Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Путешествие в Тунис. От блаженного Августина до Боба Марли
  • Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории
  • Биография Владимира Васильевича Стасова

  • Могучая кучка
  • Знаменитые Владимиры


  • Владимир Васильевич Стасов [2(14).1.1824, Петербург, - 10(23).10.1906, там же], русский художественный и музыкальный критик, историк искусства, археолог. Один из крупнейших деятелей русской демократической культуры 19 века. Почётный член АН (1900). Происходил из даровитой семьи, выдвинувшей ряд крупных деятелей в области культуры и общественно-политической жизни (его отец - архитектор Василий Петрович Стасов). Окончив Училище правоведения (1843), служил по юридической специальности, но вскоре всецело посвятил себя искусству. С 1872 года заведовал художественным отделом Публичной библиотеки (ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина). Главным делом своей жизни Стасов считал художественную и музыкальную критику. С 1847 года систематически выступал в печати со статьями по литературе, искусству, музыке. Деятель энциклопедического типа, Стасов поражал разносторонностью интересов (статьи по вопросам русской и зарубежной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, исследовательские и собирательские работы в области археологии, истории, филологии, фольклористики и др.). Придерживаясь передовых демократических взглядов, Стасов в своей критической деятельности опирался на принципы эстетики русских революционных демократов - Виссариона Григорьевича Белинского, Александра Ивановича Герцена, Николая Гавриловича Чернышевского. Основами передового современного искусства он считал реализм и народность. Стасов боролся против далёкого от жизни академического искусства, официальным центром которого в России была Петербургская императорская АХ, за реалистическое искусство, за демократизацию художественной жизни. Человек огромной эрудиции, связанный дружескими отношениями со многими передовыми художниками, музыкантами, писателями, Стасов был для ряда из них наставником и советчиком, защитником от нападок реакционной официальной критики. Он активно участвовал в творческой жизни Артели художников, Товарищества передвижников, композиторов "Новой русской музыкальной школы", названной им "Могучей кучкой". Стасов первым оценил и поддержал творчество Марка Матвеевича Антокольского, Виктора Михайловича Васнецова, Василия Васильевича Верещагина, Ивана Николаевича Крамского, Василия Григорьевича Перова, Ильи Ефимовича Репина и др., а затем систематически выступал в печати с разбором и поддержкой их новых работ. Анализируя художественные образы произведений, Стасов обличал пережитки крепостничества и буржуазно-самодержавные порядки в России, утверждал демократические идеалы свободы и народоправия, воспитывал художников и читателей в духе патриотизма. Стасов последовательно отстаивал самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он повлиял на формирование эстетических и творческих принципов "Могучей кучки". Был исследователем и пропагандистом творчества Михаила Ивановича Глинки (более 30 работ, в том числе обстоятельная монография, 1857). Ценность представляют его монографии о композиторах Модесте Петровиче Мусоргском, Александре Порфирьефиче Бородине, художниках Карле Павловиче Брюллове, Александре Андреевиче Иванове, Верещагине, Перове, Репине, Крамском, Николае Николаевиче Ге, Антокольском, а также творческие портреты мастеров исполнительского искусства (О. А. Петров, А. Г. Рубинштейн). Стасов поддержал творчество Александра Константиновича Глазунова, Александра Константиновича Лядова, Александра Николаевича Скрябина, Федора Ивановича Шаляпина. Одним из первых Стасов начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, Александра Сергеевича Даргомыжского, Александра Николаевича Серова, Мусоргского). Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Диего Веласкеса, Рембрандта, Франса Халса, Франсиско Гойи. Он пропагандировал в России музыку Людвига Бетховена, Ференца Листа, Гектора Берлиоза, Фридерика Шопена, Эдварда Грига и др. Статьи Стасова публицистичны, полемичны по тону. В пылу боевой запальчивости он впадал иногда в известную односторонность, проявлял излишнюю критичность по отношению к некоторым выдающимся художественным явлениям. Несмотря на это Стасов внёс существенный вклад в разработку важнейших вопросов русской реалистической эстетики. Заботой о русском искусстве пронизана его обширная переписка с художниками, писателями, музыкантами. Труды Стасова принадлежат к классическому наследию русской художественной мысли.


    Ю. В. Келдыш, А. К. Лебедев.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Могучая кучка
  • Знаменитые Владимиры

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru