Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Роберта Александра Шумана


Афоризмы Шумана
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Близнецы (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Лошади
Известные немцы

Роберт Александр Шуман Роберт Александр Шуман (Schumann) - знаменитый германский композитор, родился 8 июня (27 мая) 1810 года в саксонском городе Цвикау, умер 29 (17) июля 1856 года. Композиторский дар проявился у Шумана очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в Лейпцигский университет, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг - этот музыкальный центр Германии - давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828-1829 годам, относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Шуман перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим знатоком музыки, советовавшим Шуману обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Шумана, убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Шумана: в 1830 году, переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке. Сначала он занялся игрой на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 года, изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1833 году он выступил с ор. 7, impromptu ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений. В 1834 году он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik", восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжалась до 1844 года. В 1854 году его статьи о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием ("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875). В 1834-1835 годах Шуман закончил свои бессмертные произведения для фортепиано - симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836-1839 годах был у Шумана так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Шумана в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон. Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Шуман стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Шуман познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир. С женитьбой Шумана на Кларе Вик, в 1840 году, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 году Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 году Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио. В 1843 году Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату "Рай и Пери", на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Шумана, но особого значения, в смысле успеха композиций Шумана, его поездка по России не имела. В 1845 голу Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847-1848 годах он написал оперу "Геновефа", в 1850 году данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как например Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 году, в сотую годовщину дня рождения Гете. С 1850 года начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для него, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 году имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь средний успех. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания. Шуман всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследовали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 году появились первые признаки душевной болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 году в санаторий близ Бонна, Шуман скончался через два года. В 1880 году, на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Шуману на его могиле в Бонне.

Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли композитора. В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила в натуре Шумана: его "Рай и Пери" - одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности.


Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".

Роберт Шуман (Schumann) (8.06.1810, Цвиккау - 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна) - немецкий композитор и музыкальный критик. Сын книготорговца и издателя, от которого Шуман унаследовал страстную любовь к поэзии и литературе. Учась в гимназии в Цвиккау, он организовал там поэтический кружок, сам писал стихи и даже драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную роль в будущем музыкальном творчестве Шумана. В 1828 году переехал в Лейпциг, где поступил на юридический факультет университета. Одновременно занимался игрой на фортепиано у известного педагога Ф. Вика, на дочери которого Кларе, выдающейся пианистке, Шуман впоследствии женился. В 1829 году жил в Гейдельберге, где слушал лекции по юриспруденции, но не оставлял и занятий музыкой. Вернувшись осенью 1830 года в Лейпциг, Шуман возобновил свои занятия с Виком. Теорию музыки он изучал под руководством Г. Дорна. Увлечение игрой на фортепиано не осталось без следа в творчестве Шумана: весь первый период своей композиторской деятельности он посвятил преимущественно сочинению фортепианной музыки. В 1830-е годы были созданы "Бабочки", "Карнавал", "Симфонические этюды", "Крейслериана", сонаты и многие другие прославленные сочинения.

Но Шуман занимался не только композиторским творчеством. Многие уродливые стороны немецкой действительности того времени заставили его принять на себя бой с мещанством и пошлостью в музыке и стать во главе борьбы за новое, передовое музыкальное искусство. С этой целью Шуман основал в Лейпциге в 1834 году "Новый музыкальный журнал". Часто критические статьи Шумана носили своеобразный характер художественных новелл или диалогов, подписанных вымышленными именами, под которыми подразумевались различные стороны облика самого Шумана: Флорестан - юноша горячий, пылкий, страстный спорщик; Эвсебий - натура мечтательная, поэтическая. Эти лица, составляющие в совокупности сложную и противоречивую натуру самого Шумана, наряду с некоторыми другими действительно существовавшими музыкантами (Фридрих и Клара Вик, Берлиоз, Паганини, Шопен и др.) образовали по идее Шумана вымышленное содружество "давидс-бюндлеров" (участники "Союза Давида" - по имени библейского царя, покровителя музыки), призванное вести борьбу с музыкальным филистерством.

Среди музыкально-критических статей Шумана, написанных в 1830-е годы, выделяются статьи о Шопене, в которых он не только первый заговорил во весь голос о гениальности великого польского композитора (известна фраза Шумана: "Снимите шляпы, перед вами гений!"), но и с поразительной чуткостью услышал в музыке Шопена идеи, чувства и настроения, вызванные освободительной борьбой польского народа. Из других работ Шумана должны быть отмечены статьи о "Фантастической симфонии" Берлиоза, о 9-й симфонии Бетховена, о До-мажорной симфонии Шуберта. В течение 10 лет Шуман руководил своим журналом, а в 1844 году передал руководство Бренделю, хотя продолжал сохранять связь с журналом и изредка помещал там статьи. Последней статьей Шумана, "лебединой песней" в его критической деятельности, была написанная в 1853 году статья о молодом, начинающем композиторе Иоганнесе Брамсе, названная "Новые пути".

Конец 1830-х годов был полон тяжелых переживаний в жизни Шумана: полюбив Клару Вик и встретив в ней взаимное чувство, он добивался права жениться на ней. Но отец Клары, желая эксплуатировать ее выдающийся музыкальный талант, препятствовал женитьбе. Наконец, дождавшись совершеннолетия Клары, молодые, прибегнув к суду, в 1840 году получили право сочетаться браком. Мучительная, полная душевных терзаний "борьба за Клару" вызвала в творчестве Шумана ряд произведений, посвященных любовной лирике. 1840 год биографы Шумана называют "годом песен" - в этом году он написал 134 песни для голоса с сопровождением фортепиано, подавляющее большинство которых посвящено страданиям и радостям любви. Среди этих перлов вокальной лирики выделяются циклы песен "Любовь поэта" на слова Гейне, "Любовь и жизнь женщины" на слова Шамиссо, "Мирты" на слова разных поэтов.

С начала 1840-х годов Шуман обращается к сочинению крупных симфонических, камерных и ораториальных произведений. В 1843 году Шуман около года вел класс фортепиано, композиции и чтения партитур в только что основанной Мендельсоном Лейпцигской консерватории. В 1844 году Шуман вместе с Кларой совершил концертную поездку в Петербург и Москву, где музыка Шумана имела большой успех в передовых кругах русского общества. О пребывании Шумана в России имеются интересные воспоминания у Стасова; в недавнее время издан и путевой дневник который вела во время этой поездки Клара Шуман.

В том же 1844 году Шуман поселился в Дрездене, где интенсивно протекала его творческая деятельность, преимущественно в области крупных жанров. С 1847 года он взял на себя руководство Дрезденским хоровым обществом, а в 1848 году сам основал хоровое общество. В том же году в виде отклика на революционные события возникают его хоры на слова Ф. Фрейлиграта. В 1850 году Шуман был приглашен в Дюссельдорф на должность музыкального директора-руководителя и дирижера хоровыми и симфоническими концертами. Эта работа была прервана прогрессировавшей болезнью. Уже на протяжении ряда лет он испытывал жестокие приступы психического заболевания. Болезнь Шумана привела и к упадку его творческих сил в последние годы жизни, хотя он и написал в это время ряд крупных произведений, в т. ч. оперу "Геновева", музыку к драматической поэме Байрона "Манфред" с гениальной увертюрой и др. Состояние Шумана становилось все тяжелее, и в один злосчастный день 1854 года он, незаметно покинув общество гостей, ушел из дому и бросился в Рейн. Случайно подоспевшие рыбаки его спасли. Следующие два года Шуман провел в доме для душевнобольных недалеко от Бонна, где и умер.

Творчество Шумана принадлежит к наиболее обаятельным страницам в истории музыкального романтизма. Страстные мятежные порывы и мечтательная лирика, портретные характеристики людей и поэтические картины природы, жанрово-танцевальные эпизоды и тонкие оттенки душевных движений и психологических состояний - все это нашло в музыке Шумана совершенное художественное воплощение. Многие его произведения овеяны духом романтической поэзии и тесно связаны с ней. Образы Жан-Поля Рихтера ("Карнавал", "Бабочки"), Гофмана ("Крейслериана"), Г. Гейне (цикл песен "Любовь поэта" и другие песни) определили многое в музыкально-поэтическом строе шумановского творчества. При этом музыка Шумана не есть просто перевод на музыкальный язык произведений поэзии и литературы: последняя преломляется в ней субъективно, сквозь тонкую и артистически чуткую натуру композитора, окрашивается его самобытной творческой индивидуальностью.

В области фортепианной музыки Шуман - создатель особого жанра: произведений крупных масштабов, представляющих собой сюитные циклы из большого количества миниатюр, связанных единством идейного содержания и интонационно-тематической основы. Резко контрастные образы проносятся перед слушателем, как в калейдоскопе, образуя в своей совокупности единую концепцию. Таков "Карнавал"; таковы "Симфонические этюды", представляющие новаторское решение проблемы вариационного цикла. Особенность шумановских романтических вариаций заключается в том, что вариационные изменения темы постоянно приводят к образованию ряда новых контрастных образов. Образной контрастностью отличаются также его 3 фортепианные сонаты, "Фантазия", знаменитый концерт для фортепиано с оркестром, представляющий одно из высочайших достижений в этом жанре музыки. Особое место среди фортепианных сочинений Шумана занимает его широко известный "Альбом для юношества", прочно вошедший в педагогическую практику, и цикл миниатюр "Детские сцены"; в обоих этих сочинениях заметно поразительное проникновение в детскую психологию.

Песенное творчество Шумана занимает одно из самых выдающихся мест в вокальной лирике 19 века. Развивая и обогащая шубертовскую традицию, Шуман создал многие песни и песенные циклы, непревзойденные по глубине и тонкости проникновения в поэтический образ. "Любовь поэта" - это редкий образец единства и синтеза музыкального и поэтического выражения. Вокальные и фортепианные партии в шумановских песнях одинаково участвуют в воплощении поэтического образа: Шуман редко прибегает к звуковой изобразительности - он создает в фортепианных партиях своих песен психологически тонкие картины настроения, раскрывающие внутренний подтекст и эмоциональный смысл стихотворений Гейне, Шамиссо, или Эйхендорфа.

К числу лучших произведений Шумана относятся и отдельные симфонии, увертюра "Манфред", камерные ансамбли, в особенности блестящий, исполненный жизнерадостности фортепианный квинтет; все это - произведения, несомненно входящие в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства послебетховенского времени.

Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов, поэтичность и задушевность, его борьба против всяческой рутины за передовое музыкальное искусство привлекли к нему симпатии широких кругов слушателей и передовых музыкантов. Великие русские музыканты (представители "Могучей кучки", Рубинштейн, Чайковский) были подлинными ценителями и почитателями музыки Шумана.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Болезнь и смерть Шумана
    Дата: 2016-01-28 20:51:26

    В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Шуман умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

    Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Шумана
    Немецкие композиторы
    Биографии композиторов
    Близнецы (по знаку зодиака)
    Кто родился в Год Лошади
    Известные немцы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru