В возрасте 13 лет Шуберт уже был автором ряда произведений. Его первое крупное сочинение - фантазия для фортепиано в 4 руки, написанная в 1810 году. В последующие три года он создает песни, вокальные баллады (в т. ч. "Кубок" на слова Шиллера), вокальные квартеты, некоторые струнные квартеты, 1-ю симфонию. После мутации голоса Шуберт оставил конвикт, не закончив среднего образования. В соответствии с семейными традициями, по настоянию отца, осенью 1813 года он поступил в учительскую семинарию. Несмотря на большую занятость, Шуберт сочинял много и непрерывно, совершенствуя свое мастерство. Работая школьным учителем, он все свободные часы посвящал творчеству. В 1814 году была написана песня "Маргарита за прялкой" на слова из "Фауста" Гёте, в 1815 году баллада "Лесной царь" на слова того же поэта, в 1817 - "Форель" (слова Д. Шубарта). Наряду с шедеврами вокальной лирики Шуберт создает в этот период (1814-1817) много произведений, охватывающих все виды и жанры музыкального искусства - от опер, месс и симфоний до фортепианных миниатюр.

Попытки Франца Шуберта и его друзей добиться издания его сочинений в эти годы не имели успеха, о его творческих достижениях знал лишь узкий круг друзей и почитателей. Лишь после того как в 1817 году песнями его заинтересовался великолепный певец, артист венской оперы Михаэль Фогль, начавший исполнять их, имя Шуберта стало приобретать все большую известность в Вене. Должность школьного учителя совершенно не привлекала молодого композитора и мешала его творчеству, но ему не хотелось, оставив эту должность, окончательно испортить отношения с отцом. Последний выхлопотал Шуберту отпуск на один год. Почувствовав себя свободным, Шуберт усиленно занимался композицией. Материальная нужда вынудила его выехать летом в 1818 году в Венгрию, где он обучал игре на фортепиано дочерей графа Эстергази в его имении Желиз. Пребывание в Венгрии имело для Шуберта большое значение: в его музыку начали проникать интонации венгерских народных песен и танцев.

По возвращении в Вену Шуберт твердо решил прекратить работу школьного учителя даже ценой материальных лишений и разрыва с отцом, - настолько была сильна тяга его к творчеству. С этого времени он жил большей частью вне отчего дома. Около двух лет он прожил в одной комнате со своим другом поэтом Майрхофером, около 4-5 лет находил приют в квартире своего друга поэта-любителя Шобера. Друзья проявляли о нем заботу и добывали ему частные уроки музыки. Кроме названных лиц, в шубертовский кружок вошли братья Хюттенбреннер, художники Швинд и Купельвизер, студент - в будущем драматург - Бауэрнфельд и др.; встречался Шуберт и с крупнейшим австрийским поэтом и драматургом Ф. Грильпарцером. Часто по вечерам друзья развлекались танцами под звуки шубертовских вальсов, которые он тут же импровизировал. Время от времени устраивались вечера в дружеском кругу, на которых звучали сочинения Шуберта (вечера эти получили название "шубертиад").

Начиная примерно с 1821 года музыка Шуберта становится достоянием более широких кругов венского общества. Это были преимущественно песни, в пропаганде которых большую роль сыграл певец Фогль, а также мелкие фортепианные пьесы (танцы). С 1821 года началось и издание сочинений Шуберта - друзья композитора опубликовали несколько его сочинений на собственные средства, после чего венские издатели решились печатать его произведения на свой страх и риск. Все же издавались главным образом песни и фортепианные танцы. Более значительные инструментальные сочинения Шуберта еще долго ждали своего опубликования.

В 1822 году было создано одно из самых значительных сочинений Шуберта - "Неоконченная" симфония, а в 1823 году написан вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (на стихи немецкого поэта В. Мюллера) - одно из высших достижений Шуберта в области вокальной лирики. Тяжелое материальное положение заставило Шуберта весной 1824 года вторично выехать в Желиз в качестве преподавателя музыки. В сельской тиши был написан ряд произведений: соната и вариации для фортепиано в 4 руки, танцы для фортепиано и др. Музыкальным воплощением венгерских впечатлений явился "Венгерский дивертисмент" Шуберта для фортепиано в 4 руки. В летние месяцы 1819, 1823 и 1825 годов Шуберт вместе с Фоглем совершил поездки в Верхнюю Австрию. Красоты природы, разнообразные впечатления были для него отрадой. В 1827 году он посетил столицу Штирии - Грац.

В 1826 году возникли квартеты ре минор ("Смерть и девушка") и Соль мажор, принадлежащие к числу значительнейших его камерных сочинений. В 1827 году был написан "Зимний путь", второй вокальный цикл Шуберта на слова Мюллера - одно из самых печальных и скорбных его произведений. В год смерти Шубертом были написаны песни, изданные впоследствии в виде сборника "Лебединая песня". Сюда вошли шесть песен на слова Гейне, составившие самостоятельный трагический цикл внутри этого сборника ("Двойник", "Город" и др.), а также песни на тексты Рельштаба и Зейдля. Но творчество этого последнего периода жизни композитора не ограничивается произведениями трагического, мрачного характера: в 1828 году написано такое жизнерадостное, оптимистическое произведение, как струнный квинтет До мажор, завершена работа над большой симфонией До мажор.

Трагична была жизнь Шуберта, трагична судьба его огромного творческого наследия. Музыка его при жизни не получила широкого распространения и была почти неизвестна за пределами узкого круга близких людей. Лишь незадолго до смерти друзья Шуберта организовали концерт из его произведений, прошедший с большим успехом. Большинство гениальных сочинений оставались неизданными многие годы и не появлялись в концертных программах. Достаточно сказать, что капитальнейшая симфония До мажор впервые прозвучала под управлением Ф. Мендельсона в лейпцигском "Гевандхаузе" лишь в 1839 году. А "Неоконченная" симфония, партитура которой хранилась у друга Шуберта А. Хюттенбреннера, впервые исполнена в Вене лишь в 1865 году - почти через серок лет после смерти ее творца.

Творчество Шуберта очень многообразно, как по охвату жанров, так и по диапазону образов, мыслей и чувств. Но преобладающим и определяющим строй его музыки было лирическое начало, жизненно правдивая передача внутреннего мира человека из народа, все богатство его душевной жизни, выраженное через простую задушевную мелодию - песню народного склада. По выражению Б. В. Асафьева, Шуберт обладал способностью "быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Центральное место в творчестве Шуберта занимает вокально-песенная лирика. Свыше 600 песен написал Шуберт на слова поэтов - как величайших (Гёте, Шиллера, Гейне), так и второстепенных (Майрхофера, Шобера и др.). Тема личности в песнях Шуберта сочетается с характерной для романтиков темой природы. Образы природы (ручей, лес, поле, цветы) нашли яркое художественное воплощение в их музыке. В песнях Шуберта господствует ясная, простая и очень задушевная мелодия. Фортепианное сопровождение зачастую носит изобразительный характер, но при этом изобразительность сочетается с глубокой психологической выразительностью. Фортепианная партия на равных правах с вокалом участвует в создании музыкально-поэтического образа. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Велико значение и инструментальных сочинений Шуберта. Он может считаться родоначальником новых жанров романтической симфонии, сонаты. В некоторые крупные инструментальные сочинений Шуберт вводит мелодии собственных песен: 2-я часть ре-минорного квартета представляет собой вариации на мелодию песни Шуберта "Смерть и девушка", 4-я часть фортепианного квинтета - вариации на тему песни "Форель" (поэтому весь квинтет носит название "Форель"), фортепианная фантазия До мажор написана на тему песни "Скиталец". Но даже там, где Шуберт не пользуется мелодиями своих песен, он часто создает инструментальные мелодии песенного склада.

Не только песенные, но и жанрово-танцевальные образы пронизывают музыку Шуберта. Так, часто в ней звучат знакомые обороты старинного австрийского лендлера, из которого развился впоследствии вальс. Во всем этом обнаруживаются тесные связи творчества Шуберта с демократическим музыкальным бытом Вены, что делает его музыку не только мелодически богатой, но и подлинно народной по строю образов и по языку. Однако Шуберт не только великий мелодист; он чрезвычайно расширил и обогатил средства гармонической выразительности, оказав этим большое влияние на композиторов-романтиков следующих поколений.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: WK
    Дата: 2015-12-16 23:24:47

    Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 21 фортепианная соната, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, более 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

    Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера — «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». В этих произведениях Шуберт показал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также последний сборник «Лебединая песня», многие песни из которого приобрели всемирную известность.

    Музыкальный дар Шуберта открыл новые пути фортепианной музыки. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической смелости. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), «Большой симфонии» до мажор и «Неоконченной симфонии» си минор — Шуберт демонстрирует свое неповторимое и независимое музыкальное мышление, значительно отличающиеся от мышления живущего и господствующего в то время Бетховена.

    Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор.

    Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдьё, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2012-02-13. "Би-Би-Си" посвятит Шуберту 200 часов вещания
    Радиостанция BBC Radio 3 посвятит австрийскому композитору Францу Шуберту 200 часов беспрерывного вещания. Шубертовский марафон начнется 23 марта 2012 года и продлится до 31 числа того же месяца. Таким образом, как сообщает BBC News, радиостанция решила отпраздновать 215 лет со дня рождения композитора.





    Неоконченная симфония
    Новости
    Австрийские композиторы
    Биографии композиторов
    Знаменитые люди по имени Франц
    Известные австрийцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru