![]() |
![]() |
|||
![]() |
||||
Биография Роберта Александра Шумана • Афоризмы Шумана • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Близнецы (по знаку зодиака) • Кто родился в Год Лошади • Известные немцы
Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-1853). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста - все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя. К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это - скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли композитора. В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весенней симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие - к "Манфреду" и "Геновефе". В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила в натуре Шумана: его "Рай и Пери" - одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор. Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь". Роберт Шуман (Schumann) (8.06.1810, Цвиккау - 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна) - немецкий композитор и музыкальный критик. Сын книготорговца и издателя, от которого Шуман унаследовал страстную любовь к поэзии и литературе. Учась в гимназии в Цвиккау, он организовал там поэтический кружок, сам писал стихи и даже драмы. Увлечение поэзией сыграло очень важную роль в будущем музыкальном творчестве Шумана. В 1828 году переехал в Лейпциг, где поступил на юридический факультет университета. Одновременно занимался игрой на фортепиано у известного педагога Ф. Вика, на дочери которого Кларе, выдающейся пианистке, Шуман впоследствии женился. В 1829 году жил в Гейдельберге, где слушал лекции по юриспруденции, но не оставлял и занятий музыкой. Вернувшись осенью 1830 года в Лейпциг, Шуман возобновил свои занятия с Виком. Теорию музыки он изучал под руководством Г. Дорна. Увлечение игрой на фортепиано не осталось без следа в творчестве Шумана: весь первый период своей композиторской деятельности он посвятил преимущественно сочинению фортепианной музыки. В 1830-е годы были созданы "Бабочки", "Карнавал", "Симфонические этюды", "Крейслериана", сонаты и многие другие прославленные сочинения. Но Шуман занимался не только композиторским творчеством. Многие уродливые стороны немецкой действительности того времени заставили его принять на себя бой с мещанством и пошлостью в музыке и стать во главе борьбы за новое, передовое музыкальное искусство. С этой целью Шуман основал в Лейпциге в 1834 году "Новый музыкальный журнал". Часто критические статьи Шумана носили своеобразный характер художественных новелл или диалогов, подписанных вымышленными именами, под которыми подразумевались различные стороны облика самого Шумана: Флорестан - юноша горячий, пылкий, страстный спорщик; Эвсебий - натура мечтательная, поэтическая. Эти лица, составляющие в совокупности сложную и противоречивую натуру самого Шумана, наряду с некоторыми другими действительно существовавшими музыкантами (Фридрих и Клара Вик, Берлиоз, Паганини, Шопен и др.) образовали по идее Шумана вымышленное содружество "давидс-бюндлеров" (участники "Союза Давида" - по имени библейского царя, покровителя музыки), призванное вести борьбу с музыкальным филистерством. Среди музыкально-критических статей Шумана, написанных в 1830-е годы, выделяются статьи о Шопене, в которых он не только первый заговорил во весь голос о гениальности великого польского композитора (известна фраза Шумана: "Снимите шляпы, перед вами гений!"), но и с поразительной чуткостью услышал в музыке Шопена идеи, чувства и настроения, вызванные освободительной борьбой польского народа. Из других работ Шумана должны быть отмечены статьи о "Фантастической симфонии" Берлиоза, о 9-й симфонии Бетховена, о До-мажорной симфонии Шуберта. В течение 10 лет Шуман руководил своим журналом, а в 1844 году передал руководство Бренделю, хотя продолжал сохранять связь с журналом и изредка помещал там статьи. Последней статьей Шумана, "лебединой песней" в его критической деятельности, была написанная в 1853 году статья о молодом, начинающем композиторе Иоганнесе Брамсе, названная "Новые пути". Конец 1830-х годов был полон тяжелых переживаний в жизни Шумана: полюбив Клару Вик и встретив в ней взаимное чувство, он добивался права жениться на ней. Но отец Клары, желая эксплуатировать ее выдающийся музыкальный талант, препятствовал женитьбе. Наконец, дождавшись совершеннолетия Клары, молодые, прибегнув к суду, в 1840 году получили право сочетаться браком. Мучительная, полная душевных терзаний "борьба за Клару" вызвала в творчестве Шумана ряд произведений, посвященных любовной лирике. 1840 год биографы Шумана называют "годом песен" - в этом году он написал 134 песни для голоса с сопровождением фортепиано, подавляющее большинство которых посвящено страданиям и радостям любви. Среди этих перлов вокальной лирики выделяются циклы песен "Любовь поэта" на слова Гейне, "Любовь и жизнь женщины" на слова Шамиссо, "Мирты" на слова разных поэтов. С начала 1840-х годов Шуман обращается к сочинению крупных симфонических, камерных и ораториальных произведений. В 1843 году Шуман около года вел класс фортепиано, композиции и чтения партитур в только что основанной Мендельсоном Лейпцигской консерватории. В 1844 году Шуман вместе с Кларой совершил концертную поездку в Петербург и Москву, где музыка Шумана имела большой успех в передовых кругах русского общества. О пребывании Шумана в России имеются интересные воспоминания у Стасова; в недавнее время издан и путевой дневник который вела во время этой поездки Клара Шуман. В том же 1844 году Шуман поселился в Дрездене, где интенсивно протекала его творческая деятельность, преимущественно в области крупных жанров. С 1847 года он взял на себя руководство Дрезденским хоровым обществом, а в 1848 году сам основал хоровое общество. В том же году в виде отклика на революционные события возникают его хоры на слова Ф. Фрейлиграта. В 1850 году Шуман был приглашен в Дюссельдорф на должность музыкального директора-руководителя и дирижера хоровыми и симфоническими концертами. Эта работа была прервана прогрессировавшей болезнью. Уже на протяжении ряда лет он испытывал жестокие приступы психического заболевания. Болезнь Шумана привела и к упадку его творческих сил в последние годы жизни, хотя он и написал в это время ряд крупных произведений, в т. ч. оперу "Геновева", музыку к драматической поэме Байрона "Манфред" с гениальной увертюрой и др. Состояние Шумана становилось все тяжелее, и в один злосчастный день 1854 года он, незаметно покинув общество гостей, ушел из дому и бросился в Рейн. Случайно подоспевшие рыбаки его спасли. Следующие два года Шуман провел в доме для душевнобольных недалеко от Бонна, где и умер. Творчество Шумана принадлежит к наиболее обаятельным страницам в истории музыкального романтизма. Страстные мятежные порывы и мечтательная лирика, портретные характеристики людей и поэтические картины природы, жанрово-танцевальные эпизоды и тонкие оттенки душевных движений и психологических состояний - все это нашло в музыке Шумана совершенное художественное воплощение. Многие его произведения овеяны духом романтической поэзии и тесно связаны с ней. Образы Жан-Поля Рихтера ("Карнавал", "Бабочки"), Гофмана ("Крейслериана"), Г. Гейне (цикл песен "Любовь поэта" и другие песни) определили многое в музыкально-поэтическом строе шумановского творчества. При этом музыка Шумана не есть просто перевод на музыкальный язык произведений поэзии и литературы: последняя преломляется в ней субъективно, сквозь тонкую и артистически чуткую натуру композитора, окрашивается его самобытной творческой индивидуальностью. В области фортепианной музыки Шуман - создатель особого жанра: произведений крупных масштабов, представляющих собой сюитные циклы из большого количества миниатюр, связанных единством идейного содержания и интонационно-тематической основы. Резко контрастные образы проносятся перед слушателем, как в калейдоскопе, образуя в своей совокупности единую концепцию. Таков "Карнавал"; таковы "Симфонические этюды", представляющие новаторское решение проблемы вариационного цикла. Особенность шумановских романтических вариаций заключается в том, что вариационные изменения темы постоянно приводят к образованию ряда новых контрастных образов. Образной контрастностью отличаются также его 3 фортепианные сонаты, "Фантазия", знаменитый концерт для фортепиано с оркестром, представляющий одно из высочайших достижений в этом жанре музыки. Особое место среди фортепианных сочинений Шумана занимает его широко известный "Альбом для юношества", прочно вошедший в педагогическую практику, и цикл миниатюр "Детские сцены"; в обоих этих сочинениях заметно поразительное проникновение в детскую психологию. Песенное творчество Шумана занимает одно из самых выдающихся мест в вокальной лирике 19 века. Развивая и обогащая шубертовскую традицию, Шуман создал многие песни и песенные циклы, непревзойденные по глубине и тонкости проникновения в поэтический образ. "Любовь поэта" - это редкий образец единства и синтеза музыкального и поэтического выражения. Вокальные и фортепианные партии в шумановских песнях одинаково участвуют в воплощении поэтического образа: Шуман редко прибегает к звуковой изобразительности - он создает в фортепианных партиях своих песен психологически тонкие картины настроения, раскрывающие внутренний подтекст и эмоциональный смысл стихотворений Гейне, Шамиссо, или Эйхендорфа. К числу лучших произведений Шумана относятся и отдельные симфонии, увертюра "Манфред", камерные ансамбли, в особенности блестящий, исполненный жизнерадостности фортепианный квинтет; все это - произведения, несомненно входящие в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства послебетховенского времени. Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов, поэтичность и задушевность, его борьба против всяческой рутины за передовое музыкальное искусство привлекли к нему симпатии широких кругов слушателей и передовых музыкантов. Великие русские музыканты (представители "Могучей кучки", Рубинштейн, Чайковский) были подлинными ценителями и почитателями музыки Шумана. М. Ю. Миркин. Комментарии к статье: Автор: Болезнь и смерть Шумана Дата: 2016-01-28 20:51:26 В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Шуман умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне. Добавить комментарий к статье • Афоризмы Шумана • Немецкие композиторы • Биографии композиторов • Близнецы (по знаку зодиака) • Кто родился в Год Лошади • Известные немцы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |