Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

10 неизвестных мест Парижа, где надо побывать
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Биография Юхана Августа Стриндберга (August Strindberg)


Биографии писателей
Шведские писатели
Известные шведы

Юхан Август Стриндберг (Strindberg) Юхан Август Стриндберг (Strindberg) (22.1.1849, Стокгольм, - 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867-1872 годах (с перерывами) учился в Упсальском университете. В кандидатской диссертации "Хаконярл, или Идеализм и реализм" (1871), цикле "Перспективы" (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса Стриндберг выдвинул идею о необходимости для искусства следовать "правде действительности". Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции "Местер Улуф" (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе "Красная комната" (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением шведского критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет "Новое царство" (1882) - острая сатира на буржуазную цивилизацию.

В 1883-1898 годах Стриндберг, преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В "Рассказах о браке" (1884-1886) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл "Утопии в действительности" (1885) отразились идеи Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Чернышевского "Что делать?". В творчестве Стриндберга конца 1880-х годов заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье "Натуралистическая драма", предпосланной пьесе "Фрекен Юлия" (1888), Стриндберг, выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие "натуралистические" пьесы Стриндберга "Отец" (1887), "Фрекен Юлия", "Товарищи" (1888) и "Кредиторы" (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Отдав дань модернистским увлечениям, Стриндберг в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

В романе "Жители острова Хемсё" (1887) Стриндберг показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе "Сын служанки" (1886-1887) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 году Стриндберг обратился к учению Фридриха Ницще (роман "Исповедь безумца", 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть "Чандала", 1889; роман "На шхерах", 1890), Стриндберг в конечном счёте развенчивал "сверхчеловеческое" как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам "Ад" (1897) и "Легенды" (1898) присущи элементы мистицизма.

В конце 19 - начале 20 веков им были созданы "лирические", или "камерные", драмы - трилогия "Путь в Дамаск" (1898-1904), "Пляска смерти" (1901), "Игра грёз" (1902), "Соната призраков" (1907). Мечта Стриндберга об экспериментальной сцене была реализована в 1907 году открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве Стриндберга занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: "Густав Васа" (1899), "Эрик XIV" (1899), "Энгельбрект" (1901), "Карл XII" (1901), "Кристина" (1903). Проза 1900-х годов пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы "Одинокий" (1903), "Готические комнаты" (1904), "Чёрные знамена" (1905). Его публицистика ("Открытые письма Интимному театру", 1909, 3-томная "Синяя книга", 1907-1908, "Речи к шведской нации", 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале 20 века Стриндберг наряду с Генриком Ибсеном был "властителем дум" европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества Стриндберга, прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 веков и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии Мориса Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Юджина О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам Стриндберга обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.


В. П. Неустроев.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Биографии писателей
    Шведские писатели
    Известные шведы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru