Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Франции
  • Остров желаний. На Родосе они сбываются
  • Биография Тараса Григорьевича Шевченко (Taras Shevchenko)

  • Новости
  • Биографии поэтов
  • Рыбы (по знаку зодиака)


  • Добавить отзыв о человеке

    Тарас Григорьевич Шевченко Тарас Григорьевич Шевченко [25.2(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского района Черкасской области, - 26.2(10.3).1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет "казачком" у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 года жил с помещиком в Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831 года) был отдан (в 1833 году) в обучение к "разных живописных дел цеховому мастеру" Ширяеву. Весной 1838 года Шевченко был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Шевченко - баллада "Порченая", стихотворения "Думка" ("Течёт вода в сине море"), "Вечной памяти Котляревского" и поэма "Катерина" - датируются 1837-1838 годами.

    В 1840 году вышел сборник поэтических произведений Шевченко "Кобзарь", где были впервые опубликованы стихотворения "Думы мои", "Перебендя", "Думка" ("Нащо менi чорнi брови..."), "К Основьяненко", "Иван Подкова", баллада "Тополь", поэмы "Катерина" и "Тарасова ночь". Раннее творчество Шевченко, итоги которого были подведены появлением "Кобзаря", развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведениях Шевченко заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. "Катерина", например, - вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Шевченко всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство [поэмы "Слепая" (1842), "Марина" (1848), "Княжна" (1847)].

    То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений "Тарасова ночь" (1838), "Иван Подкова" (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм "Гайдамаки" (1841) изображены события великого народного восстания 1768 года, известного под названием "Колиивщина", против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Шевченко стремился призвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

    В мае 1843 года Тарас Шевченко поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844 года; весной 1845 года снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Шевченко. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом ("Три года"), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 году Шевченко вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 года по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 году - в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне город Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, "сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания". Утверждая приговор о ссылке и "строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений", Николай I добавил от себя: "под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать".

    Стихи и поэмы "Сон" (1844), "Кавказ" (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Шевченко поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колониального угнетения. Оба произведения знаменовали новый шаг в развитии реализма Шевченко, в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 1840-50-х годов украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 веке большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение "Завещание"> ("Як умру, то поховайте...", 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма "Еретик" ("Иван Гус") (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

    В ссылке Тарас Шевченко пробыл с июня 1847 по август 1857 года и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Шевченко и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы "невольничьей музы" (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений "Цари" (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле "В каземате" (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах - чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении "Топор был за дверью у господа бога...", 1848).

    В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-1855), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы" (все - 1855), "Художник" (1856); ранее были написаны повести "Наймичка" (1844) и "Варнак" (1845); после ссылки - "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1856-1858); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей "Варнак", "Музыкант", "Художник", "Прогулка..." - личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора - убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике "натуральной школы" в русской литературе.

    Возвращение Шевченко из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858 года. Здесь он сблизился с кругом авторов "Современника" и близко сошёлся с Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Некрасовым, М. Л. Михайловым, братьями Курочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. "Третье отделение" снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859 года, когда Шевченко поехал на Украину, его арестовали близ села Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

    В 1860 году появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) издание "Кобзаря" (однако поэмы "Сон", "Кавказ", "Еретик", стихотворение "Завещание" и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на "Кобзарь" рецензией в "Современнике", назвав Шевченко "... поэтом совершенно народным...". Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в "Кобзарь", друзья поэта опубликовали в 1859 году в Лейпциге.

    Произведения 1857-1861 годов - вершина поэзии Тараса Шевченко, теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих "Доля", "Муза", "Слава", 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы "Неофиты", "Юродивый" (обе - 1857), "Мария" (1859) и лирика 1850-х - начала 1860-х годов. В "Неофитах" Шевченко прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях - помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам ("Подражание 11 псалму", "Осии, глава XIV", поэма "Мария") тоже использованы Шевченко для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики "О, люди, бедные, слепые...", "И Архимед и Галилей", "Нигде ни в чём отрады нету", "Хотя лежачего не бьют" (все - 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что "будет кара! царям, царятам на земле". В этих и других стихах (особенно "Свете тихий! Свете ясный!...") Шевченко прозревал будущее в свете социалистических идеалов.

    Поэтика Шевченко, близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Шевченко опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12-11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Шевченко внёс в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

    Многие произведения Шевченко положены на музыку Н. В. Лысенко и другими украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и русскими (Мусоргский, Чайковский, Рахманинов) композиторами. Стихотворения "Думы мои, думы мои", "Завещание", начало баллады "Порченая" ("Реве та стогне Днiпр широкий") стали народными песнями; "Завещание" вошло в круг революционных песен.

    Смерть Шевченко была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение "На смерть Шевченко". Герцен поместил в "Колоколе" проникновенный некролог.

    Шевченко известен также как художник. В 1838-1845 годах он учился в петербургской АХ у Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах ("Катерина", 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко, серия офортов "Живописная Украина", изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия "Притча о блудном сыне", "Наказание шпицрутенами" - тушь, бистр, 1856-1857, и др.). По возвращении из ссылки Шевченко много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 году получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов ("Автопортрет", 1840-1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

    Тарас Григорьевич Шевченко - основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Шевченко переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Шевченко существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Шевченко), селе Шевченко, селе Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и сёлах. Его имя носят Институт литературы АН УССР и Киевский университет; в республике учреждена премия им. Шевченко. В мае 1861 года гроб с прахом Шевченко был перевезён на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.


    М. Н. Пархоменко.
    Большая советская энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2014-10-02. Портрет Тараса Шевченко высотой с 17-этажный дом появится в Харькове
    Художники творческой группы «Kailas-V» приступили к изготовлению самого большого на Украине портрета Тараса Шевченко. На стену 17-этажного дома в Харькове уже нанесен эскиз рисунка, общая площадь которого составит около 500 квадратных метров, сообщает официальный сайт горсовета Харькова.

    2014-03-07. В Москве открыли памятник Тарасу Шевченко
    В Москве открыли после реставрации памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко. Как сообщает 7 марта ИТАР-ТАСС, в церемонии открытия участвовал министр культуры РФ Владимир Мединский.

    2013-03-15. Оренбургские телевизионщики извинились за сравнение Шевченко с Гитлером
    Директор ГТРК «Оренбург» Лариса Мурашова извинилась за «ряд некорректных высказываний» о творчестве украинского поэта Тараса Шевченко. Запись программы «Вести Оренбуржья», в которой выступила Мурашова, была опубликована на сайте телекомпании.


  • Новости
  • Биографии поэтов
  • Рыбы (по знаку зодиака)

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru