Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Шри-Ланка. Жемчужина в Индийском океане
Китайский Остров Свободы

Биография Веры Игнатьевны Мухиной (Vera Mukhina)


Легкомысленный шарфик Веры Мухиной
Скульптор советской эпохи
Биографии скульпторов
Раки (по знаку зодиака)
Российские скульпторы
Знаменитые женщины по имени Вера

Вера Игнатьевна Мухина [19.6(1.7).1889, Рига, - 6.10.1953, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Училась в Москве (1909-1912) у Юона и Машкова, а также в Париже (1912-1914) у Э. А. Бурделя. С 1909 жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926-1927) и Вхутеине (1926-1930). Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных некоторым влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм ("Пьета", глина, 1916, не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 года Мухина участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (проект памятника Н. И. Новикову, глина, 1918, не сохранился). В 1920-е годы Мухина создала проекты памятников - романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В. М. Загорскому, 1921, "Пламя революции", 1922-1923, оба - гипс, Музей Революции СССР, Москва), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры ("Ветер", 1926-1927, "Крестьянка", 1927, обе - бронза, Третьяковская галерея). В 1930-е годы Мухина переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, Мухина иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели ("С. А. Котляревский", бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника ("С. А. Замков", мрамор, 1935, там же), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 1930-х годов Мухина всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков - 24-метровая группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ СССР в Москве; нержавеющая сталь, 1935-1937; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б. М. Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением социалистического реализма, но и всемирно известным символом нового общества, движущегося к коммунизму. Среди лучших работ Мухиной последующих лет - памятник М. Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (архитектор В. В. Лебедев, П. П. Штеллер, бронза, гранит, 1938-1939, установлен в 1952 году в городе Горьком), а также декоративная группа "Хлеб", гармонически-плавные, "певучие" ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская галерея). В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Мухина работает преимущественно в области портрета (неизменно связывая индивидуальные особенности человеческой личности с судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов ("Б. А. Юсупов" и "И. Л. Хижняк", оба - гипс, 1942, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1943), создаёт образы деятелей науки и культуры ("Хирург Н. Н. Бурденко", гипс, 1943, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; "Академик А. Н. Крылов", дерево, 1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним ("Партизанка", гипс, 1942, Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская галерея). В послевоенный период Мухина вновь обращается к монументальной скульптуре, практически воплощая исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор З. М. Розенфельд; бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952), работая над многофигурной композицией "Требуем мира!" (совместно с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым; гипс, 1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951) и памятником П. И. Чайковскому в Москве (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор А. А. Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить художественный язык советского искусства, Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора (статуэтка "С. Г. Корень в роли Меркуцио", 1949, и др.), театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к "Электре" Софокла, 1944, в Театре им. Е. Вахтангова, Москва, и др.), была одним из инициаторов движения за улучшение производства советского художественного стекла, работая в этой области в 1938-1953 годах ("Женский торс", 1929-1952). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки Мухиной, с изысканным лаконизмом передающие особенности пластического строения натуры. Награждена 2 орденами, а также медалями. Имя Веры Мухиной присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу (1953).


И. М. Соколова.
Большая советская энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Легкомысленный шарфик Веры Мухиной
    Скульптор советской эпохи
    Биографии скульпторов
    Раки (по знаку зодиака)
    Российские скульпторы
    Знаменитые женщины по имени Вера
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru