Иоганн Готфрид Шадов (1764-1850), немецкий скульптор, сын бедного
берлинского портного, учился ваянию сперва у одного неважного художника, а потом
у работавшего тогда в Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта,
который в своих статуях Зейдлица и Кейта, стоящих ныне на Вильгельмовской
площади в Берлине, один из первых решился представить исторические лица в
современных им костюмах, что впоследствии принял себе за правило и Шадов. Ранняя
женитьба на девушке, обеспеченной некоторыми денежными средствами, дала ему
возможность отправиться в 1785 год в Рим. Здесь он сблизился со скульпторами
Триппелем и Зергелем, совершенствовался изучением антиков и вылепил группу
"Персей и Андромеда", за которую была присуждена премия на конкурсе ди-Балестра.
В 1788 году он возвратился в Берлин, получил титул придворного скульптора и был
назначен секретарем королевской академии художеств на место умершего Тассарта. В
1790 году явилось его первое монументальное произведение - надгробный памятник
мальчика - сына графа фон дер Марка, сочиненный еще со значительной примесью
языческой аллегории (находится в берлинской церкви святой Доротеи). Вскоре после
этого была изваяна им мраморная статуя Фридриха Великого для Штетина, в которой
он выказал себя уже более свободным от париковско-античного стиля,
господствовавшего тогда в немецкой скульптуре. Еще более реалистичный характер
получили мраморные статуи генерала Цитена и принца Леопольда Дессауского,
исполненные Шадовым для постановки на Вильгельмовской площади в Берлине и
впоследствии замененные на ней бронзовыми конями работы Кисса. В 1795 году Шадов
вылепил квадригу, украшающую собой (в воспроизведении из гнутой листовой меди)
Бранденбургские ворота в Берлине, и их метопы. Следовавшие затем работы Шадова
были преимущественно портретного рода, и в них еще сильнее, чем прежде,
отражалось его стремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не
всегда к вполне удовлетворительным результатам. Важнейшие из этих работ -
мраморная группа королевы Луизы и королевы Ганноверской, памятники Тауенцина, в
Бреславле, гр. Арнима, в Боиценбурге, принца Александра Прусского и гр. Гольма,
в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна,
Себастьяна Баха и Лессинга. Всего ярче талант
и направление Шадова выразились в монументе Лютера, воздвигнутом в Виттенберге
в 1821 году. В памятнике Блюхеру, исполненном для Ростока (1819), Шадов вернулся
почему-то к своей первоначальной античной манере. Кроме вышеупомянутых, из работ
этого мастера заслуживают внимания прелестная "Спящая нимфа" и бюсты
Карла Великого, Генриха Птицелова, Генриха Льва, Рудольфа Габсбургского,
Канта, Клопштока и Гадлера, находящиеся в
Регенсбургской Вальгалле. В 1805 году Шадов был сделан ректором и с 1816 года
директором Берлинской академии. Им написаны и изданы: "Учение о костях,
мускулах, пропорциях и ракурсах" (1830); "Поликлет, или об измерениях
человеческого тела"(1833); "Народные физиономии" (1834-1835); "Художественные
памятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые другие весьма полезные
в свое время труды.
Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".
Ссылки на эту страницу